Судья Говоруха Л.Л. Дело № 2а-6081/2019
Докладчик Лихачева С.А. Дело № 33а-2586/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2019 года г. Южно-Сахалинск
Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Лихачевой С.А.,
судей Неволиной Е.В., Метельской Е.В.,
при секретаре Даниловой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по
административному исковому заявлению Карпова Александра Васильевича
к окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного
округа № 10 по выборам депутатов Городской Думы города Южно-
Сахалинска шестого созыва, Шейбаку Виктору Ивановичу о признании
недействительными подписей избирателей в подписных листах, об отмене решения окружной избирательной комиссии, об отмене регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска, -
по апелляционной жалобе Карпова Александра Васильевича на решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 сентября 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Лихачевой С.А., судебная коллегия
установила:
решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 18 июня 2019 года № 1497/81вн-19-5 на 08 сентября 2019 года назначены выборы депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва.
Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 10 по выборам депутатов Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва от 05 августа 2019 года Шейбак В.И, выдвинутый избирательным объединением Всероссийской политической партией «Родина», зарегистрирован кандидатом в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10.
30 августа 2019 года кандидат в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по тому же избирательному округу Карпов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением (поступило 02 сентября 2019 года) о признании незаконным и отмене данного решения.
В обоснование заявления указал, что в нарушение избирательного законодательства в подписных листах кандидата в депутаты Шейбака В.И. имеются исправления, специально неоговоренные, а именно: лист 6 (строка 1 и 2) - исправление даты заверения подписных листов сборщиком подписей; лист 12 (строка 1), лист 15 - подпись и дата подписи проставлены одной рукой. В этой связи просил признать указанные подписи недействительными, отменить решение избирательной комиссии о регистрации Шейбака В.И. кандидатом в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва, а также отменить регистрацию указанного кандидата.
Определением судьи от 02 сентября 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Южно-Сахалинская городская территориальная избирательная комиссия.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление удовлетворить. Считает, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его ходатайства о назначении по делу экспертизы на предмет определения подлинности подписей избирателей в подписных листах, чем лишил его права представлять доказательства.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель избирательных комиссий Русин О.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, прокурор Котов Д.А. в заключении полагал решение суда не подлежащим отмене. Административный истец Карпов А.В. и заинтересованное лицо Шейбак В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума, основные гарантии избирательных прав гражданопределены Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ).
В силу статьи 38 указанного Федерального закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1).
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1).
Если при проверке подписей избирателей, участников референдума обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя, участника референдума в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, одной и той же инициативы проведения референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными (пункт 6.2).
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 6.3).
Недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума (подпункт «е» пункта 6.4).
Недостаточное количество достоверных подписей избирателей является основанием отказа в регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24).
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 7 статьи 76 этого же Федерального закона регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях, предусмотренных подпунктами «а» - «и» настоящего пункта.
При этом в силу положений частей 4 и 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссии оспариваемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит независимо от причины его пропуска.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 27 июля 2019 года Шейбак В.И. представил в окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 10 документы для регистрации кандидата в депутаты Городской Думы города Южно-Сахалинска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 10, в числе которых 17 подписных листов, содержащих 33 подписи избирателей.
Согласно итоговому протоколу проверки указанных подписных листов от 03 августа 2019 года, 4 подписи избирателей признаны недействительными, количество действительных подписей избирателей составило 29 и явилось достаточным основанием для осуществления регистрации кандидата.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного иска в части признания подписей избирателей недействительными и признания незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, суд первой инстанции, проанализировав содержание представленных кандидатом Шейбаком В.И. подписных листов в оспариваемой части, пришел к выводу об отсутствии для этого правовых оснований, а также указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд с указанными требованиями.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, правильно примененным судом.
Учитывая, что юридически значимым последствием признания подписей избирателей недействительными является признание незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, а срок обращения в суд с соответствующим требованием административным истцом пропущен, приведенные в апелляционной жалобе доводы о необоснованном отклонении заявленного Карповым А.В. в ходе рассмотрения дела ходатайства о назначении экспертизы на предмет определения подлинности подписей избирателей в подписных листах, отмену судебного акта не влекут.
Отказывая в удовлетворении административного иска об отмене регистрации кандидата, городской суд исходил из того, что административным истцом не приведено перечисленных в пункте 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ оснований для принятия такого процессуального решения.
Этот вывод также является правильным, поскольку, вопреки позиции Карпова А.В., недействительность подписей избирателей основанием для отмены регистрации кандидата не является.
Каких-либо доводов о незаконности оспариваемого судебного акта в указанной части в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что в силу положений части 6 статьи 305 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регистрация кандидата может быть отменена судом апелляционной инстанции не позднее чем за два дня до дня голосования, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта и в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 03 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карпова Александра Васильевича, без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Лихачева
Судьи Е.В. Неволина
Е.В.Метельская