010а
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
об отказе в принятии административного искового заявления
16 сентября 2021 года г. Красноярск
Судья Красноярского краевого суда Андриишин Д.В., рассмотрев административное исковое заявление Писаревского Тимофея Михайловича о возложении на Избирательную комиссию Красноярского края обязанности зарегистрировать кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года № 189/1634-7 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, необходимом для регистрации краевого списка кандидатов, и максимальном количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, представляемом в Избирательную комиссию Красноярского края для регистрации краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва» (далее – Решение от 10 июня 2021 года № 189/1634-7) определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва:
количество подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, необходимое для регистрации краевого списка кандидатов, составляет 10284;
максимальное количество подписей избирателей в поддержку выдвижения краевого списка кандидатов, представляемое в Избирательную комиссию Красноярского края для регистрации краевого списка кандидатов, составляет 11312.
Решением Избирательной комиссии Красноярского края от 10 июня 2021 года № 189/1635-7 «О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов, подлежащих проверке в соответствующих избирательных комиссиях на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыв» (далее – Решение от 10 июня 2021 года № 189/1635-7) определено, что на выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва подлежат проверке в соответствующих избирательных комиссиях все представленные подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
Писаревский Т.М. обратился с административным иском о возложении на Избирательную комиссию Красноярского края обязанности зарегистрировать всех кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, кому было отказано в регистрации вследствие исполнения Решений от 10 июня 2021 года № 189/1634-7, от 10 июня 2021 года № 189/1635-7, ссылаясь на то, что данные решения противоречат Федеральному закону от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и нарушают его право, как избирателя, на участие в формировании органа законодательной власти через выбор депутатов из числа всех кандидатов, изъявивших желание участвовать в выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва.
В принятии административного искового заявления надлежит отказать по следующим основаниям.
Предусмотренное статьями 46 и 133 Конституции Российской Федерации право на доступ к правосудию не предполагает возможность обращения в суд любого лица по любому поводу. Реализация этого права осуществляется на основании принятых в развитие Конституции Российской Федерации норм федерального законодательства.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определения от 28 января 2016 года № 109-О и от 26 мая 2016 года № 1145-О).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, гарантируя каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
В силу статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме (часть 1).
Согласно пункта 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Конкретные случаи, когда избиратель вправе обратиться в суд за защитой своих избирательных прав, прямо предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Административным истцом, по сути, оспариваются решения Избирательной комиссии Красноярского края об отказе в регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва, основанием для принятия которых явилось применение Решений от 10 июня 2021 года № 189/1634-7, от 10 июня 2021 года № 189/1635-7.
Между тем, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Уставной закон Красноярского края от 21 апреля 2016 года № 10-4435 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Красноярского края» не предоставляют административному истцу, как избирателю, право на оспаривание решений избирательной комиссии, принятых по вопросу регистрации кандидатов в депутаты.
Лица, обладающие правом оспаривания решений о регистрации кандидата, отказа в регистрации кандидата, поименованы в вышеуказанных нормативных правовых актах, однако избиратели к числу этих лиц не относятся.
Решениями Избирательной комиссии Красноярского края, принятыми по вопросу регистрации кандидатов в депутаты, со всей очевидностью не затрагивается активное избирательное право административного истца, как избирателя, а также иные его права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления, в случае если из административного искового заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) не следует, что этими решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку действующим законодательством избиратели не наделены правом на оспаривание решений избирательной комиссии, принятых по вопросу регистрации кандидатов в депутаты, и такие решения не затрагивают права, свободы и законные интересы административного истца, в принятии административного искового заявления надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 128, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
О П Р Е Д Е Л И Л:
В принятии административного искового заявления Писаревского Тимофея Михайловича о возложении на Избирательную комиссию Красноярского края обязанности зарегистрировать кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Красноярского края четвертого созыва – отказать.
Разъяснить административному истцу, что отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Определение может быть обжаловано в течение пяти дней со дня вынесения определения в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи частной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин