РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2024 года г. Белгород
Свердловский районный суд г. Белгорода в составе:
председательствующего судьи Медведевой Е.В.,
при секретаре Молчанюк К.С.,
с участием представителя истца Рыбниковой Н.С., представителя ответчика – Филипповой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Новооскольского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к ГУП "Белоблводоканал" о возложении обязанности,
установил:
Прокурор Новооскольского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, в котором просит возложить обязанность на ГУП "Белоблводоканал" до 01.01.2026 произвести комплексный капитальный ремонт, в том числе осуществить работы по перекладке изношенных труб, напорного коллектора Д-400, размещенного от ГНС по <адрес> до очистных сооружений, расположенных в близи <адрес> (географические координаты №).
В обоснование предъявленных требований истец сослался на то, что прокуратурой Новооскольского района Белгородской области в рамках реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства и законодательства о водоотведении, в ходе которой выявлены нарушения.
В судебном заседании представитель истца Рыбникова Н.С. поддержала исковые требования.
Представитель ответчика ГУП «Белоблводоканал» Филиппова Т.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по изложенным в письменных возражениях доводам.
Представители Министерства имущественных и земельных отношений Белгородской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, в судебное заседание не явились, сведений о наличии уважительных причин неявки не представили.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, ответчика суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 4, 8 ч. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Положения статьи 8 Закона устанавливают, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями Закона.
В соответствии с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30.12.1999 №168 (далее - Правила), которыми регламентируются технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам, водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта (пункт 2.10.1).
Согласно пункту 2.10.2. Правил в задачи технической эксплуатации сети входят в том числе и надзор за состоянием и сохранностью сети, сооружений, устройств и оборудования на ней, техническое содержание сети; планово-предупредительный и капитальный ремонты на сети, ликвидация аварий.
К капитальному ремонту на сети относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер); прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб; замене гидрантов, водоразборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей; ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренней поверхности труб и др. (пункт 2.10.20 Правил).
Приказом Минстроя России от 05.08.2014 № 437/пр "Об утверждении Требований к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей" определено, что не реже 1 раза в пять лет проводится техническое обследование, и эта обязанность возложена на организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно п. 18 Требований по итогам технического обследования устанавливается процент износа системы холодного водоснабжения.
На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других недоступных для осмотра сооружений определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.
В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением правительства Белгородской области от 27.08.2018 №451-рп "О приеме в государственную собственность Белгородской области муниципальных унитарных предприятий и объектов водопроводноканализационного хозяйства", имущественный комплекс МУП "Водоканал" передан в государственную собственность Белгородской области.
ГУП "Белоблводоканал" создано в соответствии с распоряжением Правительства Белгородской области от 03.09.2019 №470-рп "О реорганизации государственных унитарных предприятий Белгородской области". Имущество ГУП "Белоблводоканал" находится в государственной собственности Белгородской области, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения и отражается на его самостоятельном балансе.
Согласно распоряжению Правительства Белгородской области №539-рп от 22.10.2018 напорный коллектор Д-400мм (чугун, сталебетон) от ГНС <адрес> до очистных сооружений, расположенных в близи <адрес> (географические координаты №) находится в хозяйственном ведении ГУП «Белоблводоканал».
В соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения Новооскольского городского округа Белгородской области, утвержденной постановлением администрации Новооскольского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ износ канализационной сети (напорного коллектора от ГНС до ОС) составляет 92%.
Учредителем предприятия от имени Белгородской области выступает министерство имущественных и земельных отношений Белгородской области. Предприятие находится в ведомственном подчинении отраслевого органа - министерства жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области.
ГУП "Белоблводоканал" от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности.
Согласно уставу целями создания и предметом деятельности ГУП "Белоблводоканал" являются решение социальных задач в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки стоков на территории Белгородской области, получение прибыли и обеспечение производственного и социального развития предприятия. Предприятие осуществляет следующие основные виды деятельности: строительство зданий и сооружений; производство общестроительных работ; производство изоляционных работ; производство санитарно-технических работ; производство прочих отделочных и завершающих работ; оказание услуг в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнения закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества и т.д. (пункт 2.1-2.2 Устава). Для выполнения указанных целей предприятие имеет право осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Из представленных суду доказательств следует, что процент износа канализационной сети (напорного коллектора) составляет 92%, требуется проведение комплексного капитального ремонта, в том числе осуществление работы по перекладке изношенных труб, напорного коллектора Д-400, размещенного от ГНС по <адрес> до очистных сооружений, расположенных в близи <адрес> (географические координаты №).
Доказательств иной степени износа спорного объекта ответчиками не представлено.
С учетом изложенного доводы истца о необходимости проведение комплексного капитального ремонта, в том числе осуществления работы по перекладке изношенных труб, напорного коллектора Д-400, размещенного от ГНС по <адрес> до очистных сооружений, расположенных в близи <адрес> (географические координаты №), убедительны, поскольку ответчик ГУП "Белоблвдоканал" в силу цели создания предприятия обязан обеспечивать надлежащее водоснабжение и водоотведение населения, производить ремонт и обслуживание трубопроводов и зданий водоснабжения, предупреждать чрезвычайные ситуации, связанные с порывами сетей водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Белгородской области от 29.08.2022 № 510-пп в целях реализации мероприятий подпрограммы "Развитие и модернизация коммунального комплекса Белгородской области" государственной программы Белгородской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами жителей Белгородской области", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 28.10.2013 № 441-пп, Правительство Белгородской области утвердило Порядок предоставления субсидий ГУП "Белоблводоканал" на возмещение затрат, связанных с производственной деятельностью.
Согласно данному порядку на безвозмездной и безвозвратной основе из областного бюджета ГУП "Белоблводоканал" компенсируются затраты, связанные с производственной деятельностью, а именно эксплуатационные расходы, фактически понесенные организацией, но не учтенные в утвержденных тарифах на услуги водоснабжения и/или водоотведения.
В связи с тем, что деятельность по проведению ремонтных работ и работ по обслуживанию сети водоснабжения и водоотведения осуществляется ГУП "Белоблводоканал", а согласование стоимости проведения работ по ремонту осуществляется учредителем предприятия на основании заявлений ГУП "Белоблводоканал", обязанность по выполнению мероприятий по проведению капитального ремонта и замене объектов водоснабжения и водоотведения подлежит возложению на ГУП "Белоблводоканал".
Ненадлежащее состояние системы холодного водоснабжения и водоотведения в населенной пункте, несвоевременное проведение ремонтных работ может привести к возникновению перебоев поставки холодной воды, что повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также к наступлению тяжелых последствий.
Федеральный закон № 131-ФЗ согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, их дифференциацию по типам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
К числу вопросов местного значения муниципального, городского округа названный Федеральный закон относит организацию в границах муниципального, городского округа водоотведения (пункт 4 части 1 статьи 16).
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом № 416-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 3 названного Федерального закона закреплено, что одной из целей, на достижение которых направлена государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, является обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона № 416-ФЗ определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).
Полномочия органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях закреплены в статье 6 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ (пункт 5); согласование инвестиционных программ (пункт 6); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.
Согласно ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
При принятии решения о сроке, в течение которого данное решение должно быть исполнено ответчиком, суд признает заслуживающими внимания доводы ответчика ГУП «Белобводоканал» относительно длительности процедуры, которая будет предшествовать мероприятиям по исполнению требований прокурора, и считает целесообразным установить для исполнения решения суда срок до 01.01.2026.
Руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора <адрес> (ИНН №, ОГРН №) в интересах неопределенного круга лиц к ГУП "Белоблводоканал" (ИНН №) о возложении обязанности, удовлетворить.
Возложить обязанность на ГУП "Белоблводоканал" в срок до 01 января 2026 года произвести комплексный капитальный ремонт, в том числе осуществить работы по перекладке изношенных труб, напорного коллектора Д-400, размещенного от ГНС по <адрес> до очистных сооружений, расположенных в близи <адрес> (географические координаты №).
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путём подачи через Свердловский районный суд <адрес> апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>