Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2024 года город Барнаул
Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Злобиной Е.А.,
при секретаре Земнуховой Е.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимаковой Я.А. к Министерству финансов Алтайского края о взыскании расходов на оплату аренды жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Тимакова Я.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором просит взыскать с Министерства финансов Алтайского края за счет средств бюджета Алтайского края расходы на оплату аренды жилого помещения в размере 180 000 руб.
В обоснование требований указано, что решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение, исполнительный лист предъявлен истцом в службу судебных приставов для принудительного исполнения, исполнительное производство ведется уже более года, однако до настоящего времени решение суда не исполнено. Собственного жилья истец не имеет. При таких обстоятельствах права истца существенно нарушаются, поскольку он вынужден нести расходы на оплату аренды жилого помещения. За период с ДД.ММ.ГГГГ по дату обращения в суд расходы истца составили 180 000 руб. Указанная сумма представляет собой убытки истца, которые он просит взыскать с ответчика в свою пользу.
Представитель истца Колесниченко А.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще.
Ответчиком Министерством финансов Алтайского края представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложена позиция о том, что в компетенцию Министерства финансов Алтайского края не входят полномочия по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда Алтайского края, оно не является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий государственной программы Алтайского края «Обеспечение комфортным и доступным жильем населения Алтайского края», в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу. При этом истцом не представлено доказательств того, что вред причинен по вине Министерства финансов Алтайского края.
Третьим лицом Минстроем Алтайского края представлен отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении исковых требований со ссылкой на то, что истцом не доказано наличие правовых оснований для взыскания судебных расходов в размере 180 000 руб.
Третьим лицом КГКУ «Региональное жилищное управление» также представлен отзыв на исковое заявление, в котором изложена позиция о необоснованности исковых требований со ссылкой на то, что учреждение является казенным, финансируется в полном объеме из бюджета Алтайского края, собственных средств не имеет. В настоящее время жилые помещения в целях исполнения решений судов приобретаются на основании торгов, при этом жилые помещения, отвечающие предъявляемым требованиям, в необходимом количестве отсутствуют. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность компенсации расходов указанной категории лиц за наем жилья. Денежные средства, оплаченные истцом за наем жилого помещения, по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса российской Федерации, к убыткам отнесены быть не могут, поскольку оплата осуществлялась усмотрением истца и способом восстановления его права, нарушенного ответчиком, не является.
Суд, с учетом мнения истца, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Как следует из статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Абзацем 1 п. 1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п. 1 ст. 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п. 9 ст. 8 Федерального закона).
В соответствии с ч.1 ст. 17-1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, краевым государственным казенным учреждением "Региональное жилищное управление" (далее - уполномоченное краевое учреждение) в порядке, установленном Администрацией Алтайского края, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае их смерти - их несовершеннолетним детям и (или) супругу (супруге) утвержден Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Порядок).
В соответствии с п. 1.2 Порядка Уполномоченное краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» в течение 3 рабочих дней с даты принятия Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (далее – «Министерство») решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду исходя из количества таких жилых помещений определяет количество включенных в список детей-сирот, достигших возраста 18 лет (а также не достигших 18 лет в случае приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия) в целях направления уведомления о намерении уполномоченного учреждения заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Алтайского края.
Как следует из материалов дела, Тимакова Я.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, на КГКУ «Региональное жилищное управление» возложена обязанность предоставить ФИО5, относящейся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 квадратных метров, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру - общей площадью не менее 28 квадратных метров, в границах муниципального образования <адрес>.
Решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на основании предъявленного исполнительного листа ФС № постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особо важных исполнительных производств ГУ ФССП России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. В связи с неисполнением требований исполнительного документа в течение установленного законом срока в пользу Тимаковой Я.А. взыскана компенсация за нарушение прав истца на исполнение судебного акта в разумный срок, в размере 40 000 руб., а также судебные расходы в размере 6 300 руб.
На то обстоятельство, что после взыскания вышеуказанной компенсации исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением, ответчик и третьи лица не ссылались.
Таким образом, до настоящего времени решение суда не исполнено, что ответчиком не оспаривалось.
Согласно договору аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (арендодатель) предоставила Тимаковой Я.А. (арендатору) для проживания квартиру по адресу: <адрес>, сроком на 10 месяцев, с оплатой ежемесячно в размере 8 000 руб. К договору приложена расписка о внесении Тимаковой Я.А. арендной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы в размере 8 000 руб. ежемесячно, всего внесено 80 000 руб.
Согласно договору аренды квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 (арендодатель) предоставила Тимаковой Я.А. (арендатору) для проживания квартиру по адресу: <адрес> сроком на 10 месяцев, с оплатой ежемесячно в размере 10 000 руб. К договору приложена расписка о внесении Тимаковой Я.А. арендной платы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суммы в размере 10 000 руб. ежемесячно, всего внесено 100 000 руб.
Разрешая заявленные требования истца о компенсации арендной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 180 000 руб., суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава гражданско-правового деликта: совершение действий (бездействия), являющихся основаниями гражданско-правовой ответственности (причинение вреда); наличие отрицательных последствий (реальный ущерб или упущенная выгода; физические или нравственные страдания); причинная связь между указанными действиями (бездействием) и отрицательными последствиями; вина лица, совершившего действия (бездействия), являющиеся основаниями гражданско-правовой ответственности, за исключением случаев, когда вина не является условием ответственности.
При этом на истца, заявившего требование о взыскании убытков, возложена обязанность доказать: наступление вреда и его размер, неправомерность действий (бездействий) должностных лиц, наличие причинно-следственной связи между наступившим вредом и действиями должностных лиц.
Вместе с тем, совокупность вышеуказанных обстоятельств, влекущих взыскание с ответчика расходов за коммерческий найм жилого помещения, истцом, в нарушение положения части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не доказана, и судом этих обстоятельств не установлено.
Какого - либо правового обоснования заявленных требований в этой части истцом не приведено.
Плата, за счет которой истцу было предоставлено жилое помещение в аренду, по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, к его убыткам отнесена быть не может, так как наем жилого помещения осуществляется усмотрением истца и способом восстановления его права, нарушенного ответчиком, не является.
Кроме того, судом принимается во внимание, что требования предъявлены истцом к Министерству финансов Алтайского края, в компетенцию которого не входит предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот.
При этом из отзыва, представленного КГКУ «Региональное жилищное управление» следует, что причиной неисполнения решения суда является не только отсутствие соответствующего финансирования, но также и отсутствие свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда и в целом отсутствие на рынке недвижимости Алтайского края жилых помещений, отвечающих всем установленным требованиям, в количестве, необходимом для обеспечения жильем всех детей-сирот.
В связи с изложенным, исковые требования в части компенсации арендной платы в размере 180 000 руб., подлежат оставлению без удовлетворения в связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникшими убытками.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Тимаковой Я.А. к Министерству финансов Алтайского края о взыскании расходов на оплату аренды жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.
Судья Е.А.Злобина
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>