Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.<адрес> 08 октября 2020 года
Первомайский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Логутова К.Е.,
при секретаре Свиридовой Е.С.,
представителя административного истца Мосягина А.В.,
с участием представителя административных ответчиков Рыжкова Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Попова В.И. к администрации Первомайского поссовета <адрес> и межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании незаконным заключения вышеуказанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и обязании данной комиссии рассмотреть заявление Попова В.И. по существу, а именно провести обследование жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>, и выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом»,
УСТАНОВИЛ:
Попов В.И., в лице представителя Мосягина А.В., обратился в Первомайский районный суд <адрес> с вышеуказанным исковым заявлением, в котором указал, что он является нанимателем <адрес> р.п. первомайский <адрес>. В настоящее время данная квартира по своему техническому состоянию является непригодной для жилья. В техническом заключении о состоянии строительных конструкций указанной квартиры, подготовленной ООО «Мичуринск Архитектура» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, указано, что дальнейшая эксплуатация квартиры в данном состоянии представляет собой опасность, тем самым угрожая жизни и здоровью граждан, требуется проведение работ по комплексному капитальному ремонту данной квартиры, а деревянная пристройка к дому подлежит демонтажу из-за непосредственной угрозы обрушения и нецелесообразности ремонта.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о создании межведомственной жилищной комиссии Первомайского поссовета <адрес> и просьбой обследовать вышеуказанную квартиру для признания ее непригодной для проживания, однако ответа так и не получил, в связи с чем был вынужден обратиться в суд.
Решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Попова В.И. было отказано. Данное решение истцом было обжаловано, и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ было отменено в части отказа в иске Попову В.И. о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета <адрес>, выразившегося в не создании межведомственной комиссии для признания жилья непригодным для проживания, признании квартиры непригодной для проживания. В этой части по делу было принято новое решение об обязании администрации Первомайского поссовета <адрес> заявление Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 передать для рассмотрения межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно полученного ответа председателя вышеуказанной комиссии, заявление Попова В.И. рассмотрению не подлежит.
В связи с этим, Попов В.И. вновь был вынужден обратиться в суд с административным исковым заявлением, и решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ его исковые требования были удовлетворены. Бездействие межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по заявлению Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> было признано незаконным, и вышеуказанная комиссия была обязана судом принять решение по заявлению Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно полученного ответа председателя вышеуказанной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке положения абз. 7 п. 47 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
Вышеуказанное заключение, по мнению истца, не соответствует закону, нарушает его право на жилище, и лишает его возможности выбора способа защиты своих жилищных прав, так как межведомственной комиссией не предприняты действия, направленные на рассмотрение заявления Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ по существу и проведение оценки соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям, не выполнены их обязанности по созданию условий для реализации гражданами их прав на жилище.
На основании изложенного истец просит суд: признать незаконным и отменить заключение межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявления Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>; обязать межведомственную комиссию при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заявление Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> выдать заключение в порядке, установленном Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В судебном заседании представитель административного истца Мосягин А.В. доводы административного искового заявления поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Первомайского поссовета первомайского района <адрес> Рыжков Е.И. возражал против удовлетворения административных исковых требований, поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве, и пояснил, что межведомственной комиссией были проверены документы, представленные административным истцом, а так же материалы накопительного дела по заявлению Попова В.И., из которых было установлено, что административный истец не является ни собственником, ни нанимателем вышеуказанной квартиры, в ЕГРН право собственности на <адрес> р.<адрес> не зарегистрировано. Выход на место комиссия не осуществляла, так как для этого не было усмотрено оснований, заявителем не были предоставлены необходимые документы, указанные в заключении, в связи с чем, Попову В.И. было выдано заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке абз. 7 п. 47 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из представленных письменных возражений установлено, что с доводами административного истца административный ответчик - администрация Первомайского поссовета <адрес>, не согласен, так как в обоснование своих доводов истец делает ссылку на п. 47 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», однако указанная редакция в настоящее время не действует, о чем указал Первомайский районный суд <адрес> в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ, и разъяснил, что комиссии необходимо руководствоваться указанным пунктом в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, административный ответчик считает, что указанное судебное решение межведомственной комиссией было выполнено и обоснованно принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> аварийным, и подлежащим сносу или реконструкции в порядке положения абз. 7 п. 47 вышеуказанного Положения.
Представитель межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, будучи надлежаще извещенным о дате, месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ, При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 вышеуказанной статьи установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В части 11 ст. 226 КАС РФ установлена обязанность доказывания вышеуказанных обстоятельств, а именно обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, законом возложена на административного истца.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной норма Правительством РФ принято постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (долее по тексту – Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ (п. 2 Положения).
Как указано в п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В соответствии с абз. 3 п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7.1 настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что решением Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Попова В.И. к администрации Первомайского поссовета <адрес> и межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции были удовлетворены. Бездействие межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по заявлению Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес> было признано незаконным, и вышеуказанная комиссия была обязана судом принять решение по заявлению Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-16).
ДД.ММ.ГГГГ председатель межведомственной комиссии направил в адрес Попова В.И. заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д. 17).
Заключением об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Межведомственная комиссия, назначенная Постановлением Первомайского поссовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, по результатам рассмотренных документов: заявление Попова В.И. о «Создании межведомственной жилищной комиссии Первомайского поссовета первомайского района <адрес> для признания <адрес> непригодной для проживания»; «техническое заключение о состоянии строительных конструкций жилого <адрес> расположенной в нем квартирой № по адресу: <адрес>, р.<адрес>», пришла к выводам:
1. Решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилому фонду органа местного самоуправления;
2. К заявлению собственника необходимо приобщить правоустанавливающие документы на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в ЕГРН; технический паспорт на жилое помещение;
3. Заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, причем вопросы выбора такой организации, заключения с ней договора относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, с приложением заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (в соответствии с п. 44 Постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
4. Заявления граждан, проживающих в <адрес> многоквартирного <адрес> р.п. первомайский на неудовлетворительные условия проживания отсутствуют;
Согласно предоставленного технического заключения, обследованию была подвергнута только <адрес> указанного дома, причем указанная квартира, согласно выводов обследования, подлежит комплексному капитальному ремонту.
Основаниями для отказа межведомственной комиссии в рассмотрении заявления Попова В.И. являются:
-отсутствие у заявителя законных оснований на подачу заявления;
- непредоставление заявителем документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя и несоответствие документов предъявляемым требованиям (л.д. 18-20).
Согласно выводам технического заключения о состоянии строительных конструкций жилого <адрес> расположенной в нем квартирой № по адресу: <адрес>, р.<адрес>, выполненного ООО «МичуринскАрхитектура», дальнейшая эксплуатация квартиры в данном состоянии представляет собой опасность, тем самым угрожая жизни и здоровью граждан, требуется проведение работ по комплексному капитальному ремонту данной квартиры, а деревянная пристройка к дому подлежит демонтажу из-за непосредственной угрозы обрушения и нецелесообразности ремонта (л.д. 21-30).
Представленной в судебном заседании справкой ТОГУП «ЕРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Попов В.И. зарегистрирован по адресу: <адрес>, р.<адрес>. Указанное подтверждается также представленной копией поквартирной карточки.
Из предоставленной суду копии накопительного дела, представленного представителем административного ответчика, судом установлено, что в указанном деле имеются следующие документы:
- технический паспорт <адрес> домовладения № по <адрес> р.<адрес> первомайского района <адрес>;
- копия постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден реестр ветхих жилых строений, в котором имеется <адрес> р.<адрес>;- копия архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной в адрес Первомайского районного суда, из которой следует, что копии документов о находящемся на балансе АООТ «Первомайскремтехпред» имуществе не представляется возможным предоставить, в связи с отсутствием таковых в районном архиве;
- копия архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной в адрес Первомайского районного суда, из которой следует, что копии документов о находящемся на балансе АООТ «Первомайскремтехпред» имуществе не представляется возможным предоставить, в связи с отсутствием таковых в районном архиве;
- решение Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, которым согласован перечень объектов муниципального имущества, подлежащего передаче в собственность Первомайского поссовета <адрес>. В указанном перечне, под порядковым № числится <адрес> р.<адрес>;
- копия газеты «Тамбовская жизнь» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой опубликован <адрес> «Об утверждении перечней объектов муниципального имущества, разграничиваемого между муниципальным районом и поселениями на территории <адрес>. Согласно перечня указанного имущества, под порядковым № числится <адрес> р.<адрес>;
- запрос главы администрации Первомайского поссовета <адрес> в межмуниципальный отдел по Первомайскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении сведений о регистрации права собственности на <адрес> р.<адрес>, в связи с заявлением иска в Первомайский районный суд <адрес>;
- ответ на вышеуказанный запрос №.10-150 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на указанное жилое помещение право собственности не зарегистрировано;
- ответ главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому подтвердить факт выдачи Попову И.И. ордера на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, р.<адрес>, не представляется возможным, в связи с пожаром в районном архиве;
- справка Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что указанная квартира в Реестре объектов муниципальной собственности не значится;
- ответ администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что указанная квартира в Реестре объектов муниципальной собственности не значится;
- копия поквартирной карточки на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно которой административный истец Попов В.И. зарегистрирован в указанной квартире;
- свидетельство о смерти Попова И.И. V-МЮ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанный гражданин скончался ДД.ММ.ГГГГ;
- оборот поквартирной карточки;
- справка ТОГУП «ЕРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что по адресу: <адрес>, р.<адрес>, зарегистрирован Попов В.И.;
- сопроводительное письмо начальника МОМВД России «Первомайский» в адрес главы администрации Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, о направлении адресной справки;
- адресная справка МОМВД России «Первомайский», согласно которой по адресу: <адрес>, р.<адрес>, зарегистрирован Попов В.И.;
- сведения о начислениях, оплате, и образовавшейся задолженности по адресу: <адрес>, р.<адрес>, согласно которой по указанной квартире имеется задолженность в размере 5954,65 рублей;
- справка ООО «Надежда» о том, что Попов В.И. работает в указанном обществе с ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя;
- договор аренды квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО4 и Поповым В.И.;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО5 на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, р.<адрес> серии РП №;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО5 на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, р.<адрес> серии РП №;
- план вышеуказанного земельного участка ФИО5;
- постановление Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о приведении в соответствие границ вышеуказанного земельного участка;
- фотографии <адрес> р.<адрес> с рукописными отметками <адрес>;
- выписка из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ о принадлежности <адрес> р.<адрес> ФИО5;
- ответ Попову В.И. от администрации Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ;
- апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ;
- ответ Попову В.И. от администрации Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ;
- кассационная жалоба администрации Первомайского поссовета <адрес> на апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ;
- кассационная жалоба Попова В.И. на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ;
- две копии решения Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ;
- сопроводительное письмо Второго кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ;
- определение судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановление администрации Первомайского поссовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о создании межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- положение о межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п. 45 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Согласно п. 45.2 вышеуказанного Положения, Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:
а) сведения из Единого государственного реестра недвижимости;
б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;
в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.
Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения.
Как установлено судом, со слов представителя ответчика Рыжкова Е.И., после вынесения Первомайским районным судом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией ошибочно был произведен расчет даты вступления решения в законную силу, и ДД.ММ.ГГГГ она приступила к рассмотрению заявления административного истца, и ДД.ММ.ГГГГ вынесла обжалуемое решение.
При этом, согласно тексту заключения, межведомственная комиссия рассмотрела только представленные административным истцом документы, и пришла к выводу о необходимости приобщения ряда перечисленных документов, в связи с чем приняла заключение об отсутствии оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Представителем ответчика администрации Первомайского поссовета Рыжковым Е.И. в судебном заседании было пояснено, что при принятии такого заключения, комиссия также руководствовалась и накопительным делом, которое представлено в суд, однако сведений об изучении находящихся в деле документов, заключение не содержит.
Наоборот, обжалуемое решение комиссии содержит противоречивые сведения об отсутствии документов, хоть и не представленных заявителем, но, как установлено судом, имеющихся в накопительном деле.
Кроме того, пунктом 45.2 Положения, комиссия обязана получать сведения, на которые она ссылается в своем заключении, а именно: сведения из Единого государственного реестра недвижимости, технический паспорт жилого помещения, и другие.
Согласно п. 44 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов, а также иных документов, предусмотренных абзацем первым пункта 42 настоящего Положения;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее - специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Пунктом 46 Положения установлено, что комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных пунктом 45 настоящего Положения, и невозможности их истребования на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия комиссия возвращает без рассмотрения заявление и соответствующие документы в течение 15 календарных дней со дня истечения срока, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта.
Однако, доказательств проведения мероприятий, предусмотренных п.п. 44, 46 Положения, по рассмотрению заявления Попова В.И., в исследуемый период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суду, в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ, предоставлено не было.
В силу п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела, судом не усмотрено оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Попова В.И., так как межведомственной комиссией, предусмотренная вышеуказанными нормами Положения, работа проведена не была, решения судов были выполнены формально, что непосредственно нарушило право Попова В.И. на жилище.
Таким образом, заключение межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, принятым в нарушение п.п. 44, 45, 45.2, 46, 47 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и ч. 4 ст. 15 ЖК РФ.
Признавая незаконным вышеуказанное заключение, для восстановления нарушенных прав административного истца Попова В.И., суд считает необходимым обязать межведомственную комиссию при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заявление Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 и выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
При этом, суд не может удовлетворить исковые требования Попова В.И. в части отмены принятого комиссией заключения, так как само по себе признание его судом незаконным, влечет его отмену.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Попова В.И. к администрации Первомайского поссовета <адрес> и межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ по рассмотрению заявления Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 о признании непригодным для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, р.<адрес>.
Обязать межведомственную комиссию при администрации Первомайского поссовета <адрес> по признанию помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции рассмотреть заявление Попова В.И. от ДД.ММ.ГГГГ вх. 905/02-14 и выдать заключение в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».
В удовлетворении оставшейся части административных исковых требований Попова В.И. отказать.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.Е. Логутов
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.