Дело № 5-15/2018
Шарыповский городской суд Красноярского края
662311, Красноярский край, город Шарыпово, Пионерный микрорайон, д. 11.
Постановление
по делу об административном правонарушении
06 февраля 2018 года г. Шарыпово
Судья Шарыповского городского суда Красноярского края Еремин Р.М.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Баевой Л.Е. (по доверенности),
представителя административного органа – территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Шарыпово – Мартыненко О.Б.,
рассмотрев протокол об административном правонарушении и материалы к нему в отношении
индивидуального предпринимателя Першина И.Ю., <данные изъяты>,
привлекаемой к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю в г. Шарыпово в Шарыповский городской суд поступили протокол об административном правонарушении № 1115 от 01 февраля 2018 года и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренному ст. 6.4 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя Першина И.Ю..
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю Аккерта М.Р. от 28.12.2017 года № 7146 в отношении ИП Першина И.Ю., осуществляющей фактическую деятельность по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, 6 микрорайон, д. 40 помещение 3 (предприятие розничной торговли - магазин «Пивной причал»), проведена внеплановая выездная проверка. По результатам проверки 01.02.2018 года было установлено, что в магазине «Пивной причал», по указанному выше адресу, осуществляется реализация алкогольной продукции (пиво), рыбной продукции. Товар выставлен к реализации, имеет ценники. В «Уголке покупателя» размещены ИНН, ОГРНИП Першина И.Ю.
При проведении надзорных мероприятий было выявлено нарушение ст. 24 ФЗ РФ от 30.03.1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.7 СанПиН 2.1.22645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», п.п. 2.4, 5.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продуктов», выразившееся в загрузки продукции в магазин «Пивной причал» через центральную (единственную) дверь, через которую входят и выходят покупатели, персонал данного магазина. Затем продукция через все торговое помещение перемещается в складское помещение. Загрузка пищевых продуктов в магазин осуществляется под окнами жилых квартир, без использования подземных туннелей, специальных загрузочных помещений, ввиду их отсутствия.
Шум от деятельности магазина «Пивной причал» создает реальную угрозу причинения вреда здоровью граждан, так как шум мешает сну, отдыху, умственной работе, вызывает головную боль, раздражительность, беспокойство, затрудняет восприятие речи (нахождение жителей данного дома в своих квартирах, под постоянным шумовым воздействием, неблагоприятно воздействует на все системы организма и может явится причиной возникновения заболеваний, в первую очередь нервной, сердечнососудистой систем и органов пищеварения, в том числе гипертонической болезни и ишемической болезни сердца).
Загрузка пищевых продуктов, устроенная в нарушение норм санитарного законодательства, напрямую ухудшает условия проживания, несет угрозу жизни жителей данного жилого дома – работающие двигатели грузовых автомобилей, обеспечивающих доставку пищевых продуктов в организацию (многократно за день) и разгружаются под окнами жилых помещений многоквартирного дома, выделяющие в атмосферный воздух газы от работы двигателей, способствуют нахождению жителей под постоянным шумовым воздействием, неблагоприятно влияющим на все системы организма и могут явиться причиной возникновения заболеваний, в первую очередь нервной системы (повышенная раздражительность, бессонница, головные боли), сердечнососудистой системы и органов пищеварения, в том числе гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, особенно предрасположенных пожилых людей, обостряя хронические респираторные заболевания (хроническая обстуктивная болезнь легких, бронхиальная астма), а также ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, как более восприимчивых к воздействию неблагоприятных факторов среды обитания.
В соответствии со ст.ст. 27.16, 28.2, 28.3 КоАП РФ был составлен протокол о временном запрете деятельности и в 14 часов 00 минут 01 февраля 2018 года прекращена деятельность магазина «Пивной причал», расположенного по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, 6 микрорайон, д. 40 помещение 3 до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в городе Шарыпово Мартыненко О.Б. пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными, в связи с чем, просит назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
При рассмотрении дела представитель индивидуального предпринимателя Баева Л.Е. вину в совершенном административного правонарушения не признала. Пояснила, что данное помещение, используемое под магазин, находится в аренде и по условиям договора они не могут производить монтаж дополнительных дверей, входов и тому подобное.
Изучив протокол об административном правонарушении, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 6.4 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Пунктами 2.4, 5.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» установлено, что загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений. В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее ФЗ № 294).
В силу пункта 1 статьи 2 ФЗ № 294 государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля, федерального государственного пробирного надзора, а также контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 14 названного ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Согласно статьям 9 и 10 ФЗ № 294 проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
В силу части 5 статьи 10 указанного ФЗ Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Как следует из распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки индивидуального предпринимателя от 28.12.2017 года № 7146 проверка проводилась с целью установления наличия (отсутствия) фактов негативного влияния на условия проживания (шум) от работы инженерно-технологического оборудования организации торговли - магазина «Пивной причал» ИП Першина И.Ю. по адресу: Красноярский край, г. Шарыпово, 6 микрорайон, д. 40, помещение 3, оценки условий, созданных для загрузки пищевых продуктов в организации торговли, т.е. данных, указывающих на нарушение санитарно-эпидемиологических требований, изложенных в обращении К, жительницы дома № 40 в 6 микрорайоне г. Шарыпово Красноярского края (вх. № К-8342 от 28.11.2017), на основании мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля (надзора) от 19.12.2017г., для предотвращения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан.
Задачами проверки являются: осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактика массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений).
В процессе проверки провести следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки: рассмотрение документов индивидуального предпринимателя; обследование используемых ИП при осуществлении его деятельности территорий, зданий, помещений, сооружений, находящегося там оборудования и иного имущества по адресу: г. Шарыпово, 6 мкр-он, д. 40, пом. 3; проведение измерений уровней звука (шума) в жилых помещениях
квартиры, указанной в обращении заявителя К; проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы по физическим факторам, устройству холодильного оборудования, условий, созданных для загрузки пищевых продуктов.
Шарыповским межрайонным прокурором 28.12.2017 года принято решение о согласовании проверки.
Отделом Управления Роспотребнадзора в доказательства вины Першина И.Ю. в совершении административного правонарушения приложены: протокол об административном правонарушении, протокол о временном запрете деятельности; пояснения жильцов дома.
ИП Першина И.Ю. вменяется нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации помещения, выраженные в загрузке продукции в магазин через единственную дверь, загрузке пищевых продуктов в магазин под окнами жилых квартир, шумовом воздействии от работы двигателей грузовых автомобилей, обеспечивающих доставку пищевых продуктов в организацию (многократно за день). Однако доказательства этому в материалах дела отсутствуют, имеются лишь пояснения жителей дома, которые жалуются на шум от работы магазина.
В материалах дела также отсутствуют сведения о том, что проводились замеры шума от работы инженерно-технологического оборудования, обследование находящегося оборудования. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что внеплановая проверка проводилась с нарушением цели ее проведения.
Согласно ч.ч. 1, 4, 6 ст. 16 ФЗ № 294 по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
В нарушение ст. 16 указанного ФЗ по результатам проверки должностным лицом, проводящим проверку, не был составлен акт по установленной форме, экземпляр акта не вручался (не направлялся) индивидуальному предпринимателю и копия акта проверки не направлялась в орган прокуратуры.
Согласно ст. 20 вышеуказанного ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных: 1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; 1.1) пунктами 7 и 9 статьи 2 настоящего Федерального закона (в части привлечения к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не аттестованных в установленном порядке граждан); 2) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона; 3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); 4) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля); 5) пунктами 1, 1.1 и 1.2, пунктом 3 (в части требования документов, не относящихся к предмету проверки), пунктом 6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона; 6) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки); 7) частью 3 статьи 9 настоящего Федерального закона (в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок); 8) частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).
Как следует из ч. 3 ст. 26.11 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку факт нарушения санитарно-эпидемиологических требований не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела об административном правонарушении, судья считает, что отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ в отношении ИП Першина И.Ю.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Таким образом, поскольку по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что отсутствует состав административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ, следует прекратить.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Першина И.Ю., в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, примененную с 14 часов 00 минут 01 февраля 2018 года, отменить.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи жалобы через Шарыповский городской суд Красноярского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: