Дело № 2-4878/2020
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации21 декабря 2020 г г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,
при секретаре Агаеве Ш.Ш.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Кировского района
г. Саратова – Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Озинского района Саратовской области в интересах Бегарстанова ФИО7 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
заместитель прокурора Озинского района Саратовской области обратился в суд в интересах Бегарстанова ФИО8 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования следующим.
Прокуратурой Озинского района Саратовской области по обращению Бегарстанова ФИО9 проведена проверка соблюдения жилищных прав при постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Установлено, что Бегарстанов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Мать ФИО3 решением Ершовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 428-Р от 18.10.2010 года Бегарстанов ФИО11 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.
С ДД.ММ.ГГГГ изменен порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилым помещением.
Таким образом, в связи с тем, что до ДД.ММ.ГГГГ Бегарстановым ФИО12 не реализовано принадлежащее ему право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. Однако, данное помещение до настоящего времени Бегарстанову ФИО13 не предоставлено.
Учитывая, что Бегарстанову ФИО14 исполнилось 18 лет, то есть, он достиг возраста, по достижении которого ему должно быть предоставлено жилое помещение, у него в силу указанных норм возникло право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения независимо от иных лиц, состоящих на учете.
Поскольку жилое помещение до настоящего времени не предоставлено, прокуратура Озинского района Саратовской области просит суд обязать ответчика предоставить Бегарстанову ФИО15 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области в р.п. Озинки Саратовской области общей площадью не менее 30 кв.м.
Истец Бегарстанов ФИО16 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
В судебное заседание не явился представитель ответчика министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица министерства финансов Саратовской области в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Кировского района г. Саратова – Сидорова Н.В. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
С 01.01.2013 года вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ч. 2 ст. 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от 29 февраля 2012 года № 15 действие положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (п.2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п.4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (п. 5).
В судебном заседании установлено, что Бегарстанов ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Мать ФИО3 решением Ершовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав.
Распоряжением министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области № 428-Р от 18.10.2010 года Бегарстанов ФИО18 принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в собственности жилых помещений у Бегарстанова ФИО19 не имеется.
С момента постановки Бегарстанова ФИО20 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и до настоящего времени жилое помещение Бегарстанову ФИО21 предоставлено не было, с учета в установленном порядке Бегарстанов ФИО22 не снимался.
Таким образом, установлено, что Бегарстанов ФИО23 является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области с составом семьи 1 человек.
Сведений о том, что Бегарстанов ФИО24 улучшил свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.
Положениями ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Постановлении от 24.05.2001 года № 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности предоставить Бегарстанову ФИО25 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
Согласно п. 3 ст. 7 Закона Саратовской области от 02.08.2012 № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области определяется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений: 1) в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если имеются сведения о том, что в населенном пункте в пределах такого муниципального района, городского округа расположено последнее место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, а если сведения о последнем месте жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отсутствуют, - то в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если такой муниципальный район либо такой городской округ (населенный пункт, расположенный в пределах муниципального района) является местом их первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации у прокурора имеется безусловное право обратиться в суд в интересах Бегарстанова ФИО26 в защиту ее жилищных прав с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Бегарстанов ФИО27 выразил желание получить жилое помещение в р.п. Озинки Саратовской области, суд полагает возможным удовлетворить требование прокурора и обязать ответчика в лице министерства строительства и ЖКХ Саратовской области предоставить
Бегарстанову ФИО28 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в р.п. Озинки Саратовской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора Озинского района Саратовской области в интересах Бегарстанова ФИО29 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовкой области, третье лицо – министерство финансов Саратовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить Бегарстанову ФИО30 жилое помещение общей площадью не менее 30 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области в р.п. Озинки Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме – 28.12.2020 г. через Кировский районный суд г. Саратова.
Судья: Е.Б. Сорокина