Дело № 2а- 1397\18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 марта 2018 года г. Дмитров
Дмитровский городской суд Московской области в составе: судьи Хорьковой Л.А., с участием прокурора Самотугиной О.Л., при секретаре судебного заседания Ипатовой Л.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кутуровой В.В., Амалейтдиновой Ю.А., Блинова П.В., Дробжевой Е.К., Егоровой Н.Ф., Житкова А.А., Зубкова А.Д., Латышевой В.А., Луц Т.А., Одинцова С.С., Шаулене В.Б. о признании незаконными действия и решения Совета депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области, отмене решения, об устранении нарушений, отмене решения Территориальной избирательной комиссии, обязании зарегистрировать инициативную группу,
УСТАНОВИЛ
Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором просят признать незаконным действия Совета депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района по не указанию оснований для признания вопроса – референдума, не соответствующего требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отмене его;
признать незаконными решение Совета депутатов Габовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1 о проверке соответствия действующему законодательству вопроса, предлагаемого на местный референдум в сельском поселении Габовское Дмитровского района и решение Территориальной избирательной комиссии Дмитровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. "Об отказе в регистрации инициативной группы"; обязать Совет депутатов с\п Габовское устранить нарушение прав свобод и законных интересов истца и обязать Территориальную избирательную комиссию Дмитровского муниципального района зарегистрировать инициативную группу и лиц уполномоченных действовать от ее имени на территории Московской области Дмитровского района, сельского поселения Габовское по проведению референдума в сельском поселении Габовское Дмитровского района Московской области.
В обоснование своих требований истцы указали, что ДД.ММ.ГГГГ инициативная группа по проведению референдума в сельском поселении Габовское Дмитровского района Московской области обратилась в Избирательную комиссию Дмитровского муниципального района с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению референдума в сельском поселении Габовское Дмитровского района Московской области с приложением протокола собрания инициативной группы
ДД.ММ.ГГГГ ТИК Дмитровского района направила в Совет депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского района решение от ДД.ММ.ГГГГ № «о ходатайстве инициативной группы по проведению референдума в сельском поселении Габовское Дмитровского района Московской области» с приложением к нему документов для проверки соответствия поставленного вопроса, выносимого на референдум в сельском поселении Габовское, требованиям ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области».
ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов сельского поселения Габовское N 1-1, указанный вопрос признан не соответствующим статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьи 2 Закона Московской области №148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области».
ДД.ММ.ГГГГ Решением ТИК Дмитровского муниципального района Московской области № отказано в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области. Отказ основан на основании п.11 ст. 36 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации» п.8.ст.8 Закона Московской области «О референдуме Московской области.
Истцы считают, что данное решения ТИК и решение Совета депутатов сельского поселения Габовское являются необоснованными и противозаконными, в решении ТИК отсутствует мотивированная часть и не изложены основания отказа, а в решении Совета депутатов, также отсутствует мотивировочная часть, что порождает правовую неопределенность применения законодательства о референдумах и лишает права на исправление недостатков в заявлении.
В судебном заседании административный истец Кутурова В.В. поддержала заявленный административный иск в полном объеме.
Административные истцы, Амалейтдинова Ю. А., Блинов П. В., Дробжева Е.К., Егорова Н.Ф., Житков А.А., Зубков А. Д., Латышева В.А., Луц Т.А., Одинцов С.С., Шаулене В.Б. в судебное заседание не явились, представили заявления, в которых изложена просьба о рассмотрении дела в их отсутствие, и об удовлетворении иска.
Административные ответчики - представитель Совета депутатов сельского поселения Габовское - с надлежаще оформленными полномочиями -ФИО16 против удовлетворения заявления возражала, полагая, что оспариваемое решение Совета депутатов Габовского сельского поселения является законным и обоснованным, принято в пределах полномочий и в установленный срок, в письменных возражениях также указала, что в соответствии с ч.5 ст.2 Закона Московской области от 19.11.2003г. №148\2003-ОЗ вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Вместе с тем, представитель ответчика отметила, что обязательное проведение опроса (референдума) граждан не требуется, достаточно выявить мнение населения на публичных слушаниях и выразить его решением представительного органа (Совета депутатов).
Представитель Территориальной избирательной комиссии Дмитровского муниципального района Московской области (далее- ТИК) – ФИО17 также возражал в удовлетворении административного иска по основаниям указанным в письменных возражениях, полагая, что если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в п. 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заключение прокурора, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
В соответствии со статьей 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Согласно ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума (п. 1).
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2).
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение: в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума; в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы (п. 5).
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом, срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов (п. 6).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона (п. 8).
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п. 11).
В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа (п. 12).
Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона (п. 13).
Как установлено в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ в Совет депутатов сельского поселения Габовское обратился председатель Территориальной избирательной комиссии Дмитровского муниципального района с просьбой проверить вопрос, выносимый членами инициативной группы на местный референдум, требованиям ст. 2 Закона Московской области от 19.11.2003 года №148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области».
Вопрос звучит следующим образом: «Вы «за» преобразование сельского поселения Габовское в городской округ Дмитров с городскими поселениями Деденево, Дмитров, Икша, Некрасовский, Яхрома, сельскими поселениями Большерогачевское, Костинское, Куликовское, Синьковское, Якотское»
Решением Совета депутатов Габовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1 указанный вопрос признан не соответствующим статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьи 2 Закона Московской области №148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области (л.д. 23).
ДД.ММ.ГГГГ Территориальная избирательная комиссия Дмитровского муниципального района Московской области приняла решение N 564, которым отказала в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории сельского поселения Габовское Дмитровского района Московской области (л.д.22).
Анализируя вышеуказанное, суд, находит отказать истцам в удовлетворении административного иска.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3).
Вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (п. 7).
Согласно ч. 1 ст. 1 и ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации посредством участия жителей в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.
Право жителей Габовского сельского поселения Дмитровского муниципального района на местное самоуправление закреплено в статьях 1-4, 11 - 20 Устава сельского поселения Габовское Дмитровского района.(л.д.30-83).
В ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержится исчерпывающий перечень вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти (часть 2 статьи 13 Закона).
При этом, объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона).
Согласно п. 11 ст. 36 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в п. 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
На основании приведенной нормы закона и отрицательного решения Совета депутатов сельского поселения Габовское ТИК Дмитровского района законно приняла оспариваемое административными истцами решение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации инициативной группы.
Принятие избирательной комиссией противоположного решения законом не допускается.
Как установлено выше, для вынесения на референдум инициативной группой сформулирован следующий вопрос: «Вы «за» преобразование сельского поселения Габовское в городской округ Дмитров с городскими поселениями Деденево, Дмитров, Икша, Некрасовский, Яхрома, сельскими поселениями Большерогачевское, Костинское, Куликовское, Синьковское, Якотское?».
Суд соглашается с позицией представителя территориальной избирательной комиссии о не соответствии указанного вопроса следующим нормам:
пункту 6 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку противоречит статье 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которой установлен исчерпывающий перечень видов преобразований муниципальных образований, не предусматривающий преобразования сельского поселения в городской округ;
пункту 7 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку вопрос порождает неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения, т.к. в вопросе не указан конкретный способ преобразования сельского поселения Габовское, предусмотренный статьей 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
пункту 2 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку преобразование муниципального образования в соответствии со статьей 13 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется с согласия населения поселения, выраженного представительным органом данного поселения, и такое решение уже принято Советом депутатов сельского поселения Габовское в установленном порядке.
Принятие Советом депутатов решения, противоположного оспариваемому решению от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствовало бы закону, поскольку вопрос, предлагаемый для вынесения на референдум, противоречит пунктам 2, 6, 7 статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таким образом, вопрос, предлагаемый уполномоченными представителями инициативной группы по проведению местного референдума, не является вопросом местного значения, его вынесение на местный референдум будет противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Московской области.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) недействительными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение Совета депутатов Габовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N 1-1 "О рассмотрении вопроса, предлагаемого уполномоченными представителями инициативной группы граждан для вынесения на местный референдум" в части отказа по основаниям статьи 12 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьи 2 Закона Московской области №148\2003-ОЗ «О местном референдуме в Московской области является законным.
Каких-либо обстоятельств, позволяющих сделать вывод о том, что право жителей сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района, а также административных истцов на участие в референдуме нарушено действиями и решениями Совета Депутатов сельского поселения Габовское, и ТИК Дмитровского района, судом не установлено.
При таких данных суд не находит оснований к удовлетворению административного иска.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.174,175, 218, 227, 239 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кутуровой В.В., Амалейтдиновой Ю.А., Блинова П.В., Дробжевой Е.К., Егоровой Н.Ф., Житкова А.А., Зубкова А.Д., Латышевой В.А., Луц Т.А., Одинцова С.С., Шаулене В.Б.
о признании незаконными действия Совета депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района по не указанию оснований для признания вопроса – референдума не соответствующего требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отмене его;
признании незаконным и отмене решения Совета депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум в сельском поселении Габовское Дмитровского района требованиям статьи 2 Закона Московской области от 19.11.2003г. №148\2003-ОЗ «О местном референдуме Московской области, требованиям ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ;
обязании Совет депутатов сельского поселения Габовское Дмитровского муниципального района Московской области, устранить нарушения прав, свобод и заявленных интересов истца;
Об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ ТИК Дмитровского муниципального района Московской области об отказе в регистрации инициативной группы и обязании зарегистрировать инициативную группу и лиц уполномоченных действовать от ее имени на территории сельского поселения Габовское Дмитровского района Московской области по проведению референдума - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в течение месяца через Дмитровский горсуд.
Судья
<данные изъяты>