Дело № 2-1313/2022
Дело № 33-6247/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 августа 2022 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей: Устьянцевой С.А., Данилевского Р.А.,
при секретаре Мустафиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах ФИО1, к государственному автономному учреждению здравоохранения «Детская городская клиническая больница» г. Оренбурга, министерству здравоохранения Оренбургской области о возложении обязанности обеспечения медицинскими изделиями и лекарственным препаратом
по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Оренбургской области
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года,
заслушав доклад судьи Устьянцевой С.А.,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района г. Оренбурга, действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что со (дата) с диагнозом «сахарный диабет 1 типа» со статусом «ребенок-инвалид» в ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга состоит на учете несовершеннолетний ФИО1 В результате прокурорской проверки установлено, что по медицинским показаниям ребенку необходимы датчики (сенсоры) к системе непрерывного мониторинга уровня глюкозы «FreeStyle Libre», ланцеты и лекарственный препарат «ГлюкаГен 1мг. Гипокит», в бесплатном обеспечении которыми ему отказано. На бесплатное льготное обеспечение медицинскими изделиями: иглами для шприц-ручек и тест-полосками ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга выдает рецепты в недостаточном количестве. Просил суд с учетом уточнения исковых требований обязать ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга оформлять ФИО1 на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения сенсорами «Enlite MMT-7008» на курс лечения не менее 3 месяцев из расчета 1 штука на 6 дней (15 сенсоров на 3 месяца и 61 сенсор в год), устройством для инфузий «Mini Med Quick-Set MMT-399» в количестве не менее 12 штук в месяц, не менее 36 штук на курс лечения 3 мес., резервуарами MMT 332А в количестве не менее 10 штук в месяц, не менее 30 штук на курс лечения 3 мес. в полном объеме до отмены терапии инсулиновой помпой на весь период лечения; обязать министерство здравоохранения Оренбургской области незамедлительно обеспечивать оформленные ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга рецепты.
Определениями суда от 29 декабря 2021 года, 19 января 2022 года, 16 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области, министерство финансов Оренбургской области.
Определением суда от 8 апреля 2022 года производство по делу в части требований об обеспечении сенсорами системы непрерывного мониторинга гликемии FreeStyle Libre в количестве 26 в год, иглами для шприц-ручек 4мм устройством для инфузий «Mini Med Quick-Set MMT-399» в количестве не менее 12 штук в месяц, не менее 36 штук на курс лечения 3 мес., резервуарами MMT 332А в количестве не менее 10 штук в месяц, не менее 30 штук на курс лечения 3 мес. прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора Самедов Р.М., законный представитель ФИО1 – Кубанова С.А. исковые требования с учетом уточнений поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Кистанкин Т.А., действующий на основании от (дата) №, представитель ответчика ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга Рыжкова Н.Г., действующая на основании доверенности от (дата) №, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц Территориального фонда обязательного медицинского страхования Оренбургской области, министерства финансов Оренбургской области, ГАУЗ «ОДКБ» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года исковые требования прокурора Ленинского района г. Оренбурга, действующего в интересах ФИО1, удовлетворены частично. Суд возложил обязанность на министерство здравоохранения Оренбургской области организовать обеспечение ФИО1, (дата) года рождения, расходными компонентами к инсулиновой помпе «Medtronic Mini Med 640 G» c функцией Smart Guard, серийный номер NG 2810050Н, а именно, сенсорами для мониторирования глюкозы «Enlite MMT-7008» из расчета 5 штук в месяц, 60 штук в год до отмены терапии указанной инсулиновой помпой; возложил на ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга г. Оренбурга обязанность выписывать ФИО1, (дата) года рождения, рецепты для бесплатного обеспечения расходными компонентами к инсулиновой помпе «Medtronic Mini Med 640 G» c функцией Smart Guard, серийный номер NG 2810050Н, а именно, сенсорами для мониторирования глюкозы «Enlite MMT-7008» из расчета 5 штук в месяц, 60 штук в год. В удовлетворении остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения Оренбургской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика министерства здравоохранения Оренбургской области Дмитриевой Е.С., действующей на основании доверенности от (дата) №, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Поповой Е.А., законного представителя ФИО1 – Кубановой С.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение суда в части удовлетворения исковых требований к ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга, а также в части отказа в удовлетворении исковых требований лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем в силу положений абзаца первого части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не проверяется.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ФИО1, (дата) года рождения, является ребенком-инвалидом с подтвержденным диагнозом: сахарный диабет I типа. Согласно справке МСЭ№ от (дата) инвалидность установлена на срок до (дата).
Выпиской из истории болезни от 30 марта 2022 года *** подтверждено, что ФИО1 в марте 2022 года переведен на помповую инсулинотерапию, ему установлена инсулиновая помпа «Medtronic Mini Med 640 G» c функцией Smart Guard, серийный номер NG 2810050H. Согласно выписке основанием для перевода на помповую инсулинотерапию послужило лабильное течение заболевания на фоне раннего возраста с выраженной вариабельностью гликемии, недостаточная компенсация заболевания на интенсифицированной схеме инсулинотерапии с помощью инсулиновых шприц-ручек с целью стабилизации метаболических нарушений в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Как следует из протокола заседания врачебной комиссии ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга от 3 декабря 2021 года № ФИО1, учитывая диагноз, клинические данные и рекомендации эндокринолога-диабетолога ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга, нуждается в льготном обеспечении системой НМГ в индивидуальном порядке.
В материалы дела также представлен протокол врачебной комиссии ГАУЗ «ДГКБ» г. Оренбурга от 12 апреля 2022 года №, подтверждающий нуждаемость в обеспечении расходными материалами к помпе «Medtronic Mini Med 640 G» c функцией Smart Guard: сенсорами для системы НМГ Enlite MMT-7008 в количестве 5 шт. в месяц, 60 шт. в год, инфузионным набором Quick-Set (6/80-9/80) 1 упаковка в месяц, резервуарами MMT 332А 1 упаковка в месяц.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчиков обязанности по обеспечению ФИО1 расходными компонентами к инсулиновой помпе «Medtronic Mini Med 640 G» c функцией Smart Guard, серийный номер NG 2810050Н, а именно, сенсорами для мониторирования глюкозы «Enlite MMT-7008» из расчета 5 штук в месяц, 60 штук в год до отмены терапии указанной инсулиновой помпой, суд первой инстанции, руководствуясь Конвенцией о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, Конституцией Российской Федерации (статьи 18, 41), положениями статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», статей 7, 16, 37, 43, 80, 82 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьи 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 гола № 3053-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», приказа Миздрава России от 22 января 2021 года № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов на территории Оренбургской области, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, исходил из того, что ФИО1 в связи с имеющимся заболеванием сахарный диабет I типа нуждается в непрерывном мониторировании глюкозы, таким образом, у него возникло право на обеспечение по жизненным показаниям конкретным видом сенсоров НМГ к уже установленной инсулиновой помпе.
При этом районный суд обоснованно указал, что обеспечение ФИО1 данными медицинскими изделиями необходимо ребенку–инвалиду для своевременного и правильного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, таких как инсулин и контролю за состоянием гликемии непрерывно.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности обеспечения ФИО1 медицинскими изделиями, не входящими в Перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р, а также о том, что спорные расходы не являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Решение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и подпунктом 21.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299, разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года № 2505, (далее также – Федеральная программа) определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Согласно разделу VIII Федеральной программы территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
Разделом V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2021 года № 1314-пп, предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Оренбургской области, в соответствии с разделом II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, в котором предусмотрено терапевтическое лечение сахарного диабета 1 типа в детском возрасте, сопровождающегося высокой вариабельностью гликемии в виде подтвержденных эпизодов частой легкой или тяжелой гипогликемии.
Таким образом, федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет собственного бюджета данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 названного Федерального закона определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 года № 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены иглы инсулиновые; тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови; шприц-ручка; инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе. Сенсоры для мониторинга уровня глюкозы в указанный Перечень не включены.
Вместе с тем согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В силу пункта 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Бесплатное предоставление расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Судебная коллегия считает, что правовых оснований, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного акта и, соответственно, явиться в пределах действия статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, а потому удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 11 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства здравоохранения Оренбургской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2022 года.