Судья: Жукова О.В. Дело № 33- 25690/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2015 года апелляционную жалобу Демьянова В.В.
на решение Истринского городского суда Московской области от 15 июня 2015 года по делу по заявлению Демьянова Вячеслава Викторовича о признании отказа незаконным, об обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
заслушав доклад судьи Варламовой Е.А.,
установила:
Демьянов В.В. обратился в суд с заявлением, просил признать незаконным отказ администрации Истринского муниципального района Московской области от 27.02.2015 г. <данные изъяты> в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 27.05.2014 г., кадастровый номер квартала <данные изъяты>, площадью 1000 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для ведения огородничества, местоположение: <данные изъяты>; возложить на администрацию Истринского муниципального района <данные изъяты> обязанность утвердить Демьянову В.В. схему расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории от 27.05.2014 г.
Считал отказ в утверждении схемы незаконным, так как он прошел формирования земельного участка, письмом Министерства экологии и природопользования Московской области от 20.02.2012г. №Н-19-0569 на его обращение, сообщено, что вблизи деревни Новинки расположена особо охраняемая природная территория - государственный природный заказник «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно- болотного комплекса у д.Новинки», местоположение заказника определено Схемой размещения особо охраняемых природных территорий в Московской области, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 11.02.2009г. №105/5, территория деревни Новинки в границу заказника не входит. В связи с чем, считал, спорный участок в границы ООПТ также не входит, ограничений к утверждению схемы не имеется.
Представитель неявившегося заявителя по доверенности Сеник Т.Н. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации Истринского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представители Министерства экологии и природопользования Московской области возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что испрашиваемый земельный участок входит в границы заказника «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотного комплекса у д. Новинки».
Решением Истринского городского суда Московской области от 15 июня 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Демьянов В.В. просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Как установлено судом, 15.05.2014 г. Демьянов В.В. обратился в администрацию Истринского муниципального района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1000 кв.м из земель населенных пунктов для ведения огородничества без права строительства. Участок расположен в д.Новинки Павло-Слободского сельского поселения (л.д.6).
Комиссии при администрации Истринского муниципального района по координации земельных отношений на территории района решением от 20.05.2014 г. не возражала в предоставлении Демьянову В.В. в собственность за плату земельного участка (л.д.7).
Оформлен акт комиссии по выбору земельного участка (л.д.8-11).
08.09.2014г. заявитель обратился в администрацию Истринского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании места расположения земельного участка (л.д.14).
Также 25.02.2015г. Демьянов В.В. обратился к Руководителю администрации Истринского муниципального района с заявлением об утверждение схемы расположения земельного участка (л.д. 15).
Ответом администрации Истринского муниципального района от 27.02.2015г. <данные изъяты> заявителю отказано в подготовке и согласовании постановления об утверждении акта комиссии по выбору земельного участка и схемы расположения земельного участка, испрашиваемого в собственность.
В качестве оснований отказа администрация указала на расположение земельного участка на территории заказника «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотного комплекса у д.Новинки». Согласно акту инвентаризации особо охраняемой природной территории областного значения государственный природный заказник «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно- болотного комплекса у д.Новинки», утвержденному Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.01.2008г. №06-Р, по требованиям режима запрещено: распашка поймы, создание огородов (л.д.23).
Исходя из смысла положений ч.ч. 2. 3 ст. 34 ЗК РФ, действовавшей на момент обращения заявителя в орган местного самоуправления, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В соответствии с ч. 4 данной статьи, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
Согласно ч. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В соответствии с п. 1 ч. 2 данной статьи, к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий.
В силу ч. 4 данной статьи, порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 6 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ)
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Московской области от 23.07.2003 N 96/2003- 03 "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в составе особо охраняемых природных территорий областного и местного значения, а также здания, сооружения и помещения, находящиеся в оперативном управлении государственных или муниципальных природоохранных учреждений особо охраняемых природных территорий, приватизации не подлежат.
В силу ст. 16 названного Закона Московской области от 23.07.2003 N 96/2003- 03 государственными природными заказниками являются особо охраняемые природные территории областного значения, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
Усматривается, что решением Мособлисполкома от 07.08.1981г. <данные изъяты> организован государственный природный заказник регионального значения «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д.Новинки», утверждено Положение о заказнике (л.д.94-98).
В соответствии с указанным Положением (Паспортом) территория у д.Новинки включает примыкающие к деревне озера, лес на глубину до 1 км, а также прилегающие луга до 200 м от края тростников. На территории заказника запрещено, в частности производить распашку.
Для разрешения заявленных требований по ходатайству заявителя по делу проведена судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 46-60). В соответствии с экспертным заключением, границы земельного участка частично пересекают границы населенного пункта дер.Новинки, указанные на основании схемы расположения от 27 мая 2014 года, что подтвердил эксперт в ходе судебного разбирательства.
В связи с чем суд верно указал, что довод представителя заявителя о расположении земельного участка в черте населенного пункта дер.Новинки не нашел своего подтверждения.
Из выводов экспертного заключения также следует, что ближайшая граница земельного участка расположена на расстоянии менее 50 метров до озера заказник регионального значения «Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д.Новинки»
Поскольку данное расстояние значительно меньше минимального расстояния, предусмотренного Положением о заказнике, судебная коллегия находит верным вывод суда о правомерности отказа администрации Истринского муниципального района в подготовке и согласовании постановления об утверждении акта комиссии по выбору земельного участка и схемы расположения земельного участка, испрашиваемого в собственность.
В связи с чем вывод суда об отказе в удовлетворении заявления соответствует требованиям ч. 4 ст. 258 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности отказа в утверждении схемы, поскольку земельный участок хотя бы частично входит в состав деревни Новинки, не входящей в состав особо охраняемой территории, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с нормой п. 2 ст. 81 ЗК РФ, которая действовала на момент обращения Демьянова В.В. с заявлением об утверждении схемы, порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается данным Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В свою очередь, п. 1 ст. 78 ЗК РФ предусматривает предоставление земельных участков для ведения огородничества лишь из земель сельскохозяйственного назначения и не содержит норм, допускающих возможность использования для этих целей земель населенных пунктов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, регулируются данным Федеральным законом.
Согласно норме п. 1 ст. 13 названного Федерального закона обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Согласно п. 2 ст. 13, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
С соответствии с п. 4 той же статьи, орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ)
Таким образом, предоставление земельных участков для ведения огородничества возможно на землях соответствующего огороднического некоммерческого объединения граждан.
Демьянов В.В. просил утвердить схему земельного участка, относящегося к категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для ведения огородничества.
Следовательно, поскольку ведение огородничества в индивидуальном порядке вне рамок огороднического некоммерческого объединения граждан на землях населенных пунктов законом не предусмотрено, у администрации Истринского муниципального района отсутствовала обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решение суда об отказе в удовлетворении заявления Демьянова В.В. является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Истринского городского суда Московской области от 15 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи