Дело № 2-1643/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.11.2023 года
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Федяковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
с участием помощника Сальского городского прокурора Глаговского А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «СДК Юловского сельского поселения», третье лицо Администрации Юловского сельского поселения Ростовской области об обязании оборудовать контейнерные площадки сбора ТКО,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском МБУК «СДК Юловского сельского поселения», третье лицо Администрации Юловского сельского поселения Ростовской области об обязании оборудовать контейнерные площадки сбора ТКО, указывая что Сальской городской прокуратурой в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды на территории Юловского сельского поселения Сальского района.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального чакона № 89-ФЗ, п. 2, 3 Правил №, п. 3 СанПин 2.1.3684-21 контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу не оборудованы ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение, распространения отходов за пределы-контейнерной площадки, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод отсутствует, контейнеры эксплуатируются без крышек, находятся в открытом состоянии, что не исключает попадание ТКО на площадку.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Экологическая безопасность населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Неисполнение администрацией Сальского городского поселения указанных выше требований действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде.
Руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, ФЗ от 17.01.1992 № «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд обязать МБУК «СДК Юловского сельского поселения» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: ул. <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эидемиологического законодательства.
Помощник Сальского городского прокурора Глаговский А.А. в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МБУК «СДК Юловского сельского поселения» в судебном заседании участие не принимал, извещались в порядке ст. 113 ГПК РФ, о чем имеется почтовое уведомление (л.д.30), в материалы дела приобщено заявление о признании требований истца (л.д.7), Суд считает, неявка сторон не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица Администрации Юловского сельского поселения Ростовской области, в судебном заседании участие не принимал, извещались в порядке ст. 113 ГПК РФ, о чем имеется почтовое уведомление (л.д.29), согласно письменного заявления просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 32) Суд считает, неявка сторон не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 3 ст. 8 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления муниципального района обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Закона № 89-ФЗ, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, той мере, к какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).
Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Из статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом обязанность организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 №-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области» помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом № от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, предусмотренные п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ.
В силу ст. 13 Закона № 89-ФЗ организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 и 3 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ, п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № (далее -Правила №), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ в области санитарно-зпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Так, п. 3 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, Организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № (далее - СанПин 2.1.3684-21), предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Сальского района ответственность за содержание контейнерной площадки, являющейся местом сбора ТКО, расположенной по адресному ориентиру: <адрес>, возложена на «СДК Юловского сельского поселения» (находится в ведении МБУК «СДК Юловского с.п»).
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 1, п. 3 ст. 13.4 Федерального чакона № 89-ФЗ, п. 2, 3 Правил №, п. 3 СанПин 2.1.3684-21 контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов по вышеуказанному адресу не оборудованы ограждением с 3-х сторон высотой не менее 1 м, обеспечивающим предупреждение, распространения отходов за пределы- контейнерной площадки, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод отсутствует, контейнеры эксплуатируются без крышек, находятся в открытом состоянии, что не исключает попадание ТКО на площадку.
Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Экологическая безопасность населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Неисполнение администрацией Юловского сельского поселения Ростовской области указанных выше требований действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде.
В силу ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца нашли полное и объективное подтверждение, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт нарушения содержания и обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>.
Сальским городским прокурором срок для исполнения ответчику указанной обязанности заявлен три месяца с момента вступления в законную силу решения. Однако, исходя из характера требований и объема необходимых для осуществления работ, суд считает, что заявленный истцом срок является недостаточным, и реализуя требования положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает необходимым установить ответчику срок для реализации мероприятий по оборудованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать МБУК «СДК Юловского сельского поселения» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями санитарно-эидемиологического законодательства.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий - подпись
Мотивированное решение изготовлено 23.11.2023 года.