Судья I инстанции: Абрамова С.А.
Судьи II инстанции: Ковешникова Е.А. (докладчик), Арзамасцева Г.В., Дрокина С.Г.
УИД 68RS0002-01-2022-002921-05 Дело № 88-34519/2023
88-479/2024
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 января 2024 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации в составе:
председательствующего Климовой О.С.
судей Щегловой Е.С., Шатохина М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах недееспособной ФИО1, к администрации <адрес> о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма (номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2-254/2023),
по кассационной жалобе ФИО2, действующей в интересах недееспособной ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Российской Федерации ФИО15 О.С., выслушав объяснения ФИО2, ее представителя – адвоката ФИО9, поддержавших доводы кассационной жалобы, третьего лица ФИО16, согласившейся с доводами кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, действующая в интересах недееспособной ФИО1, являющейся инвали<адрес> группы, обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, в котором просила, с учетом уточнения:
признать незаконным постановление администрации <адрес> № от 03.10.2022г. «Об отказе ФИО1 в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении»,
признать ФИО1 нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний»,
обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в <адрес> с учетом дополнительной жилой площади (то есть общей площадью не менее 32 кв.м.).
Требования мотивированы тем, что на основании Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом внесения изменений Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой <адрес> литера А, Б, В по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Лица, проживающие в данном доме подлежат переселению, на жилищный комитет администрации <адрес> возложена обязанность по организации работы по расселению граждан из жилых помещений в части муниципального жилищного фонда.
Во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно Постановлению администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, на 2019- 2025годы».
<адрес> литера А, Б, В по <адрес> включен в вышеуказанную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
ФИО1 является основным нанимателем с составом семьи девять человек (она, ФИО14, ФИО17, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО16, ФИО12, ФИО13) <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №/С.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от 15.11.2022г. исковые требования администрации <адрес> к ФИО1ФИО14, ФИО17, ФИО2, ФИО10, ФИО11, ФИО16, ФИО12, ФИО13 о выселении с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, - оставлены без удовлетворения.
Истец указал, что занимаемая ФИО1 и членами ее семьи <адрес> непригодна для проживания инвалида, в результате чего нарушено её право, предусмотренное ч.3 ст.40 Конституции РФ, на бесплатное предоставление жилья гражданам, нуждающимся в жилище, а также право на жилище, закрепленное в Конвенции ООН о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ Страдает психическим заболеванием, которое включено в Перечень заболеваний, утвержденных Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 991н "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь". Отсутствие имущества, подлежащего налогообложению и недостаточность собственных денежных средств не позволяют ей приобрести жилое помещение в собственность за счет собственных средств, кредита или займа.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство социальной защиты и семейной политики <адрес>, Управление жилищной политики администрации <адрес>, ФИО16, ФИО12, ФИО11, ФИО17, ФИО14
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
«Признать ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО1 по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, общей площадью не менее 32 кв.м.
В удовлетворении оставшихся исковых требований о признании незаконным постановления администрации <адрес> № от 03.10.2022г. - отказать.»
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец просит апелляционное определение отменить, как незаконное и необоснованное, оставить в силе решение суда первой инстанции. Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции истцов по делу. В обоснование доводов жалобы указано, что судом первой инстанции правильно применены нормы права, подлежащие применению, тогда как судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм права. При этом судом апелляционной инстанции не учтены обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иному гражданскому делу, при рассмотрении которого представители Администрации признали тот факт, что ФИО1 проживает в жилом помещении, непригодном для проживания инвалида с учетом потребностей последнего.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией <адрес> истец обоснованно не признана малоимущей и ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную постановлением администрации <адрес> (11108руб.), у ФИО18 отсутствуют заболевания предусмотренные Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
При этом, признавая ФИО1 нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и возлагая на администрацию <адрес> обязанность предоставить ей по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, с учетом права на дополнительную жилую площадь, суд руководствовался ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», придя к выводу, что занимаемое истцом жилое помещение непригодно для проживания, при этом отсутствует возможность приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребности инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, с учетом права истца на дополнительную площадь, обязал администрацию <адрес> предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение, пригодное для проживания инвалида, общей площадью 32 кв.м.
С выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами права, подлежащими применению к спорным правоотношениям, отменил решение суда и принял новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
При этом исходил из того, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, в установленном законом порядке признана недееспособной 31.05.2022г. ФИО2 является опекуном ФИО1, которая наблюдается в больнице с диагнозом по МКБ-10 «F01.3»: «Смешанная корковая и подкорковая сосудистая деменция».
Данное заболевание не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ N 987н.
Заболевание ФИО1 предусмотрено Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 991н.
В <адрес> по договору социального найма совместно с основным нанимателем жилого помещения ФИО1 вселены члены её семьи: ФИО14, ФИО17, ФИО2, ФИО10, 2012 г.рожд., ФИО11, ФИО16, ФИО12, ФИО13, 2015 г.рожд.
Заключением межведомственной комиссии № от 16.11.2015г. данный многоквартирный жилой дом признан непригодным к проживанию и подлежащим сносу.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой <адрес> литер А, Б, В по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
Постановлением администрации <адрес> № от 03.10.2022г. (л.д.6) ФИО1 с составом семьи 1 человек отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма и признании малоимущими на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), поскольку ФИО1 не является малоимущей, т.к. ее среднемесячный доход превышает величину прожиточного минимума на душу населения, официально установленную в <адрес>, не представлена справка, подтверждающая наличие у ФИО1 заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 987н, ей отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по списку очереди «Граждане, имеющие тяжелую форму хронических заболеваний».
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, и в ходе рассмотрения дела никем не оспаривались.
Принимая во внимание, что администрацией <адрес> истица обоснованно не признана малоимущей и ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, поскольку среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи (23308 руб.), превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную постановлением администрации <адрес> (11108 руб.); у ФИО1 отсутствуют заболевания, предусмотренные Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 987н, учитывая, что отсутствуют предусмотренные законом основания для внеочередного предоставления истцу жилого помещения.
Расчет размера среднемесячного дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семьи и стоимость подлежащего налогообложению их имущества (л.д.72-75) представителем истца не оспаривался.
Исходя из материального положения ФИО1 оснований для отнесения её к категории малоимущих граждан не имеется, поскольку её среднемесячный доход превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что администрацией <адрес> обоснованно вынесено оспариваемое постановление № от 03.10.2022г. «Об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении» и оснований удовлетворения исковых требований в данной части не имеется.
Отказывая в удовлетворении требования истца о предоставлении ей по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом дополнительной площади, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В соответствии с части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Из материалов дела видно, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена областная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории <адрес>, на 2019-2025годы».
<адрес> литера А, Б, В по <адрес> включен в вышеуказанную Программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Вопрос по переселению истца и его семьи из аварийного жилищного фонда разрешается в рамках указанной Программы.
Кроме того, из материалов дела видно, что жилое помещение, занимаемое истцом и ее семьей, признано в установленном законом порядке аварийным и подлежащим реконструкции. Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентирован ст.88 ЖК РФ.
Требования, которым должно соответствовать жилое помещение, указаны в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в силу п.47 которого принятие решений о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания МКД аварийным и подлежащим реконструкции или сносу; об отсутствии оснований для признания МКД аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
В силу п. 54 Положения, отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с пунктом 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов".
В силу п. 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.4.14 Положения о порядке создания и работы региональной межведомственной и муниципальной комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов на территории <адрес>, утв. приказом управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N5, заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида.
Принимая во внимание, что указанный выше дом подлежит реконструкции, обстоятельства возможности произвести реконструкцию жилого дома с учетом возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вышеназванной комиссией не рассматривались, заключение по данному вопросу в материалах дела отсутствует, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований о внеочередном предоставлении истцу жилого помещения по договору социального найма с учетом дополнительной площади не имеется.
При этом, пояснения представителей Администрации <адрес> о том, что жилое помещение не приспособлено для инвалида с учетом его потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалида, не заменяют заключение региональной межведомственной и муниципальных комиссий по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, о возможности или об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида. Разрешение данного вопроса относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и принял новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены апелляционного определения применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе.
В силу ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данные нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч.2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Таким образом, по общему правилу для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
При этом ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. В силу п.2 ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Порядок признания граждан малоимущими на территории <адрес> установлен <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 613-3 "О реализации жилищных прав отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>" (далее - Закон от ДД.ММ.ГГГГ N 613-3), в соответствии с ч.1 ст.9 которого, в целях настоящего Закона граждане признаются малоимущими, если среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную постановлением администрации <адрес>, а стоимость подлежащего налогообложению имущества, приходящегося на каждого члена семьи не превышает десятикратный размер показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по <адрес>, определяемого уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, на первый квартал текущего года.
Исходя из положений п.3 ч.2 ст. 57 ГК РФ, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне.
Поскольку истец и ее семья на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма не состояла и не состоит, ФИО1 верно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся, суд апелляционной инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Вопреки доводам жалобы, заболевание ФИО1 не входит в Перечень заболеваний, дающее право на внеочередное предоставление жилья, а входит только в Перечень заболеваний, дающих право на предоставление дополнительной жилой площади, что с учетом того, что она не поставлена на учет в качестве нуждающихся, не дает ей право на внеочередное предоставление жилья..
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 9 августа 2023 года, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи