Дело № 2а-320/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 13 октября 2021 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Пичугина В.И.,
при секретаре Гореловой Н.В.,
с участием административных истцов Макарца В.Ф, Калмыковой В.И., Лукьяненко Н.И.,
представителя административного истца Кузнецова С.В.,
представителя административного ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области – Попова А.Г.,
представителя административного ответчика ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» Мурова С.Н.,
представителя заинтересованного лица Медведевской участковой больницы Иванова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макарца В. Ф. к председателю комитета здравоохранения Волгоградской области Себелеву А. И., руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочковой И. А., ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница», комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц по ущемлению прав в сфере охраны здоровья, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Макарец В.Ф, действуя в своих интересах и законных интересов Польянинковой Н.Г, Батаевой Т.В, Лисименко М.С, Глазкова В.Н, Басовой Л.П, Духаниной С.А, Гайдуковой Н.А, Алифанова Н.В, Князева И.И, Альберти А.Г, Грачевой Л.Н, Ненахова В.И, Кондратьева А.И, Калмыковой В.И, Альберти Н.М, Басова А.В, Гайворонской Т.Ю, Актанова С.Ф, Стрельцова М.А, Акмадовой М.С, Лукъяненко Н.И, Лукъяненко В.В, Гайворонского Н.С, Лукъяненко О.В, Горбушиной А.А, Сальниковой Е.В, Знобрий В.А, Шапиевой Т.В, Сальниковой Л.Ю обратился в Иловлинский районный суд Волгоградской области с административным исковым заявлением к председателю комитета здравоохранения Волгоградской области Себелеву А. И., руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочковой Ирине Анатольевне ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница», комитету здравоохранения Волгоградской области в котором, с учётом уточнения исковых требований в порядке ст.46 КАС РФ, просит суд признать бездействие председателя комитета здравоохранения Волгоградской области Себелева А.И неправомерным и ущербным, в связи с не реализацией социальных гарантий по оказанию качественных медицинских услуг гражданам Медведевского сельского поселения, неоказание доступной и качественной медицинской помощи на базе дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице, влекущее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью местным жителям. Признать бездействие руководителя территориального органа Росздравнадзора Волгоградской области Бочковой И.А в связи с непринятием мер в рамках предоставленных полномочий по факту не реализации социальных гарантий по оказанию качественных медицинских услуг гражданам Медведевского сельского поселения, неоказание доступной и качественной медицинской помощи на базе дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице, влекущее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью местным жителям. Признать незаконными действия Комитета здравоохранения Волгоградской области по переносу сроков капитального ремонта Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17. Возложить обязанность на Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить финансирование ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» на капитальный ремонт Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» произвести капитальный ремонт Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Признать незаконным бездействие ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» по получению лицензии и организации медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, для нужд местного населения. Возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обратиться в Комитет здравоохранения Волгоградской области с заявкой о получении лицензии на предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17. Возложить обязанность на Комитет здравоохранения Волгоградской области выдать лицензию ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» на предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17. Возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» организовать предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17 в течение одного месяца со дня получения лицензии на право осуществления указанной деятельности. Признать факт недостаточности обеспечения первичной врачебной медико-санитарной помощи детскому населению Медведевского сельского поселения выездным врачом- педиатром раз в неделю по средам, по причине территориальной удаленности (до ст. Качалино 30 км и до р.п. Иловля 40 км) при значительной численности более 300 детей, уровнем и структурой заболеваемости, возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обеспечить медицинскими услугами врачом-педиатром детское население Медведевского сельского поселения по месту, из расчета не менее трех раз в неделю.
В обоснование своих требований административный истец указал, что жителям Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области оказывается ненадлежащая качественная медицинская помощь, услуги дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице отсутствуют. Не смотря на многочисленные жалобы и обращения жителей Медведевского сельского поселения должностные лица Комитета здравоохранения Волгоградской области по факту не исполняет свои прямые обязанности. В письмах чиновников в 2020 году сроки ремонта переносились на 2021 год, а уже в письмах от 18.03.2021 №13-37/2216 и от 12.04.2021 №13-37/3050 чиновники Комитета здравоохранения Волгоградской области заверяют на 2021 год свою несостоятельность: «В 2022 году планируется осуществить текущий ремонт отдельных участков кровли Медведевской УБ. Для выполнения капитального ремонта кровли Медведевской УБ разработана проектно-сметная документация». Комитет здравоохранения Волгоградской области не обеспечивает финансирование капитального ремонта Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х.Медведев, ул.Молодежная,д.17, принадлежащей на праве оперативного управления ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ». У ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» отсутствует лицензия на организацию услуг дневного стационара в Медведевской участковой больнице. Из материалов гражданского дела №2- 347/2021 иска прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области к Облздраву Волгоградской области, следует, на сегодняшний день акт обследования фактического материально-технического состояния Медведевской участковой больницы отсутствует, последняя безрезультатная проверка представителями Облздравом проводилась 21.02.2019 года. Из-за фактического отсутствия возможности оказания доступной помощи в ежедневных медико-санитарных услугах дневного стационара по месту жительства, именно в Медведевской участковой больнице, из-за необходимых поездок в райцентр Иловля существующий механизм защиты здоровья стал слишком дорогим и накладным от 500 до 1000 рублей за день, жители хутора ездят за доступной медицинской помощью в рп.Иловля. Кроме того, как заинтересованное лицо, имеющее пять внуков в летний период на отдыхе, указывает на наличие потребности детского населения Медведевского муниципального образования во враче педиатре, потребности в расширении профилей оказываемой медицинской помощи в Медведевской участковой больнице, в течение 2021 года пересмотреть штатное расписание в Медведевской участковой больнице, решить проблему штатного детского врача-педиатра в 2021 году, положенного для проживающих более 300 детей, включая отдыхающих детей в летний период, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №550 от 24.07.2001 года. Отмечает факт несоразмерность затрат Облздрава на первичную врачебную медико-санитарную помощь детскому населению хутора Медведев более 300 человек выезд один раз в неделю, к затратам по выездному обслуживанию врачом педиатром социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних ГКУ социального обслуживания «Иловлинский ЦСОН» всего 18 детей в хуторе Медведев.
Административный истец Макарец В.Ф и его представитель Кузнецов С.В в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивают в полном объёме, просят их удовлетворить. Суду административный истец Макарец В.Ф, пояснил, что он перенес ковидное заболевание, было поражено 40 % легких. Считаю, что причиной его заболеванием является отсутствие контроля Территориального органа Росдравнадзора по Волгоградской области, в соответствие с приказом Министрества Здравоохранения от 09.12.2019 г. №9260 п.6, в котором гласит, что обязанности должностных лиц Росдравнадзора при осуществлении государственного контроля проводить документальную и выездную проверку, в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью. Считает Территориальный орган Росдравнадзора по Волгоградской области бездействует в борьбе с короновирусной инфекцией COVID-19. По факту контроля за обработкой общедоступных опасных мест распространения короновирусной инфекцией площадок сбора мусора и контейнеров населенных пунктах Волгоградской области не ведется. С их молчаливого согласия в области хозяйствующие субъекты не обеспечивают проведение химической промывки, дезинфекции контейнеров, а также химическую обработку площадок, где располагаются мусорные контейнеры. Что является нарушением п.2.7 постановление главного санитарного врача РФ от 05.12.2019 г. №20, об утверждении санитарно-эпидемиологических правил, норм санпина №2.1.73537-19. Считает, высокая доля смертности на территории Волгоградской области от короновирусной инфекцией COVID-19 на совести должностных лиц Росдравнадзора, которых необходимо привлечь к ответственности. В других городах, как например в г. Москва ведется обработка площадок, где расположены мусорные контейнеры и сами мусорные контейнеры. В советское время дворники посыпали мусорные площадки хлоркой. Считаю, что заразился короновирусной инфекцией COVID-19 выбрасывая мусор, так как с посторонними гражданами не общался.
На прием к врачу каждый житель должен затратить 160 рублей на автобус в один конец, автобус ходит два раза в неделю. Автобус отправляется с х. Медведев в 8 часов 00 минут, приезжает в рп Иловля к 09 часам 00 минут, люди не успевают сдать кровь. В 12 часов 00 минут автобус отправляется обратно. Поехать на обследование в г. Волгоград, затраты выходят больше в два раза. При советской власти 1965 году была построена Медведевская участковая больница, в это период х. Медведев и совхоз Пролетарий находился в ведении Дубовского района, куда входили соседние села: ст. Лазное, Садки, совхоз Пролетарий со своими отделениями, с. Рассвет, с. Шишикино, х. Фастов, х. Широков, х. Краснодонский, х. Байбаи. В настоящее время состояние больницы очень плачевное. Крыша и помещения требуют капитального ремонта, затраты на ремонт составят около 30 млн. рублей. Выполнение капитального ремонта позволит нам требовать дневного стационара, чтобы жители не выезжали летом в жару, либо зимой в холод, тратя свои личный денежные средства на дорогу.
В судебном заседании административный истец Калмыкова В.И на заявленных требованиях настаивает в полном объёме, просит их удовлетворить. Суду пояснила, что в х. Медведев я была распределена после окончания Волгоградского медицинского училища в 1975 году. Всю свою жизнь я проработала в Медведевской участковой больнице. Ранее больница имела: поликлинику, хирурга, терапевта, стомотолога, врача-педиатра, работала акушерка, был инфекционный корпус, единственный во всем районе, на 20 человек, аптека была своя, где изготовлялись все нужные растворы, был дневной стационар на 35 коек, была операционная, родильный зал, своя лаборатория, физио и ренген кабинеты, подстанция круглосуточной скорой помощи, работало около 40 человек. Обслуживались ближайшие поселку: Кузнецы, Краснодонский, Широков, Фастов, Рассвет, Обильный, также приезжали граждане из Дубовского района. Своевременно делались прививки детям и взрослому населению. В любое время население могло обратится к нам за медицинской помощью. Сдать анализы, вылечить больные зубы, купить в аптеке нужное лекарство, вызвать скорую помощь, скорая помощь приезжала в течение 15-20 минут. В настоящее время в хуторе проживает 1 500 человек, из них пенсионеров 450 человек, более 300 детей. Все, что было ранее, в настоящее время нет.
Административный истец Лукьяненко Н.И в судебном заседании на
заявленных требованиях настаивает в полном объёме, просит их удовлетворить.
Суду пояснила, что по данному факту нет никакой помощи. У неё отец
умер, но мог быть жить, ему назначили систему и уколы, а у нас нет дневного
стационара, чтобы ездить нет денежных средств, ей тоже назначили уколы, но
перевели на таблетки. Хотим чтобы был дневной стационар, аптека.
Административные истцы Польянинкова Н.Г, Батаева Т.В, Лисименко М.С, Глазкова В.Н, Басова Л.П, Духанина С.А, Гайдукова Н.А, Алифанова Н.В, Князев И.И, Альберти А.Г, Грачева Л.Н, Ненахов В.И, Кондратьева А.И, Альберти Н.М, Басов А.В, Гайворонская Т.Ю, Актанов С.Ф, Стрельцов М.А, Акмадова М.С, Лукъяненко В.В, Гайворонский Н.С, Лукъяненко О.В, Горбушина А.А, Сальникова Е.В, Знобрий В.А, Шапиева Т.В, Сальникова Л.Ю в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Попов А.Г в судебном заседании исковые требования не признал, просил в иске отказать.
В судебном заседании представитель административного ответчика ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница» Муров С.Н исковые требования не признал, просил в иске отказать.
Административный ответчик председатель комитета здравоохранения Волгоградской области Себелев А.И в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в иске просит отказать.
В судебное заседание административный ответчик руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочкова И.А не явилась, извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в иске просит отказать.
Представитель заинтересованного лица Медведевской участковой больницы И. И.А в судебном заседании полагается на усмотрение суда.
Заинтересованное лицо глава администрации Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гребнёв А.Е в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. До рассмотрения дела судом поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее суду пояснил, что Медведевская участковая больница ранее имела лицензию на оказание медицинских услуг в части дневного стационара. Ранее дневной стационар функционировал. В настоящее время срок лицензии закончился. Для того, чтобы указанную лицензию продлить необходимо провести ряд процедур. А именно провести капитальный ремонт кровли, провести ремонт тех кабинетов, в которых будет проводиться дневной стационар. На что необходимо выделение денежных средств. Данный вопрос решается уже в течение 5 лет. На всех собраниях данный вопрос поднимался. На данных собраниях участвовали представители ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ», где также был озвучен данный вопрос. Писались письма в комитет здравоохранения Волгоградской области, приезжала к нам комиссия с комитета здравоохранения Волгоградской области в составе 6-7 человек, чтобы ответить на наши вопросы. На все наши вопросы были получены ответы, что работы по решению данного вопроса ведутся. До настоящего времени капитального ремонта здания Медведевской участковой больницы нет.
Заинтересованное лицо прокурор Иловлинского района Волгоградской области Солохин А.Н в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица Территориального органа Росдравнадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области не явился, извещён надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, считает административный иск подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагает на лицо, обратившееся в суд (ч.11 ст.226 КАС РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для удовлетворения требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является признание судом их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296 ГК РФ).
Согласно ч.7 ст.35 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В соответствии со ст.26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В судебном заседании установлено то, что жителям Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области оказывается ненадлежащая качественная медицинская помощь, услуги дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице отсутствуют. Не смотря на многочисленные жалобы и обращения жителей Медведевского сельского поселения должностные лица комитета здравоохранения Волгоградской области по факту не исполняют свои прямые обязанности. В ответах на обращение административного истца в 2020 году сроки ремонта Медведевской участковой больницы переносились на 2021 год, а уже в письмах от 18.03.2021 №13-37/2216 и от 12.04.2021 №13-37/3050, а после на 2022 год, где планируется осуществить текущий ремонт отдельных участков кровли Медведевской участковой больницы Для выполнения капитального ремонта кровли Медведевской участковой больницы разработана проектно-сметная документация». Комитет здравоохранения Волгоградской области не обеспечивает финансирование капитального ремонта Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, х.Медведев, ул.Молодежная,д.17, принадлежащей на праве оперативного управления ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ». У ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» отсутствует лицензия на организацию услуг дневного стационара в Медведевской участковой больнице. Из материалов гражданского дела №2- 347/2021 иска прокуратуры Иловлинского района Волгоградской области к Облздраву Волгоградской области, следует, на сегодняшний день акт обследования фактического материально-технического состояния Медведевской участковой больницы отсутствует, последняя безрезультатная проверка представителями Облздравом проводилась 21.02.2019 года. Из-за фактического отсутствия возможности оказания доступной помощи в ежедневных медико-санитарных услугах дневного стационара по месту жительства, именно в Медведевской участковой больнице, из-за необходимых поездок в райцентр Иловля, жители хутора ездят за доступной медицинской помощью в рп.Иловля.
По информации администрации государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иловлинская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ") для приведения помещений Медведевской участковой больницы в соответствие с требованиями санитариого-эпидемиологического законодательства необходимо первоначально выполнить ремонт кровли.
С этой целью администрацией ГБУЗ Иловлинская ЦРБ с ООО "Тендер Траст" в 2019 году был заключен договор на подготовку проектно-сметной документации на капитальный ремонт кровли. Согласно сметной документации стоимость капитального ремонта кровли составляет 3690,560 тыс.рублей.
Облздравом в феврале 2021 года предоставлена субсидия из областного бюджета ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" на проведение ремонтных работ кровли Медведевской участковой больницы на сумму 3 690 560 руб. (заключено Соглашение от 01.02.2021 №" ЦС-914-007 о предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному или автономному учреждению субсидии на иные цели).
Администрацией ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" подготовлен план мероприятий по капитальному ремонту кровли и помещений здания инфекционного корпуса (поликлиники) Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградской области, Иловлинский муниципальный район, хутор Медведев, ул. Молодежная, д.17, согласно которому планировалось в период с 24.03.2021 года по 01.04.2021 года провести закупочные мероприятия по выбору исполнителя работ по ремонту кровли Медведевской участковой больницы.
По информации, предоставленной медицинской организацией, аукцион не состоялся ввиду отсутствия заявок. Повторно закупка внесена в план-график 13.04.2021.
Капитальной ремонт кровли Медведевской участковой больницы администрацией медицинской организации планируется выполнить в III квартале 2021 года.
В тоже время администрацией медицинской организации заключены с ООО "Тендер Траст" договора на подготовку проектно-сметной документации на капитальный ремонт помещений и инженерных сетей здания инфекционного корпуса (поликлиники) Медведевской участковой больницы на общую сумму 300 000,00 рублей, в том числе средства областного бюджета 297 550,00 рублей и 2450,00 рублей внебюджетные средства:
договор № 1 от 07.04.2021 на сумму 60000,00 рублей - капитальный ремонт систем водоснабжения и водоотведения здания инфекционного корпуса (поликлиники). Срок исполнения 19.05.2021;
договор № 2 от 07.04.2021 на сумму 60000,00 рублей - капитальный ремонт входной группы с устройством пандуса и навеса здания инфекционного корпуса (поликлиники). Срок исполнения 19.05.2021;
договор № 3 от 07.04.2021 на сумму 60000,00 рублей - капитальный ремонт здания инфекционного корпуса (поликлиники). Срок исполнения 19.05.2021;
договор № 4 от 07.04.2021 на сумму 60000,00 рублей - капитальный ремонт системы отопления, вентиляции и кондиционирования здания инфекционного корпуса (поликлиники). Срок исполнения 19.05.2021;
договор № 5 от 07.04.2021г. на сумму 60000,00 рублей - капитальный ремонт системы электроснабжения здания инфекционного корпуса (поликлиники). Срок исполнения 19.05.2021г.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 суду пояснила, что в совхозе Пролетарий х. Медведев я проживаю с 1978 года. Всегда у нас работала больница. Можно было всегда обратиться за оказанием медицинской помощи. Были все врачи. В последние 4 года медицинская помощь населению не оказывается. Когда был хирург Кузнецов, больница работала, медицинская помощь оказывалась. Был терапевт Тананова, которая знала все болезни каждого больного. Здание Медведевской участковой больницы имеется, которое требует ремонта. Имеется медицинский персонал. Помещение Медведевской участковой больницы требует капитального ремонта. Необходимо произвести капитальный ремонт кровли, так как она течет. Окна в здании имеются, отопление есть. Дневного стационара нет, медицинский персонал есть. Ранее было 2 койко-места, в настоящее время нет ни одного койко-места.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №2 суду пояснила, что в х.Медведев Иловлинского муниципального района Волгоградской области она проживает с 1986 года. Переехали проживать в данный населенный пункт из-за того, что знали о наличии в хуторе Медведевской участковой больницы. С 1998 года она является инвалидом 3 группы. Больница нуждается в капитальном ремонте. Необходим капитальный ремонт кровли и косметический ремонт всех помещений здания. Ранее дневной стационар в больнице был, закрыли его три года назад. Терапевт приезжает с города, своего врача терапевта нет. Штатного детского врача-педиатра нет, он приезжает очень редко.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Арбузникова Е.В суду пояснила, что в Медведевской участковой больнице не была, в её обязанности это не входит. Она работает в Иловлинской ЦРБ специалистам по закупкам, составляет документацию. Составляют смету инженеры, публикуют документацию и смотрят какие приходят подрядчики. Когда приходит подрядчик на основании сметы закупает за свой счёт материала. Почему так долго не осуществляется ремонт Медведевской участковой больницы, поскольку не было подрядной организации. Она три раза публиковала сведения, но подрядчик не приходил. После пришел и три месяца закупал материала.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Бурцев А.О суду пояснил, что капитального ремонта Медведевской участковой больницы нет, в 2022 году планируется капитальный ремонт здания Медведевской участковой больницы, проектно сметная документация изготовлена. Ремонт больницы затягивался, поскольку отсутствовало финансирование.
Суд оценивает показания вышеуказанных свидетелей наравне с иными доказательствами по делу.
Таким образом, суд считает установленным факт ненадлежащего исполнения административным ответчиком ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» своих обязанностей по надлежащему содержанию здания Медведевской участковой больницы.
В связи, с чем суд считает удовлетворить требования административного истца и возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» произвести капитальный ремонт Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17.
Выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (ч.2 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ). При определении срока судом должно быть учтено, что для исполнения решения суда необходимо выделение бюджетных средств в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Без такого материального обеспечения решение суда не может отвечать требованию реальной исполнимости. По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 23.12.1997 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 6 ст. 15 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", реализация прав и законных интересов отдельных граждан (групп граждан) не должна оказывать чрезмерное негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех. Это особенно актуально в условиях недостаточности бюджетных средств для решения многих социальных проблем, в том числе в условиях пандемии.
В отношении срока, необходимого на проведение ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", капитального ремонта необходимо руководствоваться Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Общий срок процедуры закупки по Федеральному закону № 44-ФЗ составляет от 2- х до 3-х мес. Он может увеличиваться, при обжаловании действий Заказчика, до принятия решения по существу уполномоченным органом. Далее, необходим срок для непосредственного проведения работ. Данный срок также зависит от объемов проводимых работ и вида работ, также исходя из того какого вида работы необходимо провести: текущий ремонт либо капитальный ремонт, либо и то и другое.
В целях проведения капитального ремонта Медведевской участковой больницы денежные средства на данные мероприятия могут быть предусмотрены при формировании проекта бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, а выделение денежных средств из бюджета возможно только при наличии необходимости проведения капитального ремонта.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель, применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, особенностей условий для проведения необходимых работ, характера допущенных административным ответчиком ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» нарушений, социальной значимости исполнения решения суда, с учетом положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Как следует из материалов дела ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» за период с 2017 года по настоящее время в комитет здравоохранения Волгоградской области с заявлением о переоформлении лицензии на оказание медицинской помощи в условиях дневного стационара в Медведевской участковой больнице, не обращалось, в связи с чем, суд считает признать незаконным бездействие ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» по получению лицензии и организации медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, для нужд местного населения и возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обратиться в Комитет здравоохранения Волгоградской области с заявкой о получении лицензии на предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, характера допущенных административным ответчиком ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» нарушений, социальной значимости исполнения решения суда, с учетом положений ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда 3 месяця со дня вступления решения суда в законную силу.
Численность обслуживаемого населения Медведевской участковой больницы на 01.01.2021 составляет 1457 чел., в том числе: взрослое население - 1179 чел.; дети (0-17 лет) - 278 чел., из них до 1 года - 5 чел., подростков - 47 чел.; трудоспособное население - 778 чел.; старше трудоспособного - 401 ч.
Согласно письма отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области на июль месяц 2021 года, количество несовершеннолетних лиц, проживающих на территории Медведевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области: всего несовершеннолетних детей – 148, из них в возрасте от 0 до 6,6 лет – 29 детей, в возрасте от 6,6 до 18 лет – 119 детей.
В Медведевской участковой больнице работает 1 врач-терапевт, 4 физических лица среднего медицинского персонала, которые имеют сертификаты по специальности. В штатном расписании ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" должность врача-педиатра Медведевской участковой больницы отсутствует.
Согласно Приложению №2 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.04.2012 № 366н, количество штатных единиц врача-педиатра участкового положено 1 на 800 человек прикрепленного детского населения.
Медицинскую помощь детскому населению Медведевской участковой больницы оказывает врач-педиатр ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", по принципу "выездной" работы один раз в неделю каждую среду. Оказание экстренной и неотложной помощи обеспечивает бригада скорой медицинской помощи отделения СМП ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ". Стационарная медицинская помощь осуществляется педиатрическим отделением ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ".
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 22 Трудового Кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала).
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
В связи с чем, суд считает удовлетворить в части требования административного истца и признать факт недостаточности обеспечения первичной врачебной медико-санитарной помощи детскому населению Медведевского сельского поселения выездным врачом- педиатром раз в неделю и возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обеспечить медицинскими услугами врачом-педиатром детское население Медведевского сельского поселения по месту, из расчета не менее двух раз в неделю.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Согласно Положения, утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 24.11.2014 № 152 "Об утверждении Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области" (далее - Положение) комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области (далее - Облздрав), уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
Облздрав возглавляет председатель комитета здравоохранения Волгоградской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Волгоградской области.
В п.п. 3.3 Положения закреплены полномочия, председателя Облздрава в которые не входят обязанности, указанные в административном иске.
Таким образом, на основании вышеизложенного, принимая во внимание действующее Положение, председатель Облздрава не может выступать по делу в качестве административного ответчика, так как решение вопросов и заявленные истцом требования не входят в должностные обязанности председателя Облздрава, а требования административного истца в части признания бездействие председателя комитета здравоохранения Волгоградской области Себелева А.И неправомерным и ущербным, в связи с не реализацией социальных гарантий по оказанию качественных медицинских услуг гражданам Медведевского сельского поселения, неоказание доступной и качественной медицинской помощи на базе дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице, влекущее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью местным жителям, не подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере (дравоохранения по Волгоградской области (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Волгоградской области, Территориальный орган) не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, следовательно, и его полномочия не входит организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи н медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, а также лицензирование медицинской деятельности медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).
Также в полномочия Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области не входит утверждение бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования и отчета о его использовании, контроль за соблюдением органами исполнительной власти бюджетного законодательства.
В рамках своих полномочий Территориальный орган осуществляет контрольно-надзорные мероприятия в соответствии с требованиями Федерального чакона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон №294-ФЗ) (в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), a также Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) (в отношении органа исполнительной власти). Перечень оснований для проведения внеплановой проверки юридического лица содержится в и. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, для проведения внеплановой проверки органа исполнительной власти - ч. 5 ст. 29.2 Федерального закона № 184-ФЗ.
Также в 2020 году действовал мораторий на проведение проверок в отношении юридических лиц.
По результатам рассмотрения обращений Макарца В.Ф. Территориальным органом не установлено оснований для инициирования внеплановой проверки юридических лиц и комитета здравоохранения Волгоградской области.
В рамках полномочий Территориального органа Росздравнадзора но Волгоградской области сотрудник Территориального органа принял участие в проверке доводов, изложенных в обращениях Макарца В.Ф., совместно с прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области (на основании письма прокуратуры Волгоградской области от 17.02.2021 № 7/1-1485-2017). Информация о результатах проверки и выявленных нарушениях направлена в прокуратуру Иловлинского района Волгоградской области.
Таким образом, руководитель Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочкова И.А. является ненадлежащим административным ответчиком, а требования административного истца в части признания бездействие руководителя территориального органа Росздравнадзора Волгоградской области Бочковой И.А в связи с непринятием мер в рамках предоставленных полномочий по факту не реализации социальных гарантий по оказанию качественных медицинских услуг гражданам Медведевского сельского поселения, неоказание доступной и качественной медицинской помощи на базе дневного стационара по месту жительства в Медведевской участковой больнице, влекущее возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью местным жителям, не подлежат удовлетворению.
Требования административного истца о признании незаконными действия Комитета здравоохранения Волгоградской области по переносу сроков капитального ремонта Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17 и возложении обязанности на Комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить финансирование ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» на капитальный ремонт Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, также не подлежат удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии Положением Облздрав не является органом, уполномоченным на определение и перенос сроков проведения ремонта медицинских организаций и учреждений, подведомственных Облздраву.
Бюджетное финансирование ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" носит целевой характер. Требование о возложении на Облздрав обязанности осуществить финансирование, связано не с расходованием выделенных бюджетных ассигнований, а фактически является вмешательством в бюджетный процесс, что не допустимо.
В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 294, 296 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1.1. Положения о комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - КУГИ), утвержденного Постановлением Губернатора Волгоградской области от 26.04.2012 № 222, КУГИ является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных отношений на территории Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2.25 указанного Положения, КУГИ закрепляет государственное имущество за государственными учреждениями Волгоградской области на праве оперативного управления, изымает такое имущество.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанность по его содержанию.
Медведевская участковая больница закреплена за ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" на праве оперативного управления.
В соответствии с пунктом 4.7 Устава ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", утвержденного приказом министерства здравоохранения Волгоградской области от 24.12.2012 № 2921, ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" обязано эффективно использовать закрепленное за ним имущество, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества.
По смыслу изложенных правовых норм, обязанность по ремонту в отношении закрепленного за учреждением на праве оперативного управления имущества несет само государственное бюджетное учреждение, т.е. ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ". Учредитель государственного бюджетного учреждения, которым является Облздрав, по обязательствам этого учреждения ответственности не несет.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности возложения на учредителя ответственности по финансированию деятельности государственного учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств.
Более того, в целях реализации Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", на основании Постановления Администрации Волгоградской области от 26.09.2011 № 535-п "О переводе государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования Волгоградской области" государственные бюджетные учреждения здравоохранения Волгоградской области, в т.ч. ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ", переведены на преимущественно одноканальное финансирование через систему обязательного медицинского страхования.
С 1 января 2013 г. учреждение не получает денежных средств от учредителя на свое содержание. Данные расходы (в том числе на ремонт) производятся за счет средств, получаемых от страховых организаций, работающих в системе медицинского страхования.
Согласно п. 2 Порядка поэтапного перевода государственных учреждений здравоохранения Волгоградской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования, на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Администрации Волгоградской области от 26.09.2011 № 535-п, преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи в учреждениях здравоохранения - финансирование учреждений здравоохранения путем введения расширенных тарифов на медицинские услуги, которое осуществляется через систему ОМС на основе консолидации финансовых ресурсов в бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Волгоградской области и оплаты медицинской помощи по способам, установленным в системе ОМС.
В соответствии с ч. 7 cт. 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС включает, в том числе расходы на оплату работ и услуг по содержанию имущества.
На основании статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся, в том числе установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации, осуществления контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В соответствии с абзацами вторым и четвертым статьи 8 БК РФ к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации; установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Таким образом, решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется соответствующими органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках бюджетного процесса, вмешательство в деятельность которых, в соответствии с принципом разделения властей, не допускается.
В соответствии со ст.26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, распределение бюджетных средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.
Между тем, требование о возложении обязанности на Облздрав обеспечить финансирование мероприятий, необходимых для проведения ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" капитального ремонта, по существу относятся к исполнению обязанности по содержанию вверенного учреждению имущества, что влечет вмешательство в компетенцию исполнительной власти субъектов РФ в сфере распределения бюджетных средств, в бюджетный процесс и определение расходных обязательств бюджета Волгоградской области, и не основано на действующем законодательстве, регулирующем взаимоотношения между бюджетным учреждением и его учредителем, а их удовлетворение приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, что недопустимо в силу бюджетного законодательства.
Требование о возложении на Комитет обязанности по обеспечению финансирования ГБУЗ "Иловлинская ЦРБ" противоречит принципу самостоятельности бюджетов, установленному в ст.ст.28, 31 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которым законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществляют бюджетный процесс, самостоятельно определяют направления расходования средств соответствующих бюджетов.
Учитывая вышеизложенное, суды не вправе вмешиваться в бюджетный процесс, обязывая своими решениями предусматривать внеплановое определение расходных обязательств бюджета субъекта РФ, которое приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Также, согласно ст. 6 БК РФ, бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. При этом для выделения соответствующих ассигнований необходимо знать, какое количество денежных средств необходимо для исполнения решения суда.
Исходя из содержания части 5 статьи 198 ГПК РФ резолютивная часть судебного решения должна отвечать требованиям полноты и определенности выносимого судебного решения, решение суда должно быть конкретным, в нем должно быть указано какие именно действия, кем и каким способом они должны быть совершены.
Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2003г., утвержденный Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.07.2003г., а также, согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении », в соответствии ч. 5 ст. 197, 198-202 ГПК РФ в резолютивной части решения должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести.
Из предыдущего абзаца следует, что решение должно позволять определить:
Конкретные действия, которые необходимо совершить ответчикам и которые должны быть направлены на прекращение и устранение нарушенных прав (проведение ремонта);
Количество денежных средств для исполнения решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь нормами указанного законодательства, считаем, что удовлетворение требований административного истца, изложенных в настоящем пункте возражений, приведет к нарушению положений Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона 326-ФЗ.
Требования административного истца возложить обязанность на Комитет здравоохранения Волгоградской области выдать лицензию ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» на предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17 и возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» организовать предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17 в течение одного месяца со дня получения лицензии на право осуществления указанной деятельности не подлежат удовлетворению, поскольку формирование коечной структуры медицинских организаций осуществляется в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав РФ).
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2021 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" штатный норматив медицинских работников формируется из расчета 1 должность врача- терапевта на 20 пациенто-мест дневного стационара. Письмом Минздрава РФ от 19.09.2019 № 16-5/И/2-8764 расчетный норматив числа мест (коек терапевтического профиля) в дневных стационарах на 10 тыс. населения составляет 1.58.
С учетом изложенного для Медведевского сельского поселения с численностью 1457 человек необходимо менее 1 пациенто-места. В этой связи открытие отделения дневного стационара в Медведевской участковой больнице не представляется возможным.
В силу изложенного, исследовав и оценив доказательства в их совокупности, установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения заявления, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования административного истца к административным ответчикам о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц по ущемлению прав в сфере охраны здоровья, возложении обязанности, являются законными, обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Макарца В. Ф. к председателю комитета здравоохранения Волгоградской области Себелеву А. И., руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочковой И. А., ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница», комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц по ущемлению прав в сфере охраны здоровья, возложении обязанности, удовлетворить в части.
Возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» произвести капитальный ремонт Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать незаконным бездействие ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» по получению лицензии и организации медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, для нужд местного населения.
Возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обратиться в Комитет здравоохранения Волгоградской области с заявкой о получении лицензии на предоставление медицинских услуг дневного стационара на базе Медведевской участковой больницы, расположенной по адресу: Волгоградская область, х. Медведев, ул. Молодежная, 17, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Признать факт недостаточности обеспечения первичной врачебной медико-санитарной помощи детскому населению Медведевского сельского поселения выездным врачом- педиатром раз в неделю и возложить обязанность на ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ» обеспечить медицинскими услугами врачом-педиатром детское население Медведевского сельского поселения по месту, из расчета не менее двух раз в неделю.
В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Макарца В. Ф. к председателю комитета здравоохранения Волгоградской области Себелеву А. И., руководителю Территориального органа Росздравнадзора по Волгоградской области Бочковой И. А., ГБУЗ «Иловлинская центральная районная больница», комитету здравоохранения Волгоградской области о признании незаконными действий (бездействий) должностных лиц по ущемлению прав в сфере охраны здоровья, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 октября 2021 года.
Судья В.И. Пичугин