КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кулакова Н.В. Дело №2-522/2022
№ 33 - 2054/2022
УИД 39RS0004-01-2021-006334-69
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 мая 2022 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Теплинской Т.В., Ивановой О.В.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мазура П.А. на решение Московского районного суда г. Калининграда от 22 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Теплинской Т.В., объяснения Мазура П.А. и его представителя Дребота Р.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя АО «Янтарьэнергосбыт» - Леванскойо С.А., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Мазур П.А. обратился в суд с иском к АО «Янтарьэнергосбыт», указав, что он является собственником земельного участка с КН №, расположенного по адресу: ФИО1 <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов; виды разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
На данном участке он содержит 7 коров, для содержания которых им построен сарай, который поставлен на кадастровый учет как нежилое здание, площадью 404,2 кв.м.
Сам он зарегистрирован и проживет по адресу: <адрес>.
Коров он содержит для удовлетворения личных потребностей и потребностей своей семьи, тем самым использует электроэнергию для осуществления деятельности, связанной с бытовым потреблением (бытовых нужд).
ДД.ММ.ГГГГ между ним и АО «Янтарьэнергосбыт» был заключен договор энергоснабжения №, в соответствии с которым ему начисляют плату за электроэнергию по тарифам, как для предприятий, использующих здания для коммерческого использования.
Он неоднократно обращался в АО «Янтарьэнергосбыт» с заявлениями о перерасчете платы за электроэнергию и изменении условий договора, указывая, что использует электроэнергию для удовлетворения личных, бытовых потребностей, не связанных с извлечением прибыли, однако в удовлетворении его просьб было отказано.
В соответствии с п.6.4 Договора расчеты между ним и АО «Янтарьэнергосбыт» осуществляются с применением первой ценовой категории.
Истец полагает, что условия данного пункта противоречат действующему законодательству и в силу ст.168 ГК РФ являются ничтожными, поскольку он не является предпринимателем, и не использует помещение в коммерческих целях.
Он относится к категории потребителей электрической энергии «население и приравненные к населению», тарифы за потребленную электроэнергию данной группы потребителей ниже, чем группы потребителей «прочие потребители», за период действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ им была переплачена денежная сумма в размере 31893 рублей.
С учетом изложенного, просил взыскать с АО «Янтарьэнергосбыт» в его пользу неосновательно полученные денежные средства в указанном выше размере; обязать АО «Янтарьэнергосбыт» исключить из Договора энергоснабжения № условие п.6.4 о применении к нему для расчетов за электроэнергию первой ценовой категории, внести в договор энергоснабжения № условие об оплате за потребленную электроэнергию по тарифам, установленным для категории потребителей «население и приравненные к населению».
Рассмотрев дело, суд вынес решение, которым в удовлетворении исковых требований Мазуру П.А. отказано.
В апелляционной жалобе Мазур П.А. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. Продолжает настаивать на доводах, изложенных в исковом заявлении, которым, по мнению подателя жалобы не дана надлежащая оценка. Полагает ошибочным вывод суда о том, что удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано только с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях, поскольку он основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Проверив законность и обоснованность решения с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Мазур П.А. является собственником нежилого помещения с №, общей площадью 404,2 кв.м, расположенного на земельном участка с № с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства по адресу: <адрес> <адрес>, принадлежащем Мазуру П.А. на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между Мазур П.А. и АО «Янтарьэнергосбыт» был заключен договор энергоснабжения №, с указанием точки поставки – нежилое здание по адресу: <адрес> <адрес>, тариф – прочие.
Пунктом 6.3 договора предусматривалось, что поставка электрической энергии (мощности) по настоящему договору осуществляется по регулируемым ценам, рассчитанным Гарантирующим поставщиком за соответствующий расчетный период в соответствии с Основными положениями.
Пункт 6.4 гласил, что на момент заключения договора расчеты осуществляются с применением первой ценовой категории ( для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период) на соответствующем уровне напряжения, указанном в Приложении № 2 к настоящему договору, исходя из фактических объемов потребления электрической энергии, определенных в соответствии с разделом 5 настоящего договора, за соответствующий расчетный период по регулируемым ценам.
Пунктом 6.5 договора установлены сроки оплаты электрической энергии, а также порядок определения размера платежей.
Приложением №2 к договору потребитель отнесен к тарифной группе «прочие: 1-ая ценовая категория».
ДД.ММ.ГГГГ Мазур П.А. обратился в АО «Янтарьэнергосбыт» с досудебной претензией, в которой просил вернуть ему неосновательно полученные денежные средства в размере 31 893 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, исключить из договора энергоснабжения № п.6.4 о применении к нему расчетов за электроэнергию первой ценовой категории, внести в договор условие об оплате электроэнергии по тарифам, установленным для категории потребителей «население и приравненный к населению», указав в претензии, что в нежилом помещении он содержит коров для удовлетворения личных потребностей и потребностей своей семьи, тем самым использует электроэнергию для осуществления деятельности, связанной с бытовым потреблением.
На данную претензию Мазуру П.А. ДД.ММ.ГГГГ был направлен ответ, из которого следовало, что оснований для удовлетворения его претензии не имеется, поскольку договор энергоснабжения заключен в отношении нежилого здания, к которому не может быть применен тариф на электроэнергию, предусмотренный для населения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 424, 445, 539 ГК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.04.2004 №20-э/2 (с учетом приказа от 16.09.2014 №1442-э «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей»), исходил из того, что принадлежащий истцу объект недвижимости является нежилым зданием, не используемым для личных бытовых нужд; потребление электроэнергии таким объектом не может быть признано коммунально-бытовым и тариф «население» в данном случае не применим.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно ст.539 ГК РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать (абоненту) потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором норматив ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу п. 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно п.71(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 ( ред. от 17.02.2022_ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
Федеральной службой по тарифам приказом от 06.04.2004 №20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, с учетом Приказа ФСТ России от 16.09.2014 N 1442-э (ред. от 25.06.2019) "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2014 N 34468).
Пунктом 27 Методических указаний (действовавшим до 30.11.2020 года) предусмотрены 4 тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.
К группе «население» относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) приведен в приложении N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178. К ним относятся:
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;
садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору счета электрической энергии;
содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и нс используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Проанализировав приведенные положения закона, суд пришел к правильному выводу, что удовлетворение коммунально-бытовых нужд неразрывно связано с потреблением электрической энергии в процессе проживания граждан в жилых помещениях и направлено на удовлетворение их нужд, связанных с таким проживанием.
Принадлежащее же истцу на праве собственности нежилое помещение не предназначено для постоянного проживания и может использоваться в коммерческих целях независимо от наличия или отсутствия у истца статуса индивидуального предпринимателя.
Обоснованно учтено судом и то, что на спорном земельном участке имеется только один объект недвижимости - нежилое здание, в связи с чем его нельзя отнести к категории вспомогательного объекта по отношению к жилому дому, и применить к расчету за потребление по данному зданию электроэнергии тариф, установленный для потребителей «население и приравненные к населению».
Приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании приведенных в жалобе положений действующего законодательства применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.05.2022.
Председательствующий:
Судьи: