Решение по делу № 33-1979/2024 от 01.02.2024

Судья Адиканко Л.Г. № 33-1979/2024

24RS0013-01-2022-002938-83

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2024 года      г.Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе председательствующего судьи Абрамовича В.В., судей Александрова А.О., Килиной Е.А.,

при ведении протокола помощником судьи Медведевой П.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В. гражданское дело по иску Стыврина Михаила Владимировича к администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края об установлении факта наличия жилого дома, установлении факта владения, пользования и проживания в жилом доме, возложении обязанности осуществления единовременной выплаты,

по апелляционной жалобе истца Стыврина М.В.,

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Требования искового заявления Стыврина Михаила Владимировича к администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края об установлении факта наличия жилого дома, установлении факта владения, пользования и проживания в жилом доме, возложении обязанности осуществления единовременной выплаты оставить без удовлетворения».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Стыврин М.В. обратился в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края, Министерству социальной политики Красноярского края в котором с учетом уточнения просил об установлении факта наличия на 07 мая 2022 года жилого дома на земельном участке по адресу: Емельяновский район, Устюгский сельсовет; об установлении факта владения, пользования данным жилым домом и постоянного проживания в нем по состоянию на 07 мая 2022 года, о возложении на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности осуществить единовременную выплату в связи с утратой данного жилого помещения площадью 30кв.м., в сумме 2 231 070 руб.

Требования мотивированы тем, что 07 мая 2022 года на территории Устюгского сельсовета Емельяновского района Красноярского края произошло чрезвычайное происшествие – пожар, в результате которого пострадало принадлежащее истцу имущество – жилой дом, являющийся единственным местом жительства истца. Указанный жилой дом был возведен ООО «Рентхаус» на основании договора подряда. В результате пожара данное единственное жилье истца было полностью уничтожено. На момент пожара права истца на дом зарегистрированы не были. По факту пожара было возбуждено уголовное дело, по которому истец был признан потерпевшим. Поскольку истец не успел зарегистрировать права на дом в Росреестре, регистрация по месту жительства в данном доме была невозможна, и истец не может подать документы на оказание социальной поддержки без подтверждения факта проживания, что ущемляет его права.

Судом постановлено выше приведенное решение.

В апелляционной жалобе истец Стыврин М.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований. Выражает несогласие с выводом суда о том, что не доказан сам факт наличия жилого дома, факт наличия водоснабжения в доме, возникновение права собственности на дом в виду того, что земельный участок, на котором возведен дом не находится в собственности истца, а также тот факт, что истец не обращался к ответчику за получением социальной выплаты. Так материалами дела подтверждается наличие дома и водоснабжения в нем. Земельный участок, на котором возведен дом, передан истцу на основании договора аренды. В отсутствие у истца решения суда, о признании факта проживания в доме, нет возможности обратиться за получением социальной выплаты в установленном законом порядке.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав мнение истца Стыврина М.В., поддержавшего апелляционную жалобу по доводам изложенным в ней, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

В силу ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Исходя из ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Положениями ст. 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 1 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки», настоящий Закон устанавливает условия и порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 7 мая 2022 года на территориях муниципальных образований Красноярского края, перечень которых устанавливается Правительством края.

Виды мер социальной поддержки, оказываемой в соответствии с указанным Законом определены статьей 2 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742, согласно которой, к таковым мерам относятся: социальная выплата на приобретение жилого помещения; обеспечение жилым помещением путем его строительства и последующего предоставления в собственность или по договору социального найма; единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения.

Категории граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки определены статьей 3 названного Закона Красноярского края.

Из положений ч. 4 ст. 3 Закона Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 следует, что к членам семьи гражданина относятся проживавшие совместно с ним в утраченном в результате пожара жилом помещении его супруга (супруг), дети и родители (усыновители), а также иные лица, постоянно проживавшие совместно с гражданином на день введения режима чрезвычайной ситуации и признанные в судебном порядке членами его семьи.

В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07 мая 2022 года № 380-п на территории Красноярского края введен режим чрезвычайной ситуации, связанной с неблагоприятными метеорологическими условиями, а также массовыми пожарами.

В целях предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 07 мая 2022 года на территориях муниципальных образований Красноярского края, был принят Закон Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки».

Порядок реализации данного Закона от 19 мая 2022 года № 3-742 определен постановлением Правительства Красноярского края от 23 мая 2022 года № 449-п.

Приложением № 4 к постановлению Правительства Красноярского края от 23 мая 2022 года № 449-п утвержден Перечень муниципальных образований Красноярского края, на территориях которых гражданами утрачены жилые помещения в результате пожаров, возникших 07 мая 2022 года в состав которых включен в том числе Емельяновский муниципальный район Красноярского края - городское поселение поселок Емельяново и сельское поселение Устюгский сельсовет Емельяновского муниципального района Красноярского края – с. Устюг, ДНТ «Заустюжье-1».

В соответствии с Законом Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 07 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки», указанным в нем лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: социальная выплата на приобретение жилого помещения; обеспечение жилым помещением путем его строительства и последующего предоставления в собственность или по договору социального найма; единовременная денежная выплата в связи с утратой жилого помещения (ст. 2).

Из положений ст. 3 указанного закона следует, что право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной подпунктом «а» пункта 1 статьи 2 настоящего Закона, имеют:

а) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) граждане, постоянно проживавшие на день введения режима чрезвычайной ситуации, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из указанных граждан и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) граждане, не являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные на основании судебного решения, вступившего в законную силу, постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и не имеющие в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) из расчета на каждого из проживающих, имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации, из граждан, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, и членов их семей составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции

07 мая 2022 года на территории Емельяновского района Красноярского края - городское поселение поселок Емельяново и сельское поселение Устюгский сельсовет Емельяновского муниципального района Красноярского края – с. Устюг, ДНТ «Заустюжье-1» возникла чрезвычайная ситуация в виде пожаров, вследствие которых уничтожены жилые помещения.

По доводам истца, 07 мая 2022 года в данном пожаре уничтожен жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: Устюгский сельсовет Емельяновского района Красноярского края.

09 июня 2022 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Емельяновскому району УНД и ПР МЧС России по Красноярскому краю по факту пожара, произошедшего 07 мая 2022 года в СНТ «Заустюжье», база отдыха «Лес» района с. Устюг Емельяновского района Красноярского края возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ.

Материалами дела подтверждается, что с 18 октября 2021 года собственником земельного участка площадью 613кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенного в Устюгском сельсовете Емельяновского района Красноярского края, является Степанова Т.В.

Степанова Т.В. заключила договор аренды, на указанный земельный участок с ООО «Рентхаус». Согласно договора, арендатор принял в пользование земельный участок для возведения на нем помещений по договорам подряда, заключаемым с физическими лицами. Степанова Т.В., ООО «Рентхаус» и Стыврин М.В. заключили дополнительное соглашение к договору аренды, согласно которому все права и обязанности арендатора переходят от ООО «Рентхаус» к Стыврину М.В. В соответствии с которым земельный участок передается на безвозмездной основе. В этот же день Стыврин М.В. заключил с ООО «Рентхаус» договор строительного подряда, на выполнение работ по строительству индивидуального жилого дома на земельном участке, стоимость работ по договору составляет 1 650 000 руб. В подтверждение исполнения обязательств по оплате договора подряда представлены копии приходно-кассовых ордеров на сумму 1 650 000 руб. 22 ноября 2021 года стороны подписали акт приема-передачи работ, обусловленных договором подряда.

Истец просил суд установить факт наличия жилого дома, а также факт проживания в нем, владения и пользования домом. В подтверждение указанных доводов истец представил фотоматериалы, квитанция об оплате коммунальных услуг, а также заключения ООО «ВСПК» и ООО «КВАЗАР».

Дав надлежащую оценку доказательствам по делу суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, так как само по себе установление заявленного истцом факта нахождения жилого дома в границах земельного участка, не влечет юридических последствий в виде возникновения права истца на меры социальной поддержки, установленные Законом Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 «О мерах социальной поддержки граждан, проживавших в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших на территории Красноярского края 7 мая 2022 года, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению предоставления указанным гражданам мер социальной поддержки», поскольку возведение Стывриным М.В. объекта недвижимого имущества на земельном участке, находящемся в собственности Степановой Т.В., основанием для возникновения у истца прав и регистрации права собственности на такое строение, не является.

Оценивая требование истца о возложении обязанности на Министерство социальной политики Красноярского края по осуществлению единовременной выплаты, в связи с утратой жилого помещения в сумме 2 231 070 руб., судом правомерно учтен порядок реализации Закона Красноярского края от 19 мая 2022 года № 3-742 определенный постановлением Правительства Красноярского края от 23 мая 2022 года № 449-п, который предусматривает подачу гражданами в исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, заявлений о включении в списки имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Так предоставление гражданам мер социальной поддержки в виде социальной выплаты осуществляется посредством последовательного принятия решений:

органом местного самоуправления о включении гражданина (об отказе во включении) в список на получение социальной выплаты - в муниципального правового акта (пункт 7 статьи 4, статья 5, пункт «а» статьи 11 Закона Красноярского края № 3-742, пункт 7 Порядка включения в списки);

комиссией по рассмотрению вопросов предоставления социальной выплаты на приобретение жилого помещения и единовременной денежной выплаты в связи с утратой жилого помещения гражданам, проживавшим на день введения режима чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, утраченных в результате пожаров, возникших 07.05.2022 на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края, созданной приказом Министерства социальной политики Красноярского края от 27.05.2022 № 40-Н, о предложениях Министерству о предоставлении социальной выплаты или об отказе в предоставлении социальной выплаты - в форме протокола, подписанного председателем и секретарем комиссии (пункт 4 Порядка предоставления социальной выплаты, пункты 2, 11 Положения о комиссии);

Министерством о предоставлении (отказе в предоставлении социальной выплаты - в форме приказа Министерства (пункт 2 статьи Закона Красноярского края № 3-742, пункты 5, 6 Порядка предоставления социальной выплаты).

Материалами дела подтверждается, что Стыврин М.В. с заявлением о получении меры социальной поддержки в виде социальной выплаты, в органы местного самоуправления не обращался, соответственно, вышеуказанная процедура включения истца в список и определения наличия или отсутствия у него прав на получение данной меры социальной поддержки не соблюдена.

Таким образом, суд первой инстанции, правильно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца об установлении заявленного им факта наличия на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0310204:1473 жилого дома по состоянию на 07 мая 2022 года, а также установлении факта владения, пользования и проживания истца в жилом доме. Отсутствие оснований для удовлетворения требований Стыврина М.В. о возложении на Министерство социальной политики Красноярского края обязанности осуществить истцу единовременную выплату в связи с утратой жилого помещения в сумме 2 231 070 руб. также нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, судом была произведена полно и всесторонне, нормы процессуального права судом нарушены не были. Исходя из установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств дела, суд правильно применил нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию истца, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с решением суда, направлены на переоценку представленных по делу доказательств, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией необоснованными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Стыврина Михаила Владимировича – без удовлетворения.

Председательствующий судья: В.В. Абрамович

Судьи: А.О. Александров

Е.А. Килина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.02.2024 года.

33-1979/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Стыврин Михаил Владимирович
Ответчики
Администрация Устюгского Сельсовета
Другие
Администрация Емельяновского района
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Абрамович Василий Валерьевич
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
12.02.2024Судебное заседание
14.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2024Передано в экспедицию
12.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее