УИД 47RS0№-09
Апелляционное производство №
Гражданское дело №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 20 июля 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Тумашевич Н.С.,
судей Ильичевой Т.В., Осиповой Е.А.,
при секретаре Максимчуке В.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Карлова Виталия Владимировича на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года по гражданскому делу № 2-91/2021, которым отказано в удовлетворении исковых требований Карлова Виталия Владимировича к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» об обязании произвести индексацию денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Карлов В.В., уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области и Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» (далее также – КСЗН ЛО и ЛОГКУ «ЦСЗН»), в котором просил:
возложить на ответчиков обязанность выплачивать ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с 01 января 2020 г. в размере 2377 рублей 88 копеек с индексацией на последующие годы;
взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров размере 241 929 рублей 73 копейки за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г.;
возложить на ответчиков обязанность выплатить ежегодную денежную компенсацию на оздоровление за 2020 г. в размере 3566 рублей 61 копейка с индексацией на последующие годы по уровню инфляции с 01 января 2021 г.;
взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность по выплатам на оздоровление за период с 01 января 2007 г. по 31 декабря 2019 г. в размере 32 768 рублей 13 копеек.
В обоснование исковых требований указал, что принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, инвалидом не является. Имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При этом получает компенсацию на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодную компенсацию на оздоровление, которые должны выплачиваться с учетом индексации. Однако, по мнению истца, индексация указанных сумм ответчиками производилась ненадлежащим образом, с нарушением закона, в связи с чем с 01 января 2007 г. по указанным выше компенсациям образовалась задолженность, по мнению истца, подлежащая взысканию с ответчиков.
Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года в удовлетворении исковых требований Карлова Виталия Владимировича к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области, Ленинградскому областному государственному казенному учреждению «Центр социальной защиты населения» об обязаннии произвести индексацию денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление, взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление отказано.
Истец Карлов В.В. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит об отмене решения суда.
Податель жалобы обращает внимание суда на то, что выплаты на продовольственное питание, за вред здоровью входят в общий объем возмещения вреда здоровью и не являются социальными выплатами.
Ответчик проигнорировал заявление истца с просьбой об индексации выплат на приобретение продовольственных товаров и оздоровление, отказал в удовлетворении заявления, не мотивировав его.
Апеллянт указывает, что по состоянию на 2000 год выплаты составляли в зависимости от группы инвалидности, либо отсутствия группы инвалидности – 166 рублей 98 копеек, 200 рублей, 250 рублей. По Постановлениям Правительства РФ индексацию выплат стали проводить от 100 рублей от 2004 года, податель жалобы полагает, что на основании указанного получается, что положение «чернобыльцев» ухудшили.
Представитель Комитета по социальной защите населения Ленинградской области – Толмачева А.Е. не согласилась с обоснованностью доводов жалобы, представила письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых дается критический анализ доводам апелляционной жалобы, просьба решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Карлова В.В. без удовлетворения.
В силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, с заявлением на выплату ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и одновременно на выплату ежегодной компенсации на оздоровление Карлов В.В. впервые обратился к ответчикам 21 февраля 2005 года, в последующем ежегодно по 2019 год включительно ему выплачивались компенсации с указанного периода. В 2020 году истец за получением выплат не обращался.
Представленными доказательствами, содержащимися в материалах дела, подтверждается, что Карлов В.В. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году, инвалидом не является.
Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» № 2-19-20/258 от 27 марта 2020 года (л.д. 13), Карлову В.В. выплачивается денежная компенсация на оздоровление за период с 2007 года по 2019 год в размере 942 рубля 12 копеек.
Согласно справке ЛОГКУ «Центр социальной защиты населения» № 2-19-20/259 от 27 марта 2020 года (л.д. 14-16), Карлову В.В. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2019 года в размере 628 рублей 04 копейки.
Получение денежных средств в суде первой инстанции истцом не оспаривалось, также не оспаривалось сторонами, что указанные выплаты ежегодно индексировались.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1), гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части 1 статьи 14 настоящего Закона.
Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, предусмотренная пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона № 1244-1.
В соответствии со статьей 40 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона № 1244-1, с 1 января 2005 года ежегодно выплачивается компенсация на оздоровление в размере 300 рублей.
В соответствии со статьей 39 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в подпункте 1, 2 части 1 статьи 13 Закона № 1244-1, выплачивается ежегодно компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы в размере: инвалидам 3 группы – 400 рублей.
Частью 3 статьи 5 Закона № 1244-1 предусмотрен механизм антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно названной правовой норме Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) суммы возмещения ущерба вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.
Новый порядок исчисления размеров ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (далее – Закон № 122), согласно которому было предусмотрено исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом в силу статьи 3 Закона № 122-ФЗ и статьи 4 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 года (т.е. исчисленных исходя из 83 рублей 49 копеек), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно Законом № 122-ФЗ в положения статей 14 и 40 Закона № 1244-1 внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 названного Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью 300 рублей.
Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определены твердые размеры суммы возмещения вреда чернобыльцам (ежемесячная денежная компенсация вреда) и предусмотрена возможность их индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 11-П были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2), положения части третьей статьи 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 февраля 2001 года) и части третьей статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в их взаимосвязи постольку, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и потому носят неопределенный характер. Установлено, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 5 Закона № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ) размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство Российской Федерации своими постановлениями ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом № 1244-1.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм, постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 847, от 7 мая 2005 года № 292, от 25 апреля 2006 года № 246, от 21 марта 2007 года № 171, от 21 декабря 2007 года № 914, от 16 декабря 2009 года № 1024, от 21 декабря 2010 года № 1079, от 8 декабря 2011 года № 1019, от 4 декабря 2012 года № 1255, от 19 декабря 2013 года № 1189, от 18 декабря 2014 года № 1411 утверждены Правила индексации с 2004 года по 2015 год размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Названными постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом № 1244-1 установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период. После 1 февраля 2016 года Правительство Российской Федерации определяет только коэффициент индексации.
Следовательно, на момент обращения истца в суд вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
29 января 2020 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году», согласно которому ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров составила 646 рублей 88 копеек. В 2019 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 года № 32 размер компенсации составлял 628 рублей 04 копейки.
При этом истцу в соответствии с решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 15 августа 2007 года по делу № 2-83/2007 ежемесячно производится выплата компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 1061 рублей 49 копеек.
Также согласно представленным доказательствам истцу в период с 2007 года по 2019 год производилась выплата ежегодной компенсации на оздоровление на основании поданных заявлений с учетом индексации в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии установленных законом оснований для увеличения истцу денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации на оздоровление.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных доказательств, поскольку при разрешении спора судом правильно определен характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года отвечает требованиям закона, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы Карлова В.В. не имеется.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.1 ст. 328, ч.1 ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Карлова Виталий Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Бучин В.Д.