Дело № 2а-115/2021
11RS0006-01-2020-002374-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Брагиной Т.М.,
при секретаре Валитовой Г.Р.,
с участием истца ФИО 1, представителя ответчика АМОГО «Усинск» ФИО 3, представителя соответчика Управления Россреестра по РК ФИО 4, представителя ООО УК «Урман» ФИО 5 ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск дд.мм.гггг. 2021 года административное дело по административному исковому заявлению ФИО 1, ФИО 2 к администрации МОГО «Усинска», Управлению Росреестра о признании бездействия незаконным, обязании предъявить требование о сносе дома
установил:
Истцы обратились в суд с иском к АМОГО «Усинск» о признании незаконным бездействия АМОГО «Усинск» в части невыполнения процедур, предусмотренных частью 10 статьи 32 ЖК РФ, выразившееся в не предъявлении к собственникам ФИО 2, ФИО 1 по МКД по адресу: ... требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Обязании АМОГО «Усинск» предъявить к ФИО 2, ФИО 1 как собственникам МКД по адресу: ..., требование о его сносе или реконструкции в течении месяца со дня вступления в силу решения.
В обоснование требований указывают, что истцы . являются совместными собственниками жилого помещения по адресу: ..., по договору купли-продажи от дд.мм.гггг..
МКД № по ... в ... постановлением АМОГО от дд.мм.гггг. № признан аварийным и подлежащим сносу. Начиная с августа 2019 по настоящее время требование о сносе МКД или его реконструкции в разумный срок уполномоченным органом ФИО 2 и ФИО 1. не предъявлено (не направлено), как этого требует часть 10 статьи 32 ЖКРФ и не влечет возникновение у собственников обязанности по сносу МКД либо его реконструкции. В связи с чем бездействие администрации просят признать незаконным. Как следует из содержания части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке МКД аварийным и подлежащим сносу является безусловным основанием для предъявления, в данном случае Администрацией МОГО «Усинск», требования о сносе или реконструкции в разумный срок. Дальнейшие действия как по изъятию земельного участка, так и жилого помещения зависят от факта исполнения собственниками жилых помещений предъявленного к ним требования МОГО о сносе МКД либо его реконструкции.
С учетом периода признания МКД аварийным и подлежащим сносу и периода обращения в суд с административным исковым заявлением, разумные сроки по его предъявлению истекли, в связи с чем подлежит возложению обязанность предъявить требование о сносе МКД или его реконструкции в разумный срок собственникам .
Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по РК Федеральной службе Государственной регистрации кадастра и картографии.
Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено КУМИ АМОГО «Усинск».
Определением Усинского городского суда от дд.мм.гггг. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УЖКХ АМОГО «Усинск», ООО УК «Урман».
В судебном заседании административный истец ФИО 1 на удовлетворении требований настаивала.
В судебном заседании представитель административного ответчика АМОГО «Усинск» требования не признала.
В судебном заседании представитель соответчика ФИО 4, просила исключить Управление Россреестра по РК из числа соответчиков.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица ФИО 5 , просила исключить ООО УК «Урман» из числа заинтересованного лица.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица КУМИ АМОГО «Усинск», УЖКХ «АМОГО «Усинск» не явился, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дом установленным в Положении требованиям.
Согласно пункту 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное в абзаце пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшего использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО 2 и ФИО 1 являются совместными собственниками жилого помещения, расположенного по адресу .... ( ).
В соответствии с постановлением № администрации МО ГО «Усинск» от дд.мм.гггг. «О дальнейшем использовании жилых помещений» МКД, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.
На территории МОГО «Усинск» для улучшения качества жилищного фонда, повышения комфортности условий проживания граждан на территории МОГО «Усинск» действует муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на период 2019-2025 годов на территории МОГО «Усинск», утвержденная постановлением АМОГО «Усинск» от дд.мм.гггг. №.
Целью программы является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, расположенного на территории МО ГО «Усинск».
В перечень аварийных МКД, действующей программы, включены МКД, признанные аварийными до 01 января 2017 и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Таким образом, МКД по адресу: ... не включен в программу Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на период 2019-2015 годов на территории МОГО «Усинск».
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Представитель КУМИ АМОГО «Усинск» просит в удовлетворении иска отказать, поскольку истцы обратились в суд по истечении трех месяцев со дня вынесения Постановления от дд.мм.гггг. №, также истцами не указано, какие права нарушаются вынесенным Постановлением.
Поскольку истцы не обжалуют Постановление от дд.мм.гггг. №, обосновывают свои требования, по мнению суда, доводы представителя КУМИ АМОГО «Усинск» не обоснованы.
Из материалов дела усматривается и установлено в судебном заседании, что дд.мм.гггг. в ... в ... произошел пожар, уничтожено 2/3 жилого дома.
Комиссией в составе представителей АМОГО «Усинск», УЖКХ, Госжилинспекции, ООО УК «Урман», Отдела ЧС управления по ГО и ЧС АМОГО «Усинск» установлено, что МКД ..., поврежден при пожаре, полностью разрушены 1и2 подъезды, а именно при визуальном осмотре зафиксировано значительное повреждение несущих конструкций деревянных стен и перекрытий с прогоранием и обрушением конструкций; многочисленные участки с обугленностью несущих стен; зафиксировано значительное повреждение ограждающих конструкций деревянных перегородок жилого дома с обрушением конструкций; зафиксировано значительное повреждение конструкций кровли из профилированного листа. Частично пожаром поврежден 3 подъезд, а именно при визуальном осмотре зафиксировано частичное повреждение несущих конструкций деревянных стен и перекрытий с прогоранием и частичным обрушением конструкций; многочисленные участки с обугленностью несущих стен; зафиксирована обугленность и повреждение ограждающих конструкций деревянных перегородок жилого дома с частичным обрушением. В жилых помещениях № и № имеется мебель, при визуальном осмотре повреждений мебели не установлено. Данный МКД отключен от электроэнергии, тепло и водоснабжения, факты отражены в акте от дд.мм.гггг. «Визуального осмотра многоквартирных домов и № по ...». Комиссией сделаны выводы и рекомендации: во избежание повторного возгорания, а также травмоопасных ситуаций, в том числе с участием несовершеннолетних граждан, рекомендовано провести обрушение МКД № по .... Перед обрушением уведомить собственников квартир № и № о необходимости вывоза личных вещей (мебель). (л.д. ).
В акте № «Визуального обследования объекта» от дд.мм.гггг. начальником Усинского отделения Северного филиала АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» ФИО 6 рекомендовано снять здание МКД № по ... с баланса и снести. (л.д. )
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу, что администрация МОГО "Усинск" фактически уклонялась от проведения процедуры в период с августа 2019 и до момента пожара в ноябре 2020, предусмотренной ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" одним из вопросов местного значения городского поселения является обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится данное жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления принимать решения об изъятии земельного участка для хозяйственных или муниципальных нужд, в случае если на земельном участке расположен многоквартирный дом, подлежащий сносу, и, соответственно, каждого помещения в указанном доме в случае, если в установленный в направленном в адрес требовании срок собственники помещений данного многоквартирного дома не осуществили его снос или реконструкцию.
В силу пункта 2 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к указанным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из содержания приведенных норм права и разъяснений Пленума, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Как следует из материалов дела, на момент принятия судом решения земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и жилое помещение, принадлежащее ответчикам на праве собственности, не изымались, соглашение о возможном предоставлении другого жилого помещения между органом местного самоуправления и собственниками не достигнуто.
За период признания МКД по адресу: ... августе 2019 дома аварийным и до момента пожара в ноябре 2020 прошло больше одного года, срок который является разумным для совершения предложения собственникам помещений в указанном доме, требования о его сносе или реконструкции. Однако Администрацией в силу закона действия не произведены, что является основанием для признаний их действий незаконными.
В судебном заседании установлено, что в спорном МКД по адресу: ... произошел пожар и оно снесено, в связи с чем требование истцов об обязании администрации МОГО «Усинск» предъявления к Цибульским как собственникам МКД требования о его сносе или реконструкции в течении месяца со дня вступления в силу решения и к Управлению Россреестра, КУМИ АМОГО «Усинск» не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь 179-180, 227 КАС РФ,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 1, ░░░ 2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 10 ░░░░░░ 32 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ 2, ░░░ 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ 2, ░░░ 1, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ 2, ░░░ 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ... ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░..
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░