Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 августа 2020 года <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воропаевой Н.А.,
при секретаре Усовой Р.И.
с участием
истца - помощника прокурора <адрес> Демкиной К.Е.,
истца- Некрасовой С.В.,
представителя ответчика-администрации <адрес> по доверенности Масловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Некрасовой С.В., к <адрес> о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах Некрасовой С.В. с иском к администрации <адрес> о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленного требования указано, что прокуратурой района по обращению Некрасовой С.В. проведена проверка по факту нарушения её жилищных прав. Установлено, что родителями Некрасовой С.В. являются ФИО1 и ФИО2. После рождения Некрасовой С.В. родители от неё отказались в родильном доме. ФИО1 и ФИО2 родительских прав в отношении Некрасовой С.В. не лишены, в родительских правах не ограничены. В учреждениях её не навещали, жизнью и судьбой не интересовались, сведениями о Некрасовой С.В. не располагают. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась в БУС СО ВО «Кадниковский детский дом -интернат для умственно отсталых детей». Со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в БСУ СО ОО «Болховский детский дом -интернат для детей с физическими недостатками». В период с 1987 по 1988 обучалась в Вологодском областном сельскохозяйственном профессиональном техническом училище. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. проживала в БСУ СО ОО «Богдановский дом -интернат для престарелых и инвалидов». С ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени она проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов».
ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. обратилась в администрацию <адрес> по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> ей отказано в постановке на данный учёт. Некрасовой С.В. необходимо установить юридический статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
Жилое помещение за Некрасовой С.В. не закреплялось. У Некрасовой С.В. отсутствует право на объекты недвижимости на территории Российской Федерации.
Ссылаясь на ст. 2,40 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», закон <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст.ст. 50, 57, 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утверждено решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-рс), прокурор <адрес> просил признать на Некрасовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, юридический статус лица- лицо, из числа детей, оставшихся без попечения родителей; признать Некрасову С.В. нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>; возложить на администрацию <адрес> обязанность поставить Некрасову С.В. на учёт в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей; возложить на администрацию <адрес> обязанность включить Некрасову С.В. в реестр нуждающихся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>.
В судебном заседании прокурор и Некрасова С.В. иск поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Маслова Т.Н. в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Третьи лица- Департамент финансов <адрес>, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства <адрес>, ФИО2, ФИО1 в судебное заседание не явились.
От третьего лица - Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>- в суд поступили письменные пояснения по делу, согласно которым для решения вопроса о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма следует установить обстоятельства, подтверждающие право истца на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения (является ли истец в настоящее время собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; возможно ли его проживание в ранее занимаемом жилом помещении). Также в данных пояснениях содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
От третьего лица ФИО2 поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
От третьего лица ФИО1 поступило ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который устанавливает принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения. С ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей и детей -сирот, оставшихся без попечения родителей.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), как в прежней, так и в новой редакции закрепляет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности, обеспечение данных лиц жильем в целях их социализации по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства по договору социального найма вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В связи с изменениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание статьи 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) с ДД.ММ.ГГГГ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с частью 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. В данной редакции указанный пункт действовал и на момент обращения истицы с заявлением в администрацию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ и действует на момент рассмотрения дела.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
По смыслу вышеприведенной нормы закона жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении и признании данного факта органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилья.
Как следует из п. 9 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
До внесения в Жилищный кодекс Российской Федерации изменений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения по договору социального найма предоставлялись гражданам данной категории, только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С ДД.ММ.ГГГГ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формируют список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (действовавшему до ДД.ММ.ГГГГ), у такого лица утрачивалась. В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору социального найма реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР, действовавшего на момент достижения истцом совершеннолетия (ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении и признании данного факта органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилья. То есть жилищное законодательство базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета (включения в список) означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
По смыслу вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, в самом понятии лиц, относящихся к данной категории граждан, содержится возрастное ограничение, в связи с чем реализация права на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма (до ДД.ММ.ГГГГ), была возможна при условии принятия их до достижения возраста 23 лет уполномоченными органами в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. С ДД.ММ.ГГГГ факт постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, имевший место до достижения лицом 23 лет, признается основанием для сохранения права последнего после достижения указанного возраста до фактического обеспечения жилым помещением (в настоящее время из специализированного жилищного фонда).
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В вышеприведенных нормах речь идет о сохранении права на обеспечение жилыми помещениями, возникшего у лиц указанной категории ранее.
Согласно п. 1 статьи 2 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон №-ОЗ) формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в <адрес> (далее - список) осуществляется органом местного самоуправления <адрес>, уполномоченным в соответствии со статьей 6 настоящего Закона на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту жительства (далее - уполномоченный орган местного самоуправления).
В силу п.3 ст.2 закона №-ОЗ в соответствии с Правилами формирования списка в список включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или после ДД.ММ.ГГГГ имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно Обзору практики рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Уважительной причиной, в частности, является установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
В судебном заседании на основании представленных доказательств установлено, что Некрасова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приходится дочерью ФИО1 и ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении II-МС № от ДД.ММ.ГГГГ. Родители оставили Некрасову С.В. в больнице по причине того, что от рождения у неё не было рук, участия в её жизни не принимали. ФИО1 и ФИО2 в родительских правах в отношении дочери не ограничивались, родительских прав не лишены. Данные обстоятельство стороны не оспаривали. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании путёвки <адрес> отдела социального обеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. находилась на полном государственном обеспечении в БУ СО <адрес> «Кадниковский детский дом - интернат для умственно отсталых детей». С ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Кадниковского детского дома - интерната для умственно отсталых детей № от ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. переведена в Болховский детский дом <адрес>. В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. являлась воспитанницей БСУ СО ОО «Болховский детский дом -интернат для детей с физическими недостатками», проживала в данном учреждении, находилась на полном государственном обеспечении; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. проживала в БСУ СО ОО «Богдановский дом -интернат для престарелых и инвалидов». С. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Вологодском областном сельскохозяйственном профессиональном техническом училище. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. проживала по адресу: <адрес>, Ивановский дом - интернат, где была зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Некрасова С.В. зарегистрирована и проживает в БСУ СО ОО ««Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов». Указанные обстоятельства подтверждаются справкой БСУ СО ОО «Болховский детский дом -интернат для детей с физическими недостатками» от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой БСУ СО ОО «Богдановский дом -интернат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ №, справкой БСУ СО ОО ««Болховский дом - интернат для престарелых и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ №, билетом учащегося №, справкой администрации Аникановского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой БСУ СО ОО «Ивановский специальный дом - интернат для престарелых и инвалидов» № от ДД.ММ.ГГГГ,справкой БУ СО <адрес> «Кадниковский детский дом - интернат для умственно отсталых детей» № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Некрасовой С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на объекты недвижимости
Во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчик Некрасовой С.В. отказал, разъяснив ей право обращения в суд для подтверждения статуса ребёнка - сироты.
Обращаясь в суд с иском о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения, прокурор <адрес>, действующий в интересах Некрасовой С.В., полагал, то она обладает указанным правом в силу вышеприведенных положений ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ.
Между тем, в судебном заседании установлено, что Некрасова С.В. впервые обратилась в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения на льготных основаниях в 2019 году в возрасте 49 лет. При этом суд учитывает, что возраста 18 лет истица достигла в 1988 году, возраста 23 лет- в 1993 году. На протяжении длительного времени своё право на обеспечение жильём не реализовала. Доказательств того, что Некрасова С.В. до достижения возраста 23 лет предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обращалась в уполномоченный орган, суду не представлено. Доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению истца в компетентный орган по вопросу постановки на учёт в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, суду не представлено. На день вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ истец не имела права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратила ДД.ММ.ГГГГ по достижении 23 лет, так как до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращалась, как следствие, не была принята на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.
Довод Некрасовой С.В., о том, что до 2019 года она не обращалась с заявлением о постановке учёт нуждающихся в жилых помещениях по причине того, что ей никем не разъяснялась информация о её жилищных правах, является несостоятельным. Указанная причина не может быть признана уважительной, поскольку обязанность обратиться до достижения возраста 23 лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет лежит исключительно на Некрасовой С.В.
В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Право состоять на учёте ограничено достижением 23-летнего возраста, то есть в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста, истица не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки её на учёт для получения жилья. Однако данного права не реализовала. Истец, являясь совершеннолетним дееспособным гражданином, могла воспользоваться нормативно -правовыми актами, находящимися в свободном доступе и не была лишена возможности также обратиться за любой консультацией в любой государственный орган. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.
Соответственно, доводы прокурора <адрес>, действующего в интересах Некрасовой С.В., несостоятельны.
Некрасова С.В. на момент вступления в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15 -ФЗ должна была обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо, оставшееся без попечения родителей. На ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. достигла возраста 43 лет. По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, действующий с ДД.ММ.ГГГГ, мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства. Как следует из материалов дела, Некрасова С.В. с таким заявлением не обращалась. Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ), как то незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учёт, попытки встать на учёт нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом суду не представлено.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет при недоказанности уважительных причин, препятствующим такому обращению. В материалах дела не имеется доказательств наличия уважительных причин обращения Некрасовой С.В. с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицу, оставшемуся без попечения родителей, только в возрасте 49 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Некрасова С.В. не состоит и ранее не состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей, нуждающееся в обеспечении жильем. В уполномоченный орган Некрасова С.В. не обращалась. В суд обратилась только в возрасте 49 лет, когда утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей.
Иных доказательств материалы дела не содержат. С учетом того, что оснований для обеспечения жильем как лица, оставшегося без попечения родителей, Некрасова С. В. в настоящее время не имеет, признание ее относящейся в прошлом к указанной категории не является основанием для включения в списки детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Учитывая, что доказательств, свидетельствующих об обращении Некрасовой С.В. до достижения им 23-летнего возраста, в орган местного самоуправления для обеспечения его жилым помещением как ребенка, оставшегося без попечения родителей, материалы дела не содержат; что отсутствуют доказательства того, что Некрасова С.В. с момента достижения совершеннолетия и до достижения возраста 23 лет ( в период с 1988 по 1993 годы) предпринимала попытки встать на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи со статусом лица, оставшегося без попечения родителей, материалы дела также не содержат; что наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению Некрасовой С.В. в компетентный орган по вопросу постановки её на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением не представлено, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░