Дело №88-222/2019
в„–2-в„–/2019
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
19 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ РњРѕСЃРєРІР°
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Р¤РРћ7 Р›.Рќ.,
судей Р¤РРћ8 Рќ.Р¤. Рё Р¤РРћ9 Р•.Р’.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ10 Сергея Витальевича Рє Управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі.Ярославле РѕР± оспаривании отказа РІ назначении досрочно страховой пенсии
по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ярославле на решение Красноперекопского районного суда г.Ярославля от 4 марта 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 мая 2019 г.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ11 Рќ.Р¤.,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Р¤РРћ12 РЎ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Ярославле РѕР± оспаривании отказа РІ назначении досрочно страховой пенсии РїРѕ старости. Указал, что 3 февраля 2018 Рі. ему исполнилось 55 лет, РѕРЅ обратился Р·Р° назначением досрочной трудовой пенсии РїРѕ старости. Решением Управления Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі. Ярославле РѕС‚ 11 июля 2018 Рі. ему отказано РІ назначении такой пенсии. РЎ решением РЅРµ согласен, считает неправомерным исключение РёР· специального стажа для назначения досрочной пенсии следующих периодов: СЃ 12.11.1991 Рі. РїРѕ 8.08.2007 Рі. – период службы РІ противопожарной аварийно-спасательной службе РЈР’Р” Яроблисполкома, СЃ 19.05.1984 Рі. РїРѕ 28.07.1986 Рі. – период срочной военной службы.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 4 марта 2019 г. исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 мая 2019 г. решение суда оставлено без изменения.
Р’ кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ Рі.Ярославле Р¤РРћ13 Р“.Р. РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить указанные судебные акты как незаконные.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, не явились, извещены о рассмотрении дела. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Рзучив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, проверив РїРѕ правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ пределах РґРѕРІРѕРґРѕРІ, содержащихся РІ кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой Рё апелляционной инстанций, кассационный СЃСѓРґ находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, 11 мая 2018 г. Швецов С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле, претендуя на назначение досрочно страховой пенсии на основании пункта 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ « О страховых пенсиях».
В назначении такой пенсии ему было отказано, поскольку возраста для назначения страховой пенсии по общим основаниям он не достиг, а стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости у него составил 7 лет 11 месяцев 4 дня.
Рстец РЅРµ согласился СЃ тем, что РІ стаж для назначения досрочной страховой пенсии РЅРµ включены периоды его службы РІ Государственной противопожарной службе РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области Рё прохождения срочной военной службы.
Удовлетворяя исковые требования о включении в стаж для назначения досрочно страховой пенсии по старости периода службы истца в Государственной противопожарной службе МЧС России по Ярославской области с 12.11.1991 г. по 8.08.2007 г., суд исходил из того, что в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 №437, предусмотрена должность пожарный. В период службы истца наименование пожарного подразделения неоднократно менялось, а Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 г. Управление государственной противопожарной службы УВД ЯО было реорганизовано в Управление государственной противопожарной службы МЧС России Ярославской области. На основании приказа МЧС России от 26 октября 2004 г. Управление государственной противопожарной службы переименовано на Главное Управление МЧС России по Ярославской области. При этом место работы, характер работы истца и его должностные обязанности не менялись. Признавая подлежащим включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости периода срочной службы истца с 19.05.1984 г. по 28.07.1986 г., суд учел то, что при увольнении из органов внутренних дел 8 августа 2007 г. в общий стаж ему был включен период службы в армии.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с такими выводами.
Вместе с тем судами первой и апелляционной инстанции при разрешении спора не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Признавая подлежащим включения истцу периода с 12.11.1991 г. по 8.08.2007 г. в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по указанному основанию, суд не учел то, что Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает льготное назначение пенсии для работников Государственной противопожарной службы, а не для лиц, проходящих службу в органах Государственной противопожарной службы, и не предусматривает суммирование стажа работы и стажа прохождения службы.
Р’ спорный период СЃ 12.11.1991 Рі. РїРѕ 8.08.2007 Рі. Р¤РРћ20 РЎ.Р’. РїСЂРѕС…РѕРґРёР» службу РІ Государственной противопожарной службе РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области (наименование организации, как правильно указал СЃСѓРґ, неоднократно изменялось), что никем РІ С…РѕРґРµ рассмотрения дела РЅРµ оспаривалось.
В трудовой книжке истца за этот период имеется запись о том, что он проходил службу в органах внутренних дел.
Сержант внутренней службы Р¤РРћ21 уволен РёР· органов внутренних дел РІ соответствии СЃ Положением Рѕ службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ статье 58 Рї. «А» (РїРѕ собственному желанию) СЃ выслугой лет РІ календарном исчислении 15 лет 8 месяцев 26 дней, СЃ учетом службы РІ Р’РЎ – 17 лет 10 месяцев 1 день.
Право на пенсию лицам, проходящим такую службу, регламентируется Федеральным законом от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках Национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее – Федеральный закон №4468-1).
В соответствии с пунктом «б» статьи 11 Федерального закона №4468-1 пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется: Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.
Лица, на которых распространяется действие указанного Закона, имеют право на получение пенсии по выслуге лет, а не досрочной страховой пенсии по старости.
Федеральным законом №4468-1 предусмотрены самостоятельные условия и срок выслуги для назначения пенсии по выслуге лет.
В соответствии с пунктом «а» статьи 13 Федерального закона №4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
После увольнения СЃРѕ службы РёР· Государственной противопожарной службы Р¤РРћ14 РЎ.Р’. работал <данные изъяты> РІ частных организациях.
Р’ дальнейшем 8 февраля 2010 Рі. Р¤РРћ15 РЎ.Р’. был РїСЂРёРЅСЏС‚ РЅР° работу РЅР° должность <данные изъяты> ГУ 1 отряд государственной противопожарной службы РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Ярославской области.
Таким образом, Р¤РРћ16 РЎ.Р’. был уволен СЃРѕ службы, Р° РІ дальнейшем добровольно выразил волеизъявление РЅР° работу (Р° РЅРµ службу) РІ противопожарной службе.
То, что трудовые функции истца были идентичны тем, которые он выполнял, проходя службу в Государственной противопожарной службе, не имеет определяющего значения при разрешении вопроса о его праве на досрочное назначение пенсии с учетом вышеприведенных положений закона о разных органах, основаниях, стаже и виде пенсий указанных двух разных групп лиц.
Период работы в должности <данные изъяты> ГУ 1 отряд государственной противопожарной службы МЧС России по Ярославской области учтен пенсионным органом как работа в должности, предусмотренной пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ.
Также судом безосновательно не учтено то, что включение периода срочной службы с 19.05.1984 г. по 28.07.1986 г. в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости пенсионным законодательством не предусмотрено, этот период включается только в общий страховой стаж.
РџСЂРёС…РѕРґСЏ Рє выводу РѕР± удовлетворении исковых требований Р¤РРћ17 РЎ.Р’., СЃСѓРґ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание, что время службы РІ Вооруженных Силах СССРвключено РІ стаж службы Рё отражено РІ справе Р¤РРћ18 РЎ.Р’. РїСЂРё увольнении РёР· органов внутренних дел.
Однако это было вызвано не изменением законодательства, как ошибочно посчитал суд, а разным правовым регулированием правил определения стажа для лиц, проходящих службу, и работающих лиц. Федеральный закон №4468-1 предусматривает включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет такого периода, а Федеральный закон №400-ФЗ аналогичной нормы не содержит.
Сославшись РЅР° ранее действовавшее правовое регулирование, гарантировавшее Р¤РРћ19 РЎ.Р’. включение службы РІ армии РІ стаж для назначения досрочно трудовой пенсии РїРѕ старости, СЃСѓРґ РЅРµ привел правовых РЅРѕСЂРј, которые ранее позволяли включить РІ специальный стаж для досрочного назначения пенсии службы РІ армии.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле в жалобе ссылается на действовавшее в период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССРПоложение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССРот 3 августа 1972 г. №590 (далее – Положение).
Так, пунктом 109 Положения установлено что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Период службы в составе Вооруженных Сил СССРбыл предусмотрен подпунктом «к» пункта 16 Положения.
Следовательно, Положение предусматривало возможность включения в стаж для льготного назначения пенсии службы в составе Вооруженных Сил СССРтолько в случае, если она предшествовала периоду льготной работы или следовала за ней.
Рстец РЅРё перед прохождением службы РІ составе Вооруженных РЎРёР» РЎРЎРЎР , РЅРё сразу после нее пожарным РЅРµ работал.
Приведенные выводы существенно влияют на разрешение спора, но судами учтены не были.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым апелляционное определение суда второй инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 27 мая 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё