Дело № ...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Муромцево |
24.12.2018 г. |
Муромцевский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Мешаловой С.С.,
при секретаре Фроловой Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Саргатском районе в интересах неопределенного круга потребителей к Администрации Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» об устранении нарушений законодательства в области защиты прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Саргатском районе обратилось в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, что в ходе плановой проверки установлено, что Администрация Мысовского сельского поселения является собственником водопроводных сооружений в с. Мыс, д. Курнево, д. Дурново, д. Черталы Муромцевского района. Договором аренды водопроводные сооружения переданы эксплуатирующей организации ООО «Водоканал». Приказом РЭК от 14.12.2017 г. № 448/77 «О корректировке на 2018 год тарифа на техническую воду для потребителей ООО «Водоканал» установлен тариф на техническую воду на 2018 год. Организации, осуществляющие горячее и холодное водоснабжение, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Следовательно, и на ООО «Водоканал» и на Администрацию Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области законом возложена обязанность по исполнению требований действующего законодательства при подаче населению питьевой водой надлежащего качества. Истец полагает, что ответчики не исполняют обязанности по обеспечению соответствия качества питьевой воды установленными требованиям, тем самым нарушают право неопределенного круга потребителей на обеспечение питьевой водой надлежащего качества. Просили суд обязать ответчиков разработать план мероприятий по доведению качества воды до уровня питьевого в соответствии с установленными требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения», обеспечить жителей Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям вышеуказанного СанПиН в срок до 01.06.2019 г.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Саргатском районе участия не принимала, о дне слушания дела была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика Глава Администрации Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области Дмитриев С.Ю., действующий на основании распоряжения от 09.12.2013 г., в судебном заседании участия не принимал, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что возражений по заявленным требованиям не имеет.
Представитель ответчика директор ООО «Водоканал», Ерченко А.С., действующий на основании протокола общего собрания учредителей ООО «Водоканал» от 25.02.2016 г., в судебном заседании исковые требования признал и показал, что в настоящее время ООО «Водоканал» является гарантированным поставщиком воды на территории Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области и эксплуатирует водопроводные сооружения, находящиеся в собственности Администрации Мысовского сельского поселения по договору аренды. В дальнейшем планируется заключить концессионное соглашение. Кроме того показал, что в настоящее время разработан план мероприятий по Мысовскому сельскому поселению, в рамках которого на период 2019-2028 г., будут выполнены ряд мероприятий по замене существующих водопроводных сетей, ремонту колодцев главной магистрали водопровода, установке новых водоразборных колонок, ремонту водозаборов, замене электронасосов, замене водонапорной башни. Указанный план мероприятий до настоящего времени не согласован с Управлением Роспотребнадзора. В 2018 г. для потребителей был утвержден тариф только на техническую воду, на питьевую воду не утверждался, лабораторные исследования воды в 2018 г. не проводились. Модернизация существующих водопроводных сетей требует значительных затрат.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В ст. 42 Конституции РФ предусматривается право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно–эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно ст. 44 вышеназванного ФЗ, Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя: организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Согласно ст. 19 указанного Федерального закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам.
Из анализа приведенных норм следует, что организация водоснабжения подразумевает собой обеспечение населения питьевой водой, соответствующей санитарным правилам и нормам.
Пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года N 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» под «водоснабжением» понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Под «питьевой водой» понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды установлены в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".
Так, в соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.
Согласно пункту 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01, качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пунктом 3.4. СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрена безвредность питьевой воды по химическому составу и определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
В судебном заседании установлено, что Мысовское сельское поселение Муромцевского муниципального района Омской области является собственником водопроводных сетей, расположенных на территории указанного поселения (л.д. 10-19, 21-23,25-28).
30.10.2018 г. на основании договора аренды имущества № 3, водопроводные сети, водонапорная башня, скважины, насосно-фильтровальная станция находящиеся в с. Мыс; водопроводные сети, водонапорная башня, скважины находящиеся в д. Дурново; скважины находящиеся в д. Черталы, находящиеся в муниципальной собственности Администрации Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, переданы во временное владение пользование для выполнения функций по оказанию услуг для обеспечения населения, предприятий и учреждений водой, ООО «Водоканал» (л.д. 31-35).
Выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.41-47) подтверждается, что основным видом деятельности ООО «Водоканал» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд.
Приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 14.12.2017 г. (л.д.50-64) для потребителей ООО «Водоканал» с 01.01.2018 г. установлены и введены в действие тарифы на техническую воду.
Согласно техническому отчету № ТО-08.СВ-056-14 по разработке схемы системы водоснабжения и водоотведения Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области, разработанной ООО «Техносканер» в 2014 г. (л.д. 65-95) централизованное водоснабжение на территории Мысовского сельского поселения осуществляется от скважин. Качество водопроводных сетей в с. Мыс и д. Дурново не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа. Качество водопроводной воды по основным показателям в д. Курнево, д. Черталы не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа и жесткости. Водопроводная сеть на территории поселения с износом 33-43 %, имеет неудовлетворительное состояние, требует перекладки на трубопроводы из некорродирующих материалов.
Из постановления Главного государственного санитарного врача по Омской области от 23.05.2017 г. следует, что практика установления тарифов на водопроводную воду, подаваемую населению муниципальных районов Омской области через системы централизованного водоснабжения, предназначенную для питьевого и хозяйственно-бытового использования, как на техническую, не гарантирует эпидемиологической безопасности водопроводной воды для населения. В частности вызывает опасение неудовлетворительная ситуация в населенных пунктах Муромцевского района (л.д.199-203).
Распоряжением Управления Роспотребнадзора по Омской области от 25.10.2017 г. № 1173 (л.д.96-100) поручено главным специалистам-экспертам ТО в Саргатском районе провести плановую выездную проверку в отношении Администрации Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области.
Из акта проверки от 30.11.2017 г. (л.д.101-104) следует, что Администрация Мысовского сельского поселения является собственником водопроводных сооружений во всех населенных пунктах. Договором аренды водопроводные сооружения переданы эксплуатирующей организации ООО «Водоканал».
Согласно акта технического обследования существующего состояния системы водоснабжения Мысовского сельского поселения, подготовленного ООО «Водоканал» и согласованного с Главой Мысовского сельского поселения (л.д.134-159), для получения качественной питьевой воды необходимо провести ряд мероприятий. Подготовлен план мероприятий, включающий в себя замену существующих водопроводных сетей, ремонт колодцев, установку новых водоразборных колонок и т.д. (л.д.160).
Факт того, что в настоящее время поставляемая потребителям вода не соответствует требованиям, установленным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания. Ответчиком в судебном заседании не оспаривался тот факт, что в 2018 г. действовал тариф на техническую воду, тариф на питьевую воду не утверждался, лабораторных испытаний воды не проводилось. Последний, представленный ответчиком протокол испытаний воды датирован 28.02.2017 г. (л.д.211).
В соответствии с основными понятиями, используемые в Федеральном законе от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» - техническая вода - вода, подаваемая с использованием централизованной или нецентрализованной системы водоснабжения, не предназначенная для питья, приготовления пищи и других хозяйственно-бытовых нужд населения или для производства пищевой продукции.
Таким образом, доказательствами по делу достоверно установлено, что жители Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района не обеспечены питьевой водой надлежащего качества для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с требованиями, установленными СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» в настоящее время не утверждены. Данный факт не оспаривался представителем ответчика ООО «Водоканал» в судебном заседании.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.6.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по разработке и утверждению программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона №416 – ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов);
8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно Устава к вопросам местного значения Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области (л.д. 105-121) относится организация водоснабжения в границах поселения.
Решением Совета Муромцевского муниципального района Омской области от 24.01.2018 г. № 3 утверждено соглашение между Муромцевским муниципальным районом Омской области и Мысовским сельским поселением, согласно которого Мысовскому сельскому поселению переданы полномочия по организации водоснабжения населения в границах поселения (л.д.212-216).
Таким образом, судом установлен факт нарушения прав неопределенного круга потребителей на удовлетворение их потребностей в питьевом водоснабжении надлежащего качества, в связи с чем, суд считает необходимым обязать Администрацию Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области и ООО «Водоканал» разработать планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и обеспечить население Мысовского сельского поселения Муромцевского района Омской области питьевой водой соответствующей требованиями указанного СанПиН.
Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимает во внимание необходимость несения расходов, а также оценивает срок, предлагаемый истцом, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда до 31.12.2019 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Саргатском районе заявленные в интересах неопределенного круга потребителей, удовлетворить.
Обязать Администрацию Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области и Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» разработать план мероприятий по доведению качества воды до уровня питьевого в соответствии с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», и обеспечить жителей Мысовского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области питьевой водой, соответствующей требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в срок до 31.12.2019 г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.
Судья |
С.С. Мешалова |
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.12.2018 г.
Судья |
С.С. Мешалова |