К делу №2а-1883/2018г
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Кропоткин 13 декабря 2018 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего -СЃСѓРґСЊРё РќРѕРІРёРєРѕРІРѕР№ Рќ.Р.
при секретаре Маркиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации МО Кавказский район к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю Бравковой Н.В., УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора, освобождении от взыскания исполнительского сбора, признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину, выразившееся в объявлении руководителю должника предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, приостановлении исполнительного производства,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Администрация МО Кавказский район обратилась в суд с иском к судебному приставу- исполнителю ОСП по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю Бравковой Н.В., УФССП России по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, освобождении от исполнительного сбора в размере 50000 рублей, признании незаконным действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину, выразившееся в объявлении руководителю должника предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, приостановлении исполнительного производства.
Рсковые требования мотивированы тем, что судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов РїРѕ Кавказскому району Рё Рі.Кропоткину УФССП РїРѕ Краснодарскому краю 09 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° вынесла постановление Рѕ взыскании СЃ заявителя (должника) - администрации муниципального образования Кавказский район - исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей РІ рамках исполнительного производства в„– РѕС‚ 18.11.2015Рі., РїРѕ которому администрация муниципального образования Кавказский район обязана предоставить РЎРёРјРѕРЅРѕРІСѓ Рђ.Рђ. жилое помещение РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ найма специализированного жилого помещения. Постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 09 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018 РіРѕРґР° было получено администрацией муниципального образования Кавказский район 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2018, что подтверждает штамп регистрации входящей корреспонденции. Р’ рамках исполнительного производства в„– РѕС‚ 18.11.2015Рі., наряду СЃ постановлением Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РІ адрес главы РњРћ Кавказский район как руководителя вынесено предупреждение РїРѕ статье 315 РЈРљ Р Р¤. Администрацией РњРћ Кавказский район объективно были предприняты меры Рє исполнению решения СЃСѓРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем принятые судебным приставом- исполнителем решения Рё выполненные РёРј действия РїРѕ исполнительному производству в„– РѕС‚ 18.11.2015Рі., являются незаконными.
Представитель администрации МО Кавказский район в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, административный иск и уточнения по иску поддержал.
Судебный пристав-исполнитель, просивший о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна.
Представитель УФССП по Краснодарскому краю и Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явились, о времени и дате слушания дела извещались надлежащим образом.
Суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям: 18 ноября 2015 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Кавказскому району и г. Кропоткину возбуждено исполнительное производство № от 18.11.2015г. на основании исполнительного листа по делу № 2-1526/2015, выданного Кропоткинским городским судом.
Решением Кропоткинского городского суда от 28.08.2015г. по делу № 2-1526/2015 удовлетворены требования прокурора Кавказского района в интересах Симонова А.А. и на администрацию муниципального образования Кавказский район и Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края были возложены обязанности по предоставлению ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Определением Кропоткинского городского суда от 16.12.2015 г. администрации МО Кавказский район была предоставлена отсрочка исполнения решения Кропоткинского городского суда № 2-1526/2015 от 28.08.2015 г. на срок до 31.12.2016 г. года включительно.
В рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем был предоставлен должнику – Администрации муниципального образования Кавказский район срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В связи с тем, что должник добровольно не исполнил требования исполнительного документа без уважительных причин судебным приставом-исполнителем 09 ноября 2018 года вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального образования Кавказский район исполнительного сбора в размере 50000 рублей, что подтверждается копией постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора.
Согласно ч.1 ст.81 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» взыскание с должника исполнительного сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
В соответствии с ч.7 ст.112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительного сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 данной статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительного сбора.
На основании ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Решением Кропоткинского городского суда обязанность по предоставлению жилого помещения Симонову А.А. возложена на Администрацию МО Кавказский район и на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края.
В соответствии со ст.5 Закона Краснодарского края № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» муниципальное образование Кавказский район осуществляет государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Финансовое обеспечение данных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальному образованию на осуществление отдельных государственных полномочий определяются Законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию. Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края Администрации МО Кавказский район выделялись субвенции, подлежащие направлению на строительство жилого помещения и приобретения жилого помещения в целях осуществления отдельных государственных полномочий по предоставлению отдельных жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2009 года «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае».
В целях выделения денежных средств для исполнения решения суда в Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края администрацией МО Кавказский район ежемесячно направляются письма и предоставляются отчеты о ходе исполнения решения суда и освоении выделенных денежных средств.
В соответствии с решением суда жилое помещение должно быть предоставлено Симонову А.А. в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Необходимость формирования и соблюдения такого списка граждан-претендентов обусловлена также целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 20 декабря 2017 года №3722-К3 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджету муниципального образования Кавказский район распределены в 2018 году субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в размере 45 182,8 тыс. руб.
На 5 июня 2018 года было заключено 37 муниципальных контрактов на приобретение 37 жилых помещений, которые будут созданы в будущем в собственность муниципального образования Кавказский район для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с единственным участником ООО «ТМК и К» (28 мая 2018 года - 31 контракт; 4 июня и 5 июня 2018 года - 6 контрактов).
Подписание актов приема-передачи планируется в соответствии с и.3.1 муниципальных контрактов в течение 20 рабочих дней после регистрации поставщиком права собственности на жилое помещение, но не позднее 28 ноября 2018 года. Таким образом, администрацией муниципального образования Кавказский район планируется до конца 2018 года завершить процедуру приобретения и предоставления жилья детям сиротам.
Аналогично на плановый период в 2019 и 2020 годах Законом Краснодарского края от 20 декабря 2017 года №3722-К3 «О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» Кавказскому району предусматривается выделение субвенций по 63500,2 тыс. руб. в год от общего объема субвенций по краю в 2019 году 973679,7 тыс. руб. и в 2020 году 982626,9 тыс.руб., данный размер субвенций планируемых к выделению Кавказскому району в 2019 и в 2020 годах является вторым по размеру среди муниципальных образований по Краснодарскому краю и уступает лишь размеру субвенций, планируемых к выделению городу Краснодару.
Симонову А.А. жилое помещение будет приобретено и предоставлено по договору найма специализированного жилого помещения в 2019 году.
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом- исполнителем не было учтено то обстоятельство, что администрация муниципального образования Кавказский район не является единственным должником по данному исполнительному производству и действия администрации муниципального образования Кавказский район по реализации требований решения суда поставлены в зависимость от выделения денежных средств на указанные цели Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края.
Кроме того, при вынесении оспариваемого постановления судебным приставом- исполнителем был нарушен срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Привлечение администрации МО Кавказский район к такой ответственности как взыскание исполнительского сбора спустя более трех лет с момента вынесения судебным приставом - исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, является не допустимым.
При таких обстоятельствах, исполнение постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей лишает право муниципальное образование Кавказский район определять результативное и эффективное использование бюджетных средств, что соответственно повлечет уменьшение расходных обязательств на иные социально направленные цели, заложенные в муниципальных ведомственных программах.
В рамках исполнительного производства № от 18.11.2015г., наряду с постановлением о взыскании исполнительского сбора, в адрес главы МО Кавказский район как руководителя вынесено предупреждение по статье 315 УК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", указано, что административное исковое заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава -исполнителя подается в суд, в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 ст. 219 КАС РФ, ст. 122 Закона об исполнительном производстве).
На основании изложенного, администрацией МО Кавказский район объективно были предприняты меры к исполнению решения суда, в связи с чем принятые судебным приставом- исполнителем решения и выполненные им действия по исполнительному производству № от 18.11.2015г., являются незаконными.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
Административный иск Администрации МО Кавказский район удовлетворить.
Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП России по Краснодарскому краю Бравковой Надежды Владимировны от 09 ноября 2018 года о взыскании с администрации МО Кавказский район исполнительского сбора в размере 50000 рублей в рамках исполнительного производства№ от 18.11.2015г.
Освободить Администрацию муниципального образования Кавказский район от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей по исполнительному производству № от 18.11.2015г.
Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю, выразившееся в объявлении руководителю должника - администрации муниципального образования Кавказский район предупреждения о привлечении к уголовной ответственности по статье 315 УК РФ в рамках исполнительного производства № от 18.11.2015г.
Рсполнительное производство в„– РѕС‚ 18.11.2015Рі. РґРѕ вступления решения РІ законную силу приостановить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 18 декабря 2018 года.
Председательствующий