Решение по делу № 2а-679/2021 от 13.09.2021

Дело №2а-679/2021 (УИД: 48RS0008-01-2021-001015-69)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2021 года                                                        п. Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи                                     Грищенко С.А.,

при секретаре                                                                      Комаровой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Добринского района Липецкой области к Николаеву Андрею Сергеевичу о признании информации размещенной на сайтах ... запрещенной к распространению на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Добринского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением к Николаеву А.С. о признании информации размещенной на сайтах ... запрещенной к распространению на территории РФ. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за исполнением Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации. Проведенным мониторингом установлено, что на Интернет –сайте ... размещена информация, в которой содержатся предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания. При вводе доменного имени snusrussia.ru в поисковую строку происходит переадресация на сайт с адресом ... либо на сайт ... идентичных по содержанию. Вход на сайт является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием Интернет-сайта может любой пользователь. Просит суд признать информацию, размещенную на сайта ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании административный истец и.о. прокурора Носонова Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, сославшись на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении и приведенные в установочной части решения, просила административный иск удовлетворить.

Административный ответчик Николаев А.С. в судебное заседание не явился. Извещен по установленным в ходе проверки данным.

Представитель заинтересованного лица – Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда предоставил заявление, согласно которому возражений относительно исковых требований не имеет, указав, что по состоянию на 18.10.2021 года в Едином реестре не обнаружено решение суда или иного уполномоченного органа, содержащие адреса ... Просил рассмотреть дело без участия представителя территориального органа Роскомнадзора.

Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие административного ответчика и представителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно п.1 и п.6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов.

Частью 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.

За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Добринского района Липецкой области 03 сентября 2021 года осуществлен осмотр электронной страницы в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет». По результатам осмотра установлено, что при помощи интернет браузера «Chrome» и введении в поисковую строку слов «купить снюс» открывается список веб-сайтов и веб-страниц, одной из которых является веб-сайт с адресом/доменным именем ..., в котором содержатся предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания.

При вводе доменного имени snusrussia.ru в поисковую строку происходит переадресация на сайт с адресом ... либо на сайт ... идентичных по содержанию.

На указанных страницах сайта информация размещена в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами.

Данная страница сайта сети «Интернет» не требуют регистрации и не содержат иных элементов ограничения доступа. Отображение электронного текста можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет», вследствие чего информация становится доступной для неограниченного круга лиц.

Таким образом, в ходе проверки Интернет – сайта выявлены сайты адресами: ... размещающие запрещенную информацию, а именно предложения приобрести снюс – жевательный табак дистанционным способом, иную никотиносодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания, что подтверждается страницами Интернет-сайта.

Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о способах ухода от административной ответственности за совершение правонарушений против безопасности дорожного движения, равно как и дистанционная торговля через сеть «Интернет» предметами, предназначенными исключительно для их использований в указанных целях, противоречит действующему законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что в нарушение требований федерального законодательства на сайтах с адресами: ... распространяется информация для неопределенного круга лиц, указанную информацию необходимо признать запрещенной к распространению на территории РФ.

Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 1101.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

В Единый реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

Основанием для включения в реестр сведений, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 приведенного Закона).

С учетом приведенных правовых норм признание размещенной в сети «Интернет» информации запрещенной можно отнести к установлению правового состояния такой информации (факта), которое имеет юридическое значение, в том числе, является основанием для включения установленных сведений в указанный реестр.

На момент проверки соответствующие сетевые адреса по поисковой системе «http://eais.rkn.gov.ru/» Роскомнадзора в сети «Интернет, отсутствуют.

В ходе проверочных мероприятий установлен правообладатель сайтов ... и .... Так, согласно сведениям, предоставленным ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», администратором доменного имени snusrussia.ru является Николаев Андрей Сергеевич.

В соответствии с ч. 3 п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ», если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»»), презюмируется, что владельцем сайта является администратор доменного имени, адресующего на соответствующий сайт.

Таким образом, учитывая изложенные выше обстоятельства администратор доменного имени snusrussia.ru Николаев А.С. презюмируется в качестве владельца сайта.

Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На момент проверки и рассмотрения иска в суде вышеназванный указатель страницы сайта, на котором размещена запрещенная информация, в едином реестре отсутствует.

В целях ограничения доступа к указанным прокурором сайтам в сети «Интернет», содержащему запрещенную информацию, необходимо внести указатель страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, размещенную на сайтах ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Липецкой области для включения вышеуказанного доменного имени и (или) указателей страниц сайта «Интернет» и (или) сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Добринский районный суд.

Председательствующий                                                                      С.А. Грищенко

2а-679/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Добринского района
Ответчики
Николаев Андрей Сергеевич
Другие
Роскомнадзор
Суд
Добринский районный суд Липецкой области
Судья
Грищенко Светлана Александровна
Дело на сайте суда
dobrinsud.lpk.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация административного искового заявления
13.09.2021Передача материалов судье
16.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
16.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.10.2021Подготовка дела (собеседование)
21.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2021Судебное заседание
21.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее