Дело № 2-114/2022
32RS0027-01-2021-002404-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2022 года г. Брянск
Советский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
с участием помощника прокурора г.Брянска Шиленок Е.С., представителя Брянской городской администрации и Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Ицковой Е.Ф., представителя третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Жуковского Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к Соколовской Маргарите Викторовне, Соколовскому Степану Константиновичу об изъятии земельного участка и квартиры для муниципальный нужд, определении размера возмещения за изымаемый объект недвижимости, прекращении права собственности и права пользования, признании права муниципальной собственности, установлении условий выкупа, и по иску Соколовской Маргариты Викторовны, Соколовского Степана Константиновича к Брянской городской администрации об определении выкупной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2006 № 4732-п «Об утверждении списка ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на период 2007-2012 г.г.»; от 02.03.2018 г. № 610-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 г. № 4301-п «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению»; постановления Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>»; постановления Брянской городской администрации от 13.08.2020 № 2063-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>», во исполнение решения Советского районного суда г. Брянска от 11.03.2019 по делу № 2-610/2019 подлежат изъятию: земельный участок (доля в праве общей долевой собственности) с кадастровым №..., площадью 2686 кв.м., расположенный <адрес>, и жилое помещение: комната в квартире №..., расположенная <адрес>, принадлежащие на праве общей долевой собственности ответчикам.
17.08.2020 г. правообладателям направлено постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>»; постановление Брянской городской администрации от 13.08.2020 № 2063-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 г. № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>».
09.11.2020 г. правообладателям вручены проекты соглашений об изъятии земельного участка и квартиры, принадлежащих ответчикам на праве общей долевой собственности, для муниципальных нужд, расположенных: <адрес>, содержащие предложение о размере возмещения изымаемое имущество и, других условиях выкупа, с приложением отчета о рыночной оценке изымаемого имущества.
В настоящее время отсутствует соглашение о размере возмещения за изымаемое имущество, что является основанием для обращения Брянской городской администрации в суд с настоящим иском. Срок заключения соглашений истек, ответчики его не подписали.
Размер возмещения был определен Брянской городской администрацией в соответствии с отчетами об оценке рыночной стоимости возмещения за изъятие для муниципальных нужд доли в праве на земельный участок и жилого помещения квартиры, расположенных <адрес>, по состоянию на 18.09.2020 г. Указанный отчет был выполнен ООО «Новосибирская оценочная компания» в соответствии с муниципальным контрактом № 25 от 11.09.2020 г, не оспорен, соответствует нормам 135-ФЗ «Об оценочной деятельности».
На основании изложенного, уточнив исковые требования, Брянская городская администрация просит изъять у Соколовской М.В., Соколовского С.К. для муниципальных нужд комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>; определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости (комнату) с учетом стоимости земельного участка и иных расходов в размере 338 100 руб., а именно: Соколовской М.В. – 169 050 руб., в том числе, стоимость доли в праве на земельный участок с учетом доли в праве собственности – 158 700 руб. и расходы граждан, переселяемых из аварийного жилья с учетом доли в праве собственности – 10 348 руб., Соколовскому С.К. - 169 050 руб., в том числе, стоимость доли в праве на земельный участок с учетом доли в праве собственности – 158 700 руб. и расходы граждан, переселяемых из аварийного жилья с учетом доли в праве собственности – 10 348 руб.; обязать ответчиков предоставить Брянской городской администрации в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации банковский реквизиты для перечисления стоимости возмещения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу; прекратить право общей долевой собственности Соколовской М.В., Соколовского С.К. на комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>; признать право муниципальной собственности городской округа город Брянск на комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>; признать право муниципальной собственности городского округа город Брянск на земельный участок, кадастровый №..., площадью 2686 кв.м., расположенный <адрес>; установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 90 (девяносто) дней с момента предоставления банковских реквизитов, путем перечисления на расчетные счета ответчиков; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества; датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа; прекратить право пользования Соколовской М.В., Соколовского С.К. комнатой в квартире <адрес>;
Истцы Соколовская М.В., Соколовский С.К. обратились в суд с иском к Брянской городской администрации, указав, что они являются собственниками комнаты квартиры <адрес>. Истцы не согласны с выкупной стоимостью их квартиры, которая была предложена Брянской городской администрацией в рамках мероприятий по исполнению решения Советского районного суда г. Брянска (дело № 2-610/2019 от 11.03.2019) и апелляционного определения от 06.08.2019. Уточнив исковые требования, истцы просят суд обязать Брянскую городскую администрацию определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости (комнаты) с учетом стоимости земельного участка и иных расходов согласно судебной экспертизе, в размере 1 341 308 руб.
В судебном заседании представитель Брянской городской администрации и Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации Ицкова Е.Ф. уточненные исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить, возражала относительно включения в выкупную стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, стоимость которого полагала завышенной.
Представитель третьего лица Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации Жуковский Р.А. в судебном заседании поддержал позицию Ицковой Е.В.
Соколовская М.В., Соколовский С.К., представители третьих лиц Управления Росреестра по Брянской области, ООО «УСК Надежда», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц участвующих в деле, эксперта Б., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Шиленок Е.С., полагавшей, что размер возмещения за изымаемые объекты недвижимости с учетом стоимости земельного участка и иных расходов должен определяться исходя из судебной экспертизы, суд приходит к следующему.
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации в статье 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
Таким образом, специальными нормами жилищного законодательства устанавливается порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии данного жилого помещения и земельного участка для государственных или муниципальных нужд
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Для применения приведенных выше правовых норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, необходимо установить соблюдение предварительной процедуры: как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда, данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им).
В силу статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Согласно статье 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из материалов дела, Соколовская М.В., Соколовский С.К. являются собственниками (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности) комнаты, площадью 17,7 кв.м (кадастровый №...) в квартире <адрес>.
В соответствии с постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2006 № 4732-п «Об утверждении списка ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению на период 2007-2012 г.г.»; от 02.03.2018 г. № 610-п «Об утверждении решения межведомственной комиссии Брянской городской администрации по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания и о внесении изменения в постановление Брянской городской администрации от 18.12.2015 г. № 4301-п «Об утверждении списков и очередности сноса аварийного и непригодного для постоянного проживания жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению»; постановления Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>»; постановления Брянской городской администрации от 13.08.2020 № 2063-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>», во исполнение решения Советского районного суда г. Брянска от 11.03.2019 по делу № 2-610/2019 подлежат изъятию: земельный участок (доля в праве общей долевой собственности) с кадастровым №..., площадью 2686 кв.м., расположенный <адрес> и жилое помещение – комната в квартире <адрес>, принадлежащие ответчикам.
17.08.2020 г. правообладателям направлено постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>»; постановление Брянской городской администрации от 13.08.2020 № 2063-п «О внесении изменений в постановление Брянской городской администрации от 10.08.2020 г. № 2021-п «Об изъятии земельного участка и объектов недвижимого имущества, находящихся на нем, для муниципальных нужд города Брянска, утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного <адрес>».
09.11.2020 г. правообладателям вручены проекты соглашений об изъятии земельного участка и комнаты в квартире, принадлежащих ответчикам на праве общей долевой собственности, для муниципальных нужд, расположенных: <адрес>, содержащие предложение о размере возмещения изымаемое имущество и, других условиях выкупа, с приложением отчета о рыночной оценке изымаемого имущества.
Соглашение о размере возмещения за изымаемое имущество не подписано, срок заключения соглашений истек.
Как уже указывалось судом ранее, согласно пункту 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае, если по истечении трех месяцев со дня получения собственником проекта соглашения об изъятии недвижимости им не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, орган местного самоуправления имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии для муниципальных нужд объектов недвижимости. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Установленные законом три месяца (90 дней) для ответчиков истекли, однако подписанные соглашения об изъятии недвижимости в адрес истца направлены не были.
Размер возмещения был определен Брянской городской администрацией в соответствии с отчетами ООО «Новосибираская оценочная компания» об оценке рыночной стоимости возмещения и изъятие для муниципальных нужд доли в праве на земельный участок и жилого помещения, расположенных <адрес>, по состоянию на 18.09.2020.
Ответчики не согласились с размером стоимости изымаемого имущества.
По ходатайству ответчиков судом назначена судебная экспертиза по оценке имущества и размера убытков, в целях изъятия для муниципальных нужд.
Согласно заключению эксперта Б. № 007985/21/008Э на дату оценки, с учетом уточнения (справки № 019/22 от 17.02.2022 г., № 049/22 от 21.04.2022 г.) рыночная стоимость изымаемых объектов <адрес>: - часть земельного участка, площадью 89,18 кв.м – 648 105 руб., - комнаты с учетом части общей площади общественных помещений в квартире, площадью 26,02 кв.м – 529 195 руб., величина убытков – 164 008 руб., итого – 1 341 308 руб., в которые входит стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт в размере 111 131 руб.
Допрошенная в судебном заседании эксперт Б. результаты экспертизы с учетом уточнения поддержала.
Заключение судебной оценочной экспертизы составлено в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, является последовательным и полным. Эксперт имеет необходимые для производства оценочной экспертизы образование, квалификацию.
Брянской городской администрацией заключение судебной экспертизы не оспорено. Ходатайствовать о назначении повторной экспертизы не заявлено.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Учитывая положения статьи 87 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что оснований для назначения повторной экспертизы не имеется. Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы заключения судебной экспертизы, сторонами в материалы дела не было предоставлено.
Отчет об оценке от 18.09.2020 ООО «Новосибирская оценочная компания» не может быть принят в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость изымаемого имущества и убытков, связанных с изъятием земельного участка, поскольку указанный отчет не определяет стоимость квартиры, земельного участка и убытков, связанных с изъятием земельного участка на момент рассмотрения дела, указанный отчет составлены более шести месяцев назад на момент рассмотрения иска, установленная в нем стоимость изымаемого имущества и убытков, связанных с изъятием земельного участка не является допустимой, оценщик не предупреждался об уголовной ответственности.
Ответчиками не заявлено о сохранении за ними права пользования жилым помещением, в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, изложенное, на основании объяснений сторон, фактических обстоятельств дела, отчета об оценке и заключения судебной экспертизы, установив, что порядок изъятия земельного участка и находящейся на нем недвижимости не нарушен, распоряжение об изъятии недвижимого имущества принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству и, учитывая, что стороны не договорились о стоимости изымаемого имущества, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований Брянской городской администрации о принудительном изъятии в ее пользу принадлежащих ответчикам объектов недвижимого имущества и удовлетворении исковых требований Соколовской М.В., Соколовского С.К. об определении выкупной стоимости.
Обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома может быть возложена на бывшего наймодателя, в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», согласно которой при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Возложение обязанности по капитальному ремонту многоквартирного дома в полном объеме на бывшего наймодателя, то есть орган местного самоуправления, возможно только в том случае, если к моменту приватизации первой квартиры в многоквартирном доме данный дом уже требовал проведения капитального ремонта.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами при разрешении требований о возложении обязанности по производству капитального ремонта является выяснение наличия на момент приватизации первой квартиры в доме технических недостатков, как всего жилого дома, так и отдельных его конструкций, исправление которых возможно только в условиях проведения капитального ремонта.
Помимо этого, статей 190.1 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что в случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный жилой дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда, но капитальный ремонт не был проведен, то капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме, определяется бывшим наймодателем, из числа работ, установленных частью 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Невыполнение бывшим наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
Бремя доказывания отсутствия необходимости проведения капитального ремонта, либо фактического выполнения работ по капитальному ремонту в рассматриваемом споре лежит на Брянской городской администрации, как бывшем наймодателе, несущем обязанность по проведению такого ремонта.
Однако Брянской городской администрацией не представлены доказательства того, что на момент приватизации первой квартиры (<дата>), а также на момент приватизации ответчиками жилого помещения дом не нуждался в проведении капитального ремонта, либо обязанность по проведению капитального ремонта была выполнена.
Нуждаемость дома в проведении капитального ремонта была установлена до приватизации квартиры ответчиками в 2016 г., поскольку постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2006 многоквартирный жилой дом <адрес> уже был включен в список ветхого и непригодного для постоянного проживания жилого фонда, соответственно в результате невыполнения наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, произошло снижение уровня надежности здания.
Таким образом, размер возмещения за изымаемый объект недвижимости комнаты в квартире с учетом стоимости земельного участка, иных расходов и стоимости непроизведенного капитального ремонта надлежит определить в сумме 1 341 308 руб.
В соответствии с пунктом 6 пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Поскольку, добровольно стороны не установили условия выкупа, то в соответствии с требованиями пункта 6 пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 90 (девяносто) дней с момента предоставления банковских реквизитов, путем перечисления на расчетные счета правообладателей; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества; датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа.
Указанный срок является объективным, позволяющим сторонам исполнить возложенные на них обязательства.
Поскольку, требования о прекращении права общей долевой собственности, признании права муниципальной собственности, прекращении права пользования объектом недвижимости, являются производными от требований о принудительном изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд, определении размера возмещения за изымаемый объект недвижимости и иные расходы, которые удовлетворены, то указанные требования также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянской городской администрации к Соколовской Маргарите Викторовне, Соколовскому Степану Константиновичу об изъятии земельного участка и квартиры для муниципальный нужд, определении размера возмещения за изымаемый объект недвижимости, прекращении права собственности и права пользования, признании права муниципальной собственности, установлении условий выкупа – удовлетворить частично.
Исковые требования Соколовской Маргариты Викторовны, Соколовского Степана Константиновича к Брянской городской администрации об определении выкупной стоимости, – удовлетворить.
Изъять у Соколовской Маргариты Викторовны, Соколовского Степана Константиновича для муниципальных нужд комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>; определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости (комнату) с учетом стоимости земельного участка и иных расходов в размере 1 341 308 руб., а именно: Соколовской Маргарите Викторовне – 670 654 руб., Соколовскому степану Константиновичу - 670 654 руб.
Прекратить право общей долевой собственности Соколовской Маргариты Викторовны, Соколовского Степана Константиновича на комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>.
Признать право муниципальной собственности городской округа город Брянск на комнату в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенную <адрес>.
Обязать Соколовскую Маргариту Викторовну, Соколовского Степана Константиновича предоставить Брянской городской администрации в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации банковский реквизиты для перечисления стоимости возмещения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Установить следующие условия выкупа: возмещение стоимости изымаемого имущества выплачивается Брянской городской администрацией либо уполномоченным ею органом (лицом) за счет средств бюджета города Брянска в течение 90 (девяносто) дней с момента предоставления банковских реквизитов, путем перечисления на расчетные счета правообладателей; правообладатель обязан освободить квартиру от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 3-х месяцев после получения возмещения стоимости изымаемого имущества; датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Брянской городской администрации или уполномоченного ею органа.
Прекратить право пользования Соколовской Маргариты Викторовны, Соколовского Степана Константиновича комнатой в квартире №..., кадастровый №..., площадью 17,7 кв.м, расположенной <адрес>.
Признать право муниципальной собственности городской округ город Брянск на земельный участок с кадастровым №..., площадью 2686 кв.м, расположенный <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение суда изготовлено 2 сентября 2022 года.