Дело № 3а-1177/2020
32ОS0000-01-2020-000704-809
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 16 декабря 2020 г.
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Горбарчука С.А.,
при секретаре Скрипиной Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Липихиной Анастасии Константиновны к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Липихина А.К. обратилась в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ей на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
ремонтный профилакторий, назначение: нежилое помещение, площадь 407,1 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 3 943 121,75 руб.;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 407,6 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>Г, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 3 296 171,53 руб.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1582 +/- 70 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 1 693 040,58 руб.
Также административный истец по договору аренды от 1 февраля 2020 г. арендует три следующих объекта недвижимости:
административный корпус, назначение: нежилое, площадью 1085,6 кв. м, количество этажей, в том числе подземных: 2 в том числе подземных 0, адрес: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 19 439 578, 66 руб.;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 742 +/- 10 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 1 220 530,64 руб.;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 165,8 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2019 г. составляет 2 365 818,44 руб.
Установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца, поскольку уплачиваемые им налоги и арендная плата рассчитываются, исходя из этой кадастровой стоимости, и являются чрезмерно большими.
Кадастровую стоимость указанных объектов недвижимости Липихина А.К. посчитала завышенной, в связи с чем обратилась к ИП Кулина Э.В. для определения их рыночной стоимости.
Согласно отчету об оценке от 8 июля 2020 г. № 124 рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
ремонтного профилактория с кадастровым номером: № в размере 1 600 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 336 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 300 000 руб.;
административного корпуса с кадастровым номером: № в размере 9 544 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 527 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 296 000 руб.
Липихина А.К. просит суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с представленным отчетом об оценке.
Лица, участвующие в деле и их представители, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От представителя административного истца – Мешкова С.И., представителей заинтересованных лиц – главы Клинцовской городской администрации Сушок Ф.Н. и представителя Новозыбковской городской администрации Кабовой И.П. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Данные ходатайства судом удовлетворены.
Представитель административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области и ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Ребеко О.Е. ранее в материалы дела представила письменные отзывы, в которых возражала против заявленных требования. Вместе с тем, указала, что не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. ранее в материалы дела представила письменные возражения, в которых указала, что Управление полагает себя ненадлежащим административным ответчиком, исковые требования в части привлечения его в данном процессуальном статусе не признает, поскольку как регистрирующий орган права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости и представленный им отчет, вместе с тем по существу заявленных требований не возражает.
С учетом положений статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной кадастровой оценке» под кадастровой стоимостью понимается стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке»).
В соответствии с положениями ч. ч. 1, 2 ст. 6 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации). Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее - бюджетное учреждение).
На территории Брянской области государственная кадастровая оценка в 2019 г. в отношении всех видов объектов недвижимости проводилась государственным бюджетным учреждением «Брянскоблтехинвентаризация» в соответствии с Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 2 октября 2018 г. № 1196 «О проведении государственной кадастровой оценки на территории Брянской области».
Административный истец на основании выписки из ЕГРН является собственником следующих объектов недвижимости:
ремонтный профилакторий, назначение: нежилое помещение, площадь 407,1 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>, кадастровый №;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 407,6 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>Г, кадастровый №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1582 +/- 70 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, кадастровый №.
На основании договора аренды от 1 февраля 2020 г. административному истцу на праве аренды принадлежат следующие объекты недвижимости:
административный корпус, назначение: нежилое, площадью 1085,6 кв. м, количество этажей, в том числе подземных: 2 в том числе подземных 0, адрес: <адрес>, кадастровый №;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 742+/-10 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, уч.1, кадастровый №;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 165,8 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, адрес: <адрес>, кадастровый №.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2019 г. составляет:
ремонтного профилактория с кадастровым номером: № в размере 3 943 121,75 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 3 296 171,53 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 1 693 040,58 руб.;
административного корпуса с кадастровым номером: № в размере 19 439 578, 66 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 1 220 530,64 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 2 365 818,44 руб.
Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами: № – 23 января 2020 г.
Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: № – 26 января 2020 г.
Реквизиты акта об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости – 22 ноября 2019 г. № 1498 (Приказ Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22 ноября 2019 г. № 1498).
В силу ст. 245 КАС РФ, ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц.
Административный истец является плательщиком налога на имущество, а также арендных платежей, которые рассчитываются, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, в связи с чем имеет правовой интерес в результатах определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
В соответствии с п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г., Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке
С учетом указанных разъяснений, а также положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» о наделении органа регистрации права полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (ст. ст. 9, 13, 14), изложенные в письменном отзыве доводы представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, суд находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» для целей указанного Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Согласно абз. 4 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленного требования представил отчет об оценке ИП Кулина Э.В. от 8 июля 2020 г. № 124, согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости составляет:
ремонтного профилактория с кадастровым номером: № в размере 1 600 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 336 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 300 000 руб.;
административного корпуса с кадастровым номером: № в размере 9 544 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 527 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 296 000 руб.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», по смыслу части 2 статьи 67 ГПК РФ и части 2 статьи 84 КАС РФ экспертное заключение саморегулируемой организации на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (абзац восьмой статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
По ходатайству представителя административного истца определением Брянского областного суда от 24 сентября 2020 г. назначена экспертиза для определения соответствия представленного отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Производство экспертизы поручено ООО «РосЭкспертЪ».
Согласно заключению эксперта ООО «РосЭкспертЪ» Прохорова И.Н. от 20 ноября 2020 г. № 278-20, оценщиком ИП Кулина Э.В. при составлении отчета от 8 июля 2020 г. № 124 нарушен пункт 12 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэконом развития РФ от 20 мая 2015 г. № 299. Выявленное нарушение не повлияло на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемых объектов. В связи с несущественностью выявленного нарушения, не повлиявшего в проверяемом отчете об оценке от 8 июля 2020 № 124, выполненном ИП Кулина Э.В., на итоговую величину рыночной стоимости оцениваемых объектов, рыночная стоимость объектов недвижимости, указанных в отчете, по состоянию на 1 января 2019 г. не устанавливалась.
Оценивая заключение эксперта ООО «РосЭкспертЪ» Прохорова И.Н. от 20 ноября 2020 г. № 278-20 в соответствии с п. 8 ст. 82 КАС РФ, суд признает его надлежащим доказательством по делу, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения, беспристрастности и объективности эксперта отсутствуют.
Эксперт Прохоров И.Н., проводивший судебную экспертизу, с 11 мая 2016 г. является членом Саморегулируемая организация оценщиков Региональная ассоциация оценщиков и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеет квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, необходимые дипломы.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, с учетом экспертного заключения суд находит, что содержание отчета, представленного административным истцом, свидетельствует о том, что итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектов оценки, оценщиком проанализирован рынок объектов оценки, необходимые факторы, оказывающие влияние на его рыночную стоимость.
Каких-либо сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости объектов оценки, с учетом исследованных материалов дела, у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска и установлении кадастровой стоимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
ремонтного профилактория с кадастровым номером: № в размере 1 600 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 336 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 300 000 руб.;
административного корпуса с кадастровым номером: № в размере 9 544 000 руб.;
земельного участка с кадастровым номером: № в размере 527 000 руб.;
нежилого помещения с кадастровым номером: № в размере 1 296 000 руб.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Административный истец обратился в Брянский областной суд с настоящим административным иском 30 июля 2020 г.
По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в ЕГРН в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Вступивший в законную силу судебный акт об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Липихиной Анастасии Константиновны к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г.:
ремонтного профилактория, назначение: нежилое помещение, площадь 407,1 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 1 600 000 рублей;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадь 407,6 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 1, адрес: <адрес>Г, кадастровый №, в размере 1 336 000 рублей;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 1582 +/- 70 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 300 000 рублей;
административный корпус, назначение: нежилое, площадью 1085,6 кв. м, количество этажей, в том числе подземных: 2 в том числе подземных 0, адрес: <адрес>, кадастровый №, в размере 9 544 000 рублей;
земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, площадью 742 +/- 10 кв. м, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, адрес: <адрес>, уч. 1, кадастровый №, в размере 527 000 рублей;
нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, площадью 165,8 кв. м, номер этаж, на котором расположено помещение, машино-место: Этаж № 1, адрес: <адрес>, ул. РОС, <адрес>А, кадастровый №, в размере 1 296 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 30 июля 2020 г.
Вновь установленная кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца.
Председательствующий судья С.А. Горбарчук