Решение по делу № 2-783/2024 от 18.01.2024

    Дело № 2-783/2024

             УИД № 23RS0004-01-2024-000157-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Анапа                                                                          09 июля 2024 года

Судья Анапского районного суда Краснодарского края Волошин В.А.,

при секретаре Куцаевой Ж.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края к Лебедев В.В. о понуждении к продаже доли земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в суд с исковым заявлением к Лебедеву В.В. о понуждении к продаже доли земельного участка.

        В обосновании своих требований указали, что письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 00.00.0000 000 департаменту имущественных отношений Краснодарского края было сообщено, что гражданин Украины Лебедев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером 000, (...), (...). Ответчик зарегистрировал право собственности на 1/8 доли вышеуказанного объекта недвижимости 00.00.0000, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, согласно которой собственником недвижимости является ответчик. Ответчик не имеет постоянного места жительства в Российской Федерации, иск подан по месту нахождения его имущества, а именно по адресу: (...), (...), (...). Просят суд обязать гражданина Украины Лебедев В.В. 00.00.0000 года рождения в течение 30 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, реализовать на торгах 1/8 доли принадлежащей ему на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 000, (...) (...); определить стоимость 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 000, (...) в размере цены, установленной специализированной организацией по реализации земельных участков с публичных торгов. В случае неисполнения гражданином Украины Лебедев В.В. 00.00.0000 года рождения решения суда, произвести принудительную продажу на торгах 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 000, (...), (...) (...) с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи указанных объектов суммы, за вычетом затрат, понесенных при отчуждении имущества.

        Истец представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Лебедев В.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, либо об отложении судебного заседания в суд не поступало.

Адвокат Коптюк М.Я. по ордеру 000 от 00.00.0000. назначенная судом в порядке ст. 50 ГПК РФ в интересах ответчика Лебедева В.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель 3-лица администрации муниципального образования город-курорт Анапа в судебном заседании по доверенности Афисов В.В. поддержал исковое заявление в полном объеме и просил его удовлетворить.

Представитель 3-лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.

3-лицо Долотина Т.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении искового заявления.

3-лица Кротенко Л.Г., Попов Н.И., Шадура Т.А., Шадура А.И., Шадура М.А. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, либо об отложении судебного заседания в суд не поступало.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив представленные материалы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч.2 ст.36).

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.

Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

Сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).

Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).

Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

        Указом Президента Российской Федерации от 09.01.2011 № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» установлен запрет для иностранных граждан обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город-курорт Анапа.

Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на приобретение в собственность земельных участков, находящихся на приграничных территориях, иностранными гражданами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238).

В соответствии с частью 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года №2970-О "По запросу Геленджикского городского суда Краснодарского края о проверке конституционности пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 15 и пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 1 и 2 статьи 238 и статьей 552 Гражданского кодекса Российской Федерации", принудительная продажа земельного участка с одновременным сохранением за иностранным гражданином права собственности на находящиеся на нем здания, сооружения предполагает сохранение прав владения и пользования земельным участком, на котором расположена данная недвижимость, на основании статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации. Этим обусловлена затруднительность принудительной продажи земельного участка, принадлежащего иностранному гражданину, в частную собственность другим лицам, которые в случае приобретения участка фактически будут лишены возможности его использовать, сохраняя за собой лишь право - в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 и статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации - на получение платы с иностранного гражданина, являющегося собственником здания, сооружения. Однако объективные затруднения, связанные с реализацией такого рода земельных участков, не могут служить оправданием для лишения иностранных граждан права собственности в отношении зданий, сооружений, которое признается российским законодателем и, значит, гарантируется Российской Федерацией. С другой стороны, статья 238 Гражданского кодекса Российской Федерации - предусматривая принудительное отчуждение имущества, оказавшегося по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица, которому в силу закона не может принадлежать, - в пункте 2 закрепляет в качестве возможного варианта прекращения права собственности передачу имущества в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику его стоимости, определенной судом. Избираемый вариант принудительного отчуждения имущества во всяком случае должен быть наиболее разумным, справедливым и оптимальным, в минимальной степени ограничивающим права собственников, в том числе должен учитывать особенности данного имущества, наличие заинтересованности в его приобретении как у частных лиц, так и у публично-правовых образований.

Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что пункт 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, действующий во взаимосвязи с другими положениями данного Кодекса и с нормами гражданского законодательства, не предполагает возложения на иностранного гражданина обязанности продать в принудительном порядке принадлежащее ему здание, сооружение, расположенное на земельном участке в пределах приграничной территории. Предусмотренный же пунктом 3 статьи 15 данного Кодекса и адресованный иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам запрет обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, входящих в перечень, установленный Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, не может толковаться расширительно и распространяться на объекты, которые в данном законоположении не указаны.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Лебедеву В.В. принадлежит 1/8 доли земельного участка с кадастровым номером 000, по адресу: (...), (...), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 00.00.0000. № 000.

Согласно сообщению отдела по вопросам миграции ОМВД России по (...) от 00.00.0000 Лебедев В.В., 00.00.0000 года рождения, гражданство (...), на территории РФ не зарегистрирован, сведения о выдаче паспорта гражданина РФ отсутствуют.

Согласно пункта 108 Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 09 января 2011 года №26, муниципальное образование город-курорт Анапа является приграничной территорией, на которой иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, следовательно, земельные участки, находящиеся в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке.

При этом перечень приграничных территорий является открытым и устанавливается Президентом РФ в рамках реализации им определенных ст.80 Конституции РФ полномочий по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, определении основных направлений внутренней и внешней политики государства.

Ответчик Лебедев В.В. будучи гражданином Республики Украина, в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ не произвел в установленный законом срок отчуждение принадлежащей ему на праве собственности 1/8 доли земельного участка.

Таким образом, в силу вышеприведенных норм материального права ответчик Лебедев В.В., являющийся гражданином иностранного государства, не может обладать на праве собственности земельным участком, расположенным на приграничных территориях, в том числе и 1/8 доли земельного участка, с кадастровым номером 000, по адресу: (...), (...), (...).

Порядок отчуждения такого имущества определен в статье 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновении права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрена определенная процедура принудительного прекращения права собственности на имущество, которое не может находиться в собственности граждан.

Собственник обязан самостоятельно продать такое имущество в течение установленного законом срока, а в случае его бездействия имущество подлежит принудительной продаже по решению суда.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.ст.12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в силу присущего исковому виду судопроизводства начала диспозитивности, эффективность правосудия обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Суд, содействуя сторонам в реализации этих прав, осуществляет, в свою очередь, лишь контроль за законностью совершаемых ими распорядительных действий, основывая решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, и оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого из них в отдельности, а также достаточность и взаимную связь их в совокупности.

Согласно статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства представленными суду доказательствами установлено, что ответчику Лебедеву В.В., не являющемся гражданином Российской Федерации и являющемся гражданином иностранного государства, документированным паспортом гражданина иностранного государства на праве собственности принадлежит доля земельного участка, находящаяся на территории муниципального образования город-курорт Анапа, включенной в состав приграничных территорий, на которых иностранные граждане не могут иметь в собственности земельные участки, при этом мер к добровольному отчуждению имущества ответчиком Лебедевым В.В. по истечении одного года с момента возникновении права собственности на имущество не произведено, следовательно, принадлежащая ему на праве собственности 1/8 доли земельного участка подлежит отчуждению на основании решения суда, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений (...) о возложении на ответчика Лебедева В.В. обязанности в течение 00.00.0000 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения реализовать на торгах (конкурсе, аукционе) принадлежащую ему на праве собственности 1/8 доли земельного участка с кадастровым номером 000, по адресу: (...), (...), (...), с определением стоимости указанного имущества в размере стоимости, установленной специализированной организацией по реализации земельных участков с публичных торгов, а в случае неисполнения ответчиком Лебедевым В.В. возложенной на него обязанности по отчуждению принадлежащего ему недвижимого имущества в установленный срок произвести принудительную продажу на торгах указанного имущества с выплатой ответчику вырученной от продажи указанного объекта недвижимого имущества суммы за вычетом затрат, понесенных при отчуждении имущества.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Таким образом, возмещение судебных издержек на основании приведенных норм осуществляется только той стороне, в пользу которой вынесено решение суда. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения судебных расходов при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

В соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, поскольку истец - Департамент имущественных отношений Краснодарского края освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с настоящими исковым заявлением, с ответчика Лебедева В.В. в соответствии с положениями ст.ст.98, 103 ГПК РФ подлежит взысканию в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента имущественных отношений (...) к Лебедев В.В. о понуждении к продаже доли земельного участка- удовлетворить.

Обязать гражданина Республики Украины Лебедев В.В., 00.00.0000 года рождения в течение 00.00.0000 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения, реализовать на торгах 1/8 доли принадлежащего ему на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 000, по адресу: (...), (...) (...).

Определить стоимость 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 000, (...) (...) в размере цены, установленной специализированной организацией по реализации земельных участков с публичных торгов.

В случае неисполнения гражданином Украины Лебедев В.В., 00.00.0000 года рождения решения суда, произвести принудительную продажу на торгах 1/8 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 000 (...), (...) с передачей бывшему собственнику вырученной от продажи указанных объектов суммы, за вычетом затрат, понесенных при отчуждении имущества.

Взыскать с Лебедев В.В., 00.00.0000 года рождения государственную пошлину в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анапский районный суд Краснодарского края.

       Судья       Анапского районного суда                                           В.А. Волошин

2-783/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Ответчики
Лебедев Владимир Викторович
Другие
Долотина Татьяна Александровна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Кротенко Лидия Григорьевна
Коптюк Маина Яковлевна
Шадура Александр Иванович
Шадура Мария Антоновна
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа
Шадура Татьяна Александровна
Попов Николай Игоревич
Суд
Анапский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
anapa.krd.sudrf.ru
18.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2024Передача материалов судье
22.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
05.03.2024Предварительное судебное заседание
29.04.2024Предварительное судебное заседание
29.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.06.2024Предварительное судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее