Судья Бехтина Н. Е. 1-ая инстанция № 2а-539/2020
2-ая инстанция № 33а-5709/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 октября 2020 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А. Е.,
судей: Начарова Д. В., Симоновича В. Г.,
при секретаре Зубриловой Л. В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Мостовик» к Главному управлению министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, государственному инспектору Сургутского района старшему инженеру отдела госпожнадзора ОНДиПР по Сургутскому району Пахомову А. Е. о признании незаконным предписания,
по апелляционной жалобе государственного инспектора Сургутского района старшего инженера отдела госпожнадзора ОНДиПР по Сургутскому району Пахомова А. Е. на решение Сургутского районного суда от 1 июня 2020 года, которым административный иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Начарова Д. В., объяснения представителя административного истца Аноприенко А. А., возражавшего относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Мостовик» обратилось с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание от 1 июля 2019 года № (номер) об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара.
В обоснование иска указало, что 1 июля 2019 года отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Сургутскому району проведена проверка СНТСН «Мостовик», в результате которой было установлено, что расстояние от застройки на территории товарищества до лесных массивов составляет менее 15 метров, в связи с чем было выдано оспариваемое предписание.
Предписание считает незаконным, так как товарищество, указанное в предписании, нарушение не допускало. Застройки находятся на земельных участках, находящихся в частной собственности и к землям общего пользования товарищества не относятся. Обязанность по устранению нарушения лежит на собственниках земельных участков.
В судебном заседании представитель административного истца Жбанов М. А. на исковых требованиях настаивал.
Представитель административного ответчика ГУ МЧС России по ХМАО-Югре и отдела надзорной деятельности и профилактической работе по обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ХМАО – Югре в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Административный ответчик старший инженер отделения госпожнадзора ОНД и ПР (по Сургутскому району) Пахомов А. Е. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Судом первой инстанции административный иск был удовлетворен.
В апелляционной жалобе государственный инспектор Сургутского района старший инженер отдела госпожнадзора ОНДиПР по Сургутскому району Пахомов А. Е. просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование жалобы указывает, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, соответствует требованиям Административного регламента.
Указывает, что в соответствии с Федеральными законами «О пожарной безопасности», «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» товарищество обязано соблюдать требования пожарной безопасности, организацию и застройку территории осуществлять на основании проекта планировки территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Материалы по обоснованию проекта планировки территории должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению пожарной безопасности.
Некоторые земельные участки на 6 линии, переданные в собственность и входящие в территорию дачного товарищества, расположены на территории, которая ранее являлась противопожарным разрывом.
В настоящее время такой противопожарный разрыв отсутствует, чем нарушены требования статей 4, 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 5 приложения 1* СНиП 2.07.01.-89*, пункта 4.7 СНиП 30-02-97*, пункта 4.7 СП 53.13330.2011.
При этом, Федеральный закона № 123-ФЗ, и СП 53.13330.2011 не устанавливают более высокие требования, чем ранее изложенные в СНиП 30-02-97*, а также СНиП 2.07.01-89*.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие лица, подавшего жалобу, представителя Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения врио.начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Сургутскому району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Бозова И. В. от 22 мая 2019 года № 93 проведена плановая выездная проверка СНТСН «Мостовик».
Из акта проверки от 1 июля 2019 года следует о выявленных нарушениях обязательных требований, установленных: статьями 4, 69 Федерального закона от 4 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункта 5* приложения 1*, СНиП 2.07.01-89*, пункта 4.7 СНиП 30-02-97*, пункта 4.7 СП 53.13330.2011, а именно: расстояние от застройки на территории СНТСН «Мостовик» до лесных массивов за 6 – й линией составляет менее 15 метров.
По результатам проверки старшим инженером отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по Сургутскому раойону) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по ХМАО-Югре Пахомовым А. Е. вынесено предписание от 1 июля 2019 года № (номер) с требованием устранить допущенное нарушение в срок до 1 июля 2020 года.
Удовлетворяя административный исковое заявление, суд исходил из того, что ряд участков, находящихся в товариществе, созданы и застроены до введения в действие СНиП 30-02-97*, а СП 53.13330.2011 и СНиП 30-02-97 подлежат применению на добровольной основе и не носят обязательного характера. Кроме того, границы земельного участка, находящегося во владении и пользовании СНТСН «Мостовик» на момент вынесения оспариваемого предписания с достаточной степенью определенности не установлены. Предписание является не исполнимым.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, являются правильными.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание принято в рамках предоставленной должностному лицу компетенции, порядок его принятия соблюден, содержание оспариваемого предписания соответствует правовым актам, регулирующим спорные отношении, однако выдано оно садоводческому некоммерческому товариществу собственников недвижимости «Мостовик» при отсутствии на то законных оснований.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (утратившего силу с 1.01.2019 года и действовавшего на время возникновения данных отношений) организация и застройка территории дачного некоммерческого объединения, предоставленного соответствующему объединению, осуществляется на основании проекта планировки территории. Подготовка и утверждение проекта планировки территории должно осуществляться в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Проектом планировки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения до его утверждения должен быть одобрен общим собранием членов соответствующего объединения.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории должен состоять из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Материалы по обоснованию проекта планировки территории в свою очередь должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент) противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений.
Согласно статьям 6, 4 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых, значений и нормативными документами по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащиеся требования пожарной безопасности, а также иные документы.
Согласно части 2 статьи 69 Технического регламента противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: 1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных: а) вне территорий лесничеств; б) на территориях лесничеств; 2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2010 № 849 утверждены и введены в действие СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (далее СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011).
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011, настоящие нормы и правила распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, зданий и сооружений, а также служат основой разработки территориальных строительных норм (ТСН) субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4.7 СНиП 30-02-97, СП 53.13330.2011 расстояние от застройки на территориях садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.
СНиП 30-02-97* является переизданием СНиП 30-02-97 с изменением N 1, утвержденным Постановлением Госстроя России от 12.03.2001 N 17 и введенным в действие 01 апреля 2001 года.
Согласно пункту 5* СНиП 2.07.01-89 расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских поселений и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.
Действительно в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» выполнение требований пожарной безопасности необходимо предусматривать при застройке, расширении, а также при дальнейшем использовании территории дачного некоммерческого объединения.
Однако, на сегодняшний день, в соответствии с представленными постановлениями главы Сургутского района, земельные участки, расположенные по 6- ой линии садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Мостовик» находятся в собственности физических лиц и граничат с землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, распоряжение которыми осуществляет Департамент природных ресурсов и не сырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Это следует из ответа администрации Сургутского района от 19 июля 2016 года № (номер) (Том 1 л.л. 117) согласно которому также, в соответствии с планом площадка 2, согласованным в 1991 году начальником районной инспекции отделения Госпожнадзора, по периметру расположены земли общего пользования – дороги, которые служили противопожарным разрывом. При освоении площадки 2 Правлением кооператива данная территория была распределена под садовые участки гражданам.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О противопожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководитель организации.
Таким образом, поскольку в настоящее время застройки расположены на земельных участках, находящихся в собственности граждан и к землям общего пользования товарищества не относятся, и товарищество не имеет права на распоряжение и владение чужими земельными участками, для установления противопожарного разрыва, то выданное оспариваемое предписание является для товарищества неисполнимым и соответственно незаконным.
Судом первой инстанции обосновано указано на невозможность и неправомерность применения к данным правоотношениям СНиП 30-02-97*, СП 53.13330-2011. ввиду введения в действия после создания и застройки части участков дачного некоммерческого товарищества «Мостовик» и ввиду их добровольного применения и не носящих обязательного применения.
С учетом установленных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как по существу основываются на обстоятельствах, являющихся предметом судебного исследования, с последующей правильной оценкой.
На основании изложенного решение суда постановлено в соответствии с требованиями закона и представленными доказательствами, которым дана объективная и правильная оценка. Нарушений судом норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сургутского районного суда от 1 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного инспектора Сургутского района старшего инженера отдела госпожнадзора ОНДиПР по Сургутскому району Пахомова А. Е. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения.
Председательствующий Волков А. Е.
Судьи Начаров Д. В.
Симонович В. Г.