К делу № 2-3099/2022
УИД:23RS0002-01-2022-004286-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Адлерский район город Сочи 28 сентября 2022 года
Адлерский районный суд города Сочи
Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Машевец С.Ю.,
при секретаре Чобанян А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор города Сочи в интересах Российской Федерации обратился в Адлерский районный суд города Сочи с исковым заявлением к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:943 незаконно оформлен в муниципальную собственность и предоставлен в аренду Исмаиловой Г.М., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности. Так, на основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда. В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства. Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу. Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации. В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 № 136-Ф3, далее - ЗК РФ). В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности. Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности. На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации. Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств. Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 №. В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет. В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № (по г. Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарском краю от 17.09.2021 №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2017, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005. В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации. Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 №-О установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными. Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка. Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛK РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается. Таким образом, защитные леса, составляющие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенного пункта город- курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 №-АПГ15-5. В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛK РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выделов 38, 39, 40, 41 квартала 57 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка. Вместе с тем на спорный земельный участок зарегистрировано 11.04.2009 право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, что подтверждается выписками из ЕГРН от 25.02.2022. Основанием государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужила выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 16.02.2009 №. В нарушение п. 15 Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 07.10.2003 №, соответствующее постановление главы администрации г. Сочи о включение земельного участка № в реестр объектов муниципальной собственности не издавалось. Более того, правовых оснований для включения земельного участка № в данный реестр не имелось. Так, согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ основанием для включения в нее земельного участка 23:49:0407006:943 послужили положения Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Однако ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусматривает исключительные случаи, определенные частями 8-10 данной статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности. В частности, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ устанавливает, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами. Земельный участок № образован 03.09.2008 путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ТОО АП «Субтропики» на основании государственного акта от 31.08.1993 № и расположенного в <адрес> г. ФИО1. Вместе с тем в результате раздела участка № местоположение земельного участка № определено в районе мкр. Блиново Адлерского района г. Сочи за пределами границ исходного местоположения земельного участка № При этом вновь образованный земельный участок № сформирован за счет территории земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером №, то есть за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №-Ф3 находятся в собственности Российской Федерации. Указанное следует из материалов кадастрового дела на земельный участок 23:49:0407006:943 и подтверждается информацией МБУ «Муниципальный институт генплана» от 09.03.2022 №, созданного в целях выполнения работ, предоставления услуг в сфере градостроительства и землеустройства, включая геодезические, картографические, кадастровые, проектно-изыскательские, проектные работы (п.п. 2.1, 2.2.10, 2.2.15, 2.2.19, 2.2.20 Устава учреждения). Таким образом, включение земельного участка 23:49:0407006:943 в перечень объектов муниципальной собственности, а также регистрация на него права муниципальной собственности противоречит требованиям ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ. Пунктом 3 ст. 19 ЗК РФ, п.п. 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» предусмотрено, что передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с составлением и утверждением передаточного акта. В последующем, п. 3.4. Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 №, установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается в форме распоряжения с подготовкой и утверждением акта приема-передачи соответствующего имущества. Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация. В силу п.п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства. Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление №), Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений. Аналогичные положения предусмотрены п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №, п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №, вступивших в силу после отмены Постановление №. В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, ДД.ММ.ГГГГ Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 №, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества). Вместе с тем Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальный орган решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность части территории земельного участка №, за счет которой сформирован земельный участок №, не принимало, передаточный акт не утверждало. Также установлено, что при выполнении работ по изменению местоположения земельного участка № ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ СФ» руководствовалось письмами ЧА ПУБО ФСБ России по г. Сочи от 15.01.2008 №, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 01.04.2008 №, Сочинского филиала ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 01.07.2008 №, содержащими сведения о согласовании изменения границ земельного участка площадью 50,19 га, предоставленного ООО «Субтропики». Однако указанные письма в силу законодательства Российской Федерации не могли служить основанием для формирования земельного участка за счет земель федеральной собственности. Исходя из положений п. 3 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 7, ч. 7 ст. 38, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), действовавших на момент постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ земельного участка 23:49:0407006:943, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан в том числе проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности. Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция по межеванию), следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, ФИО1 (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), ФИО1 (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города). Аналогичные положения предусмотрены действующими в настоящее время нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, п.п. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ, п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0241. Однако в кадастровом деле от ДД.ММ.ГГГГ по межеванию земельного участка № согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка. В связи с этим межевание земельного участка № произведено за счет земельного участка федеральной собственности незаконно. Таким образом, в нарушение названных требований законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - МТУ Росимущества, в их границах был сформирован земельный участок №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный в <адрес>. С учетом изложенного, право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на спорный земельный участок № возникло неправомерно. Кроме того, департаментом имущественных отношений администрации г. ФИО1 с ООО «Субтропики» заключен договор аренды спорного земельного участка от 21.09.2009 №. В свою очередь ООО «Субтропики», на основании договора от 03.03.2010, права и обязанности арендатора переданы ООО «БРАВИС», которые в последующем по договору от 16.12.2020 переданы Исмаиловой Г.М. Вместе с тем, указанный договор аренды в силу ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи в аренду предоставлен земельный участок, который в установленном законом порядке не отчуждался из федеральной собственности в муниципальную собственность, что привело к незаконному возникновению у Исмаиловой Г.М. права пользования земельным участком федеральной собственности. Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 21.02.2022 и составленной фото таблиц следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчиками и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. В связи с этим спорный земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал. В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ). Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 №, № и др.). Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Просит суд признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное 11.04.2009 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново. Признать отсутствующим право аренды Исмаиловой Гульнары Мукарамовны на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново. Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново. В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности муниципального образования ФИО1 округ город-курорт ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново. В решении суда указать, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве аренды Исмаиловой Гульнары Мукарамовны на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново. В решении суда указать, что решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: <адрес> г. ФИО1.
Прокуроры, участвующие в процессе, в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок.
Представитель администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи в судебном заседании полагала о рассмотрении исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок на усмотрение суда.
Представитель ответчика Исмаиловой Г.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок.
Представители третьих лиц - ФГБУ «Сочинский национальный парк», МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны по делу, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства на территории муниципального образования город-курорт Сочи, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0407006:943 незаконно оформлен в муниципальную собственность и предоставлен в аренду Исмаиловой Г.М., поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
На основании постановления Совета Министров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 05.05.1983 № 214 «О создании Сочинского национального парка» создан Сочинский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР. Этим же постановлением в пользование Сочинского национального парка предоставлены земли государственного лесного фонда.
В силу ст. ст. 3, 4, 29 Лесного Кодекса РСФСР (Закон РСФСР от 08.08.1978, далее - ЛК РСФСР 1978 года, утратил силу 06.03.1993) все леса, включая леса национальных парков, образуют единый государственный лесной фонд и состоят в исключительной собственности государства.
Аналогичные положения установлены ст. ст. 2, 14 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 № (далее - Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993), которыми ЛК РСФСР 1978 года признан утратившим силу.
Статьями 7, 19, 56 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 29.01.1997 № 22-ФЗ, далее - ЛК РФ 1997 года), с принятием которого утратили силу Основы лесного законодательства РФ от 06.03.1993, предусмотрено, что леса национальных парков находятся в собственности Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в первоначальной редакции) национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 12 данного Федерального закона (в ред. от 28.12.2013) земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Аналогичное законоположение предусмотрено п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 25.10.2001 №-Ф3, далее - ЗК РФ).
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2006) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Абзацем 3 п. 1 ст. 17 ЗК РФ закреплено, что земельные участки, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, находятся в федеральной собственности. Таким образом, в силу названных положений законодательства земельные участки, входящие и входившие в Сочинский национальный парк, находятся в федеральной собственности.
На основании ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» эти земли считаются ранее учтенными объектами недвижимости, права Российской Федерации на которые признаются юридически действительными вне зависимости от государственной регистрации.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Сочинский национальный парк, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ, далее- ЛК РФ), п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 №, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 №.
В 1997-1998 годах лесоустроительным предприятием «Воронежлеспроект», подведомственным Федеральному агентству лесного хозяйства, проведено лесоустройство Сочинского национального парка. В результате в отношении 15 участковых лесничеств составлены картографические планы лесоустройства, определявшие границы Сочинского национального парка, которые впоследствии поставлены на государственный кадастровый учет.
В частности, на основании плана лесоустройства Веселовского участкового лесничества Сочинского национального парка 14.10.2005 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:28 категории «земли особо охраняемых природных территорий», что подтверждается информацией территориального отдела № 14 (по г. Сочи, Туапсинскому району) ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарском краю от 17.09.2021 №, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.10.2017, а также перечнем ранее учтенных земельных участков, утвержденным территориальным отделом по городу-курорту Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 19.09.2005.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии с вышеназванной нормой Конституционном Судом Российской Федерации в определении от 11.02.2021 № установлено, что в условиях действующей презумпции государственной собственности на землю участникам гражданских правоотношений должно быть очевидным, что земли, на которых земельные участки не сформированы и не поставлены на кадастровый учет, относятся к государственной собственности и что само по себе отсутствие такого учета не свидетельствует о том, что они являются бесхозяйными.
Сама по себе несформированность земельного участка и отсутствие государственной регистрации права собственности публичного образования на него не означает, что соответствующее публичное образование фактически отказалось от своего права собственности или проявляет безразличие к правовой судьбе этого земельного участка.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛK РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, составляющие территорию Сочинского национального парка, после их включения в границы населенного пункта город- курорт Сочи, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.№
В силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 ЛK РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 №.
Согласно заключению специалиста ФГБУ «Сочинский национальный парк» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2021 земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах земель Веселовского участкового лесничества, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, территория которого определена планом лесонасаждений 1997 года, в пределах выделов 38, 39, 40, 41 квартала 57 указанного участкового лесничества, который составлял территорию Сочинского национального парка.
Вместе с тем на спорный земельный участок зарегистрировано 11.04.2009 право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, что подтверждается выписками из ЕГРН от 25.02.2022.
Основанием государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужила выписка из реестра объектов муниципальной собственности от 16.02.2009 №.
В нарушение п. 15 Положения об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 07.10.2003 №, соответствующее постановление главы администрации г. ФИО1 о включение земельного участка № в реестр объектов муниципальной собственности не издавалось. Более того, правовых оснований для включения земельного участка № в данный реестр не имелось.
Так, согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от 16.02.2009 основанием для включения в нее земельного участка № послужили положения Федерального закона от 03.12.2008 № 244-ФЗ «О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
Однако ч. 11 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ предусматривает исключительные случаи, определенные частями 8-10 данной статьи, при которых земельные участки федеральной собственности не подлежат отнесению к муниципальной собственности. В частности, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ устанавливает, что к федеральной собственности относятся земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
Земельный участок № образован 03.09.2008 путем раздела земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ТОО АП «Субтропики» на основании государственного акта от 31.08.1993 № и расположенного в с. Ермоловка Адлерского района г. Сочи.
В результате раздела участка № местоположение земельного участка № определено в районе мкр. <адрес> г. ФИО1 за пределами границ исходного местоположения земельного участка 23:49:0407003:1172.
При этом вновь образованный земельный участок № сформирован за счет территории земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером №, то есть за счет земель Веселовского лесничества Сочинского национального парка, которые в силу абз. 3 п. 1 ст. 17, п. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона № ЗЗ-ФЗ, абз. 6 п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 находятся в собственности Российской Федерации.
Указанное следует из материалов кадастрового дела на земельный участок № и подтверждается информацией МБУ «Муниципальный институт генплана» от 09.03.2022 № 241, созданного в целях выполнения работ, предоставления услуг в сфере градостроительства и землеустройства, включая геодезические, картографические, кадастровые, проектно-изыскательские, проектные работы (п.п. 2.1, 2.2.10, 2.2.15, 2.2.19, 2.2.20 Устава учреждения).
Таким образом, включение земельного участка № в перечень объектов муниципальной собственности, а также регистрация на него права муниципальной собственности противоречит требованиям ч. 11 ст. 1, п. 4 ч. 8 ст. 1 Федерального закона № 244-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 19 ЗК РФ, п.п. 1, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» предусмотрено, что передача федерального имущества в муниципальную собственность осуществляется на основании решения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с составлением и утверждением передаточного акта.
В последующем, п. 3.4. Административного регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции «Осуществление передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, принятие имущества из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 13.07.2009 № 270, установлено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную принимается в форме распоряжения с подготовкой и утверждением акта приема-передачи соответствующего имущества.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 27.11.2004 № 691 (далее - Постановление № 691), Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений.
Аналогичные положения предусмотрены п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374, вступивших в силу после отмены Постановление № 691.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и его территориальный орган решение о передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность части территории земельного участка 23:49:0000000:28, за счет которой сформирован земельный участок 23:49:0407006:943, не принимало, передаточный акт не утверждало.
При выполнении работ по изменению местоположения земельного участка № ФГУП «Госземкадастрсъемка - ВИСХАГИ СФ» руководствовалось письмами ЧА ПУБО ФСБ России по г. Сочи от 15.01.2008 №, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 01.04.2008 №, Сочинского филиала ТУ Росимущества по Краснодарскому краю от 01.07.2008 №, содержащими сведения о согласовании изменения границ земельного участка площадью 50,19 га, предоставленного ООО «Субтропики».
Однако указанные письма в силу законодательства Российской Федерации не могли служить основанием для формирования земельного участка за счет земель федеральной собственности.
Исходя из положений п. 3 ст. 6 ЗК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 7, ч. 7 ст. 38, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. от 24.10.2008), действовавших на момент постановки на кадастровый учет 03.09.2008 земельного участка 23:49:0407006:943, местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан в том числе проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996 (далее - Инструкция по межеванию), следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Аналогичные положения предусмотрены действующими в настоящее время нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, п.п. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3, 11 ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ, п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 №
Однако в кадастровом деле от 03.09.2008 по межеванию земельного участка № согласование границ участка с МТУ Росимущества не имеется, что следует из содержащегося в кадастровом деле акта согласования местоположения границ земельного участка, в котором отсутствует соответствующая отметка. В связи с этим межевание земельного участка № произведено за счет земельного участка федеральной собственности незаконно.
Таким образом, в нарушение названных требований законодательства и в отсутствие волеизъявления собственника федеральных земель в лице органа, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, - МТУ Росимущества, в их границах был сформирован земельный участок 23:49:0407006:943, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный в Адлерском районе г. Сочи, мкр. Блиново.
С учетом изложенного, право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на спорный земельный участок № возникло неправомерно.
Кроме того, департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи с ООО «Субтропики» заключен договор аренды спорного земельного участка от 21.09.2009 №. В свою очередь ООО «Субтропики», на основании договора от 03.03.2010, права и обязанности арендатора переданы ООО «БРАВИС», которые в последующем по договору от 16.12.2020 переданы Исмаиловой Г.М.
Вместе с тем, указанный договор аренды в силу ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, поскольку департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи в аренду предоставлен земельный участок, который в установленном законом порядке не отчуждался из федеральной собственности в муниципальную собственность, что привело к незаконному возникновению у Исмаиловой Г.М. права пользования земельным участком федеральной собственности.
Из акта натурного обследования спорного земельного участка, проведенного специалистами управления муниципального земельного контроля администрации г. Сочи от 21.02.2022 и составленной фото таблиц следует, что обозначенный участок не огорожен, свободен от строений, не осваивается. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения ответчиками и иными лицами указанным участком. Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц. В связи с этим спорный земельный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбывал.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № и др.).
Учитывая изложенное, восстановление нарушенных прав Российской Федерации по настоящему спору возможно путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таком положении суд считает, что исковые требования заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора города Сочи в интересах Российской Федерации к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи, Исмаиловой Гульнаре Мукарамовне о признании отсутствующим право собственности, аренды, снятии с государственного кадастрового учета земельный участок, - удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи, зарегистрированное 11.04.2009 в Едином государственном реестре недвижимости, на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: Краснодарский край, Адлерский район г. Сочи, мкр. Блиново.
Признать отсутствующим право аренды Исмаиловой Гульнары Мукарамовны на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес>
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес> г. ФИО1, мкр. Блиново.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве собственности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу<адрес>.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об аннулировании записи о праве аренды Исмаиловой Гульнары Мукарамовны на земельный участок с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенный по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, категории земель: «земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования», расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Адлерский районный суд г. Сочи в течение месяца, начиная с 03 октября 2022 года.
Председательствующий: подпись. С.Ю. Машевец
Копия верна: Судья- Секретарь-