Дело №2а-330/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2018 года г.Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Олифер А.Г.,
при секретаре Мухортиковой А.С.,
рассмотрев в судебном разбирательстве административное дело по административному исковому заявлению Варавва ФИО9 к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области о признании безнадежной к взысканию задолженности по обязательным платежам,
у с т а н о в и л:
Варавва С.Г. обратился с административным иском к Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области (далее также – Инспекция №10), указывая, что с 01.01.2005 года он не является индивидуальным предпринимателем, в связи с чем у него отсутствует обязанность по уплате налогов и сборов. По состоянию на 24.11.2017 года за ним числится задолженность в общей сумме 4 520 271,30 рубль, в том числе:
- НДФЛ, полученный от осуществления физическим лицом деятельности, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.227 НК РФ – 2 303 002,60 рубля (налог – 767 861,80 рубль, пени 1 463 525,80 рублей, штраф – 71 615 рублей). Срок уплаты налога 14.01.2005 года;
- НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ – 1 496 850,03 рублей (налог – 202 648,72 рублей, пени – 1 105 546,31 рублей, штраф – 188 655 рублей). Срок уплаты налога 14.01.2005 года;
- земельный налог (до 01.01.2006 года), мобилизируемый на территории ГО/ЕСН, исчисленный в ФФОМС (с 01.01.2014 года) – пени 0,52 рублей;
- Единый социальный налог, зачисленный в Федеральный бюджет – 658 623,41 рубля (налог – 214 677,10 рублей, пени – 432 323,31 рубля, штраф – 11 623 рубля). Срок уплаты налога 14.01.2006 года;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС (до 01.01.2014 года) – 56 181,33 рубль (налог – 18 661,93 рубль, пени – 36 959,40 рублей, штраф – 560 рублей);
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года – пени 3 742,29 рубля;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года – пени 1 871,12 рубль.
Меры принудительного взыскания по указанной выше задолженности Инспекцией №10 не применялись, при этом срок для обращения за принудительным взысканием истек. Ссылаясь на положения ст.59 НК РФ, истец просил суд признать Инспекцию №10 утратившей возможность взыскания задолженности в общей сумме 4 520 271,30 рубль.
Протокольным определением суда от 25.12.2017 года к производству принято уточненное административное исковое заявление Варавва С.Г. к Инспекции №10, в котором указано, что по состоянию на 25.12.2017 года за ним числится задолженность в общей сумме 4 529 228,7 рублей, в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемы к объектам налогообложения, расположенным в границах горных поселений – пения в размере 0,07 рублей;
- НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ по налогу – 202 648,72 рублей, по пени – 1 106 988,49 рублей, по штрафу – 188 655 рублей);
- земельный налог (по сроку уплаты до 01.01.2006 года), мобилизируемый на территории ГО – по пене в размере 0,52 рублей;
- НДФЛ, полученный от осуществления физическим лицом деятельности, в том числе, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.227 НК РФ по налогу – 767 861,80 рубль, по пене – 1 463 990,41 рублей, по штрафу– 71 615 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС (с 01.01.2014 года) по налогу – 18 661,93 рубль, по пене – 37 092,21 рубль, по штрафу – 560 рублей;
- Единый социальный налог, зачисленный в Федеральный бюджет по налогу – 214 677,10 рублей, по пени – 433 851,10 рубль, по штрафу – 11 623 рубля;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года по пене в размере 3 742,29 рубля;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года по пене в размере 1 871,12 рубль.
- транспортный налог за 2012 год в размере 195 рублей.
Меры принудительного взыскания по указанной выше задолженности Инспекцией №10 не применялись, при этом срок для обращения за принудительным взысканием истек. Ссылаясь на положения ст.59 НК РФ, истец просит суд признать Инспекцию №10 утратившей возможность взыскания задолженности в общей сумме 4 520 271,30 рубль.
Протокольным определением суда от 25.01.2018 года к производству принято уточненное административное исковое заявление Варрава С.Г. к Инспекции №10, в котором указано, что по состоянию на 24.01.2018 года за ним числится задолженность в общей сумме 4 537 076,74 рублей, в том числе:
- налог на имущество физических лиц, взымаемый по ставкам, применяемы к объектам налогообложения, расположенным в границах горных поселений – пения в размере 0,07 рублей;
- НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ по налогу – 202 648,72 рублей, по пени – 1 108 506,68 рублей, по штрафу – 188 655 рублей);
- земельный налог (по сроку уплаты до 01.01.2006 года), мобилизируемый на территории ГО – по пене в размере 0,52 рублей;
- НДФЛ, полученный от осуществления физическим лицом деятельности, в том числе, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст.227 НК РФ по налогу – 767 861,80 рубль, по пене – 1 474 742,97 рубля, по штрафу– 71 615 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС (с 01.01.2014 года) по налогу – 18 661,93 рубль, по пене – 37 232,02 рубля, по штрафу – 560 рублей;
- Единый социальный налог, зачисленный в Федеральный бюджет по налогу – 214 677,10 рублей, по пени – 435 459,39 рублей, по штрафу – 11 623 рубля;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года по пене в размере 3 221,71 рубль;
- страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года по пене в размере 1 610,83 рублей.
Меры принудительного взыскания по указанной выше задолженности Инспекцией №10 не применялись, при этом срок для обращения за принудительным взысканием истек. Ссылаясь на положения ст.59 НК РФ, истец просит суд признать Инспекцию №10 утратившей возможность взыскания задолженности в общей сумме 4 538 320,71 рубль.
Административный истец Варавва С.Г. в судебном заседании требования административного иска поддержал по приведенным в нем доводам.
Представитель ответчика – Межрайонной ИФНС России №10 по Калининградской области – Белик Д.Ф. в судебном заседании требования иска не признала по доводам, приведенным в ранее представленном и уточненном письменном отзыве, сводящимся к тому, что по состоянию на по состоянию на 24.01.2018 года у Варавва С.Г. имеется задолженность перед бюджетом в общей сумме 4 537 076,74 рублей по следующим налогам:
- Налог на имущества физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах горных поселений - пеня в размере 0,07 рублей;
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - по налогу в размере 202 648,72 рублей, по пене - 1 108 506,68 рублей, по штрафу - 188 655 рублей;
Земельный налог (по сроку оплаты до 01.01.2006 года), мобилизуемый на территории ГО - по пене в размере 0,52 рублей;
НДФЛ, полученных от осуществления деятельности ФЛ, зарегистрированного в качестве ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающиеся частной практикой в соответствии ст. 227 НК РФ - по налогу в размере - 767 861,80 рубль, по пене - 1 474 742,97 рублей, по штрафу - 71 615 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС (с 01.01.2014 года) - по налогу в размере 18 661,93 рубль, по пене - 37 232,02 рубля, по штрафу - 560 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФБ - по налогу в размере 214 677,10 рублей, но пене - 435 459,39 рублей, по штрафу - 11 623 рубля;
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года - по пене в размере 3 221,71 рубль;
Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года - по пене в размере -1 610,83 рублей.
Инспекция должным образом уведомила налогоплательщика о подлежащей уплате суммы налогов, путем выставления Требований об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджетные и государственные внебюджетные фонды с содержанием расчета вышеперечисленных налогов № 271219 от 22.11.2012 года, № 2934 от 28.11.2008 года, №22978 от 21.09.2005 года, № 19845 от 29.07.2005 года, № 18130 от 06.07.2005 года, № 22412 от 02.05.2006 года, № 13461 от 17.03.2005 года. Указанные Требования в установленный срок налогоплательщиком Варавва С.Г. не исполнены. При этом, меры по взысканию с него недоимки и пени по вышеперечисленным налогам в принудительном порядке Инспекцией не принимались. Ссылаясь на подпункт 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Заслушав участников пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, по данным АИС Налог, по состоянию на 24.01.2018 года за налогоплательщиком Варавва С.Г. имеется недоимка по налогам, а именно:
- Налог на имущества физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах горных поселений - пеня в размере 0,07 рублей;
- Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ - по налогу в размере 202 648,72 рублей, по пене - 1 108 506,68 рублей, по штрафу - 188 655 рублей;
- Земельный налог (по сроку оплаты до 01.01.2006 года), мобилизуемый на территории ГО - по пене в размере 0,52 рублей;
- Налог на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающиеся частной практикой в соответствии ст. 227 НК РФ - по налогу в размере - 767 861,80 рубль, по пене - 1 474 742,97 рублей, по штрафу - 71 615 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС (с 01.01.2014 года) - по налогу в размере 18 661,93 рубль, по пене - 37 232,02 рубля, по штрафу - 560 рублей;
- Единый социальный налог, зачисляемый в ФБ - по налогу в размере 214 677,10 рублей, но пене - 435 459,39 рублей, по штрафу - 11 623 рубля;
- Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды до 01.01.2010 года - по пене в размере 3 221,71 рубль;
- Страховые взносы в виде фиксированного платежа в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии за периоды до 01.01.2010 года - по пене в размере -1 610,83 рублей.
Общая сумма недоимки и пени по обязательным платежам составляет 4 537 076,74 рублей.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Абзацем первым пункта 1 статьи 45 названного Кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в числе прочего, в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (пп. 4).
При этом, Федеральным законом от 23.07.2013 года №248-ФЗ предусмотренный пунктом 1 статьи 59 НК РФ перечень дополнен еще одним основанием, предусмотренным подпунктом 4.1, согласно которому безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях: ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи (пп.2).
Согласно пункту 3 статьи 59 НК РФ законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 года №ЯК-7-8/393@ (зарегистрирован в Минюсте России 23.09.2010 года №18528) (далее - Порядок).
Из пунктов 2.4 и 2.6 Порядка следует, что данный документ применяется, в частности, в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 4.1 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными ко взысканию недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, приведен в приложении №2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 года №ЯК-7-8/393@.
В соответствии с п.1 ст.227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики: 1) физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности; 2) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
В силу п.2 ст.227 НК РФ, указанные налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Согласно п.6 ст.227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с ч.1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов, далее - налоговые агенты) устанавливается как квартал (ст. 163 НК РФ).
В соответствии с положениями ст. 174 НК РФ уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой (часть 1).
Если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 151 настоящего Кодекса, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах (часть 2).
Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения (часть 3).
Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу указанных налогоплательщиков, если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (часть 4).
Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной (часть 5).
В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.
В случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении налогоплательщиком (налоговым агентом) предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика в налоговую декларацию включаются сведения, указанные в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.
Лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, включают в налоговую декларацию сведения, указанные в выставленных счетах-фактурах.
Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (часть 5.1).
Лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не признаваемые налоговыми агентами, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующий журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (часть 5.2).
В соответствии с п.3 ст.396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно п.п. 3 и 4 ст.397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками-организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п.1 ст.408 НК РФ сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами.
Согласно ст.409 НК РФ налог на имущество подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно п.3 ст.8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Согласно пп.2 п.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №167-ФЗ) и п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона №212-ФЗ в редакциях, действовавших в период спорных правоотношений, индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и плательщиками страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ установлено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Частью 8 настоящей статьи предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (Пункт 2 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ).
В соответствии с п.8 ст.16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения их деятельности включительно.
В соответствии со ст.ст. 18 и 28 Федерального закона №212-ФЗ плательщик страховых взносов обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона №212-ФЗ, действовавшего в период спорных правоотношений, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляли Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты Федеральный закон от 03.07.2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее также - Закон №243-ФЗ) и Федеральный закон от 03.07.2016 года №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее также - Закон №250-ФЗ), в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам.
Таким образом, с 1 января 2017 года налоговые органы являются администратором страховых взносов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с положениями п.п.1,2 ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п.4 ст.69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу п.5 ст.69 НК требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п.6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Данные правила применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (п.8 ст.69 НК РФ).
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Финансовые санкции, числящиеся за отдельными страхователями, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном статьей 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, согласно которой недоимка, числящаяся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 820 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам».
Указанные правила применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Согласно статье 2 Постановления от 17 октября 2009 года № 820 решение о признании безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности принимается Пенсионным фондом Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования; Фондом социального страхования Российской Федерации - в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для признания безнадежными к взысканию и списанию недоимок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящихся за отдельными плательщиками указанных страховых взносов и задолженности по начисленным пеням и штрафам перечислен в статье 1 Постановления от 17 октября 2009 года № 820.
Названной статьей 1 предусмотрены в частности случаи: принятие судом акта, в соответствии с которым органы контроля за уплатой страховых взносов утрачивают возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням и штрафам (пункт «г»); вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если с даты образования недоимки и (или) задолженности прошло более пяти лет, в следующих случаях: размер недоимки и (или) задолженности не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве; судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пункт «е»).
Следовательно, недоимка признается безнадежной и подлежит списанию лишь в определенных случаях, которые перечислены в пункте 1 названного Постановления Правительства РФ, и которые расширительному толкованию не подлежат.
Таким образом, институт признания задолженности безнадежной к взысканию, с учетом статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, подразумевает под собой придание определенного статуса задолженности плательщика перед бюджетом, при которой ее взыскание невозможно осуществить (она числится на лицевых счетах за плательщиком), но субъект административных полномочий (пенсионный орган) не имеет правовых оснований для начала и осуществления процедуры ее взыскания (как в судебном, так и внесудебном порядках).
Признание безнадежной к взысканию задолженности в самостоятельном судебном производстве (в отличие от случаев оспаривания ненормативных актов) возможно только тогда, когда пенсионным органом не предпринято каких-либо действий по ее взысканию, либо принятые меры к взысканию оспорены, признаны недействительными, а сроки принятия новых мер истекли.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по состоянию на 17.03.2005 года за Варавва С.Г. числится общая задолженность в сумме 4 603 488,43 рублей, в том числе по налогам (сборам) в размере 2 713 670,62 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №13461 об уплате налога по состоянию на 17.03.2005 года по сроку уплаты до 27.03.2005 года, а именно: НДС по сроку уплаты до 14.01.2005 года в размере 1 459 661,55 рубль; пени по НДС по сроку уплаты до 14.01.2005 года в размере 799 602,52 рубля; пени по НДС по сроку уплаты до 01.03.2005 года в размере 26 273,91 рубля.
По состоянию на 06.07.2005 года за Варавва С.Г. числится общая задолженность в сумме 4 725 061,32 рубль, в том числе по налогам (сборам) в размере 2 713 670,62 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №18130 об уплате налога по состоянию на 06.07.2005 года по сроку уплаты до 16.07.2005 года, а именно: пени по НДФЛ от осуществления деятельности физлицами, ИП и др. (ст.ст.227, 122 НК РФ) в размере 34 020,73 рублей.
По состоянию на 21.09.2005 года за Варавва С.Г. числится общая задолженность в сумме 4 813 316,76 рублей, в том числе по налогам (сборам) в размере 2 13 816,87 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №229778 об уплате налога по состоянию на 21.09.2005 года по сроку уплаты до 01.10.2005 года, а именно: пени по НДС по сроку уплаты до 01.09.2005 года в размере 90 839,63 рубля.
По состоянию на 02.05.2006 года за Варавва С.Н. имеется просроченная неисполненная обязанность по инкассовым поручениям и требованиям: со сроком уплаты 02.05.2006 года в размере 2 483 459,48 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №22412 об уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а именно: НДС в размере 1 459 661,55 рубль; пени по НДС по сроку уплаты до 01.04.2006 года в размере 987 363,70 рублей; земельного налога по сроку уплаты до 15.11.2005 года в размере 1 197,54 рублей; пени по земельному налогу по сроку уплаты до 01.12.2005 года в размере 140,31 рублей; пени по НДФЛ от осуществления деятельности физлицами, ИП и др. ст.(ст.227, 122 НК РФ) по сроку уплаты до 01.07.2005 года в размере 34 020 рублей; пени по ЕСН, зачисляемый в ФФОМС по сроку уплаты до 01.07.2005 года в размере 40,98 рублей и 1 034,67 рублей.
По состоянию на 29.07.2006 года за Варавва С.Н. числится задолженность в сумме 4 750 027,24 рублей, в том числе по налогам в размере 2 713 670,62 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №19845 об уплате налога по состоянию на 29.07.2005 года по сроку уплаты до 01.07.2005 года, а именно: пени за несвоевременную уплату единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС в размере 1 075,65 рублей.
По состоянию на 28.11.2008 года за Варавва С.Г. числится общая задолженность в сумме 3 330 268,18 рублей, в том числе по налогам (сборам) в размере 213 699,74 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №2934 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 28.11.2008 года по сроку уплаты до 08.12.2008 года, а именно: НДФЛ от осуществления деятельности физлицами, ИП, и др. (ст.ст.227, 122 НК РФ) в размере 252 196,33 рублей.
По состоянию на 22.11.2012 года за Варавва С.Г. числится общая задолженность в сумме 3 872 336,58 рублей, в том числе по налогам (сборам) в размере 1 220638,89 рублей. Инспекцией №10 в адрес налогоплательщика направлено требование №271219 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся ИП) по состоянию на 22.11.2012 года по сроку уплаты до 30.01.2013 года, а именно: транспортный налог с физических лиц за 2011 год по сроку уплаты до 01.11.2012 года в размере 468 рублей, пени по сроку уплаты до 18.11.2012 года в размере 617,60 рублей; НДФЛ за 2011 год по сроку уплаты до 01.11.2012 года в размере 4,65 рублей, пени по сроку уплаты до 18.11.2012 года в размере 0,03 рублей.
Из письменного отзыва, а также пояснений представителя Инспекции №10 в судебном заседании следует, что никаких мер по принудительному взысканию во внесудебном или в судебном порядке указанных выше недоимок в отношении Варавва С.Г. налоговыми органами не предпринималось.
При таких обстоятельствах, исходя из дат образований недоимок по налогу на имущества физических лиц, налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, единому социальному налогу, зачисляемому в ФБ, страховые взносы на выплату страховой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части пенсии, учитывая истечением предельно допустимых сроков их взыскания с истца, следует полагать возможность их взыскания налоговым органом утраченной.
Доказательств принятия налоговым органом иных мер по принудительному взысканию с Варавва С.Г. недоимок по обязательным платежам, в том числе в порядке искового производства, суду не представлено.
Исходя из установленных вышеприведенных обстоятельств, признанию безнадежными к взысканию суд находит недоимки по налогу на имущества физических лиц, налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), земельному налогу, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС, единому социальному налогу, зачисляемому в ФБ, страховые взносы на выплату страховой пенсии, страховые взносы в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части пенсии, а также производные от них пени за весь период их исчисления в сумме 4 537 076,74 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░10 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ №10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░11 ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░░░, ░░░░░░), ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 4 537 076,74 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.01.2018 ░░░░.