РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2013 года г. Артемовский
Судья Артемовского городского суда Свердловской области Смердова С.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании при секретаре Гришиной О.В. гражданское дело по иску Бурнышева О. П. к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-инвест» об обязании провести документарное оформление индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01.10.2012 года, обязании юридическое лицо - Закрытое акционерное общество «Регионгаз-инвест» произвести перерасчет платы за теплопотребление на нужды отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии на сумму <данные изъяты>, о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
УСТАНОВИЛ:
Бурнышев О.П. обратился с исковым заявлением к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-инвест» об обязании провести документарное оформление индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01.10.2012 года, обязании юридическое лицо - Закрытое акционерное общество «Регионгаз-инвест» произвести перерасчет платы за теплопотребление на нужды отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии на сумму.
В обоснование исковых требований указал в исковом заявлении следующее:
В соответствии с письмом генерального директора ЗАО «Регионгаз-инвест» Владельщикова Ю.В. № от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Регионгаз-инвест» является единственной теплоснабжающей организацией в части тепловой энергии для нужд отопления на территории пос. Буланаш Артемовского района.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было сообщено, что с ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Регионгаз-инвест» является единой теплоснабжающей организацией в <адрес>.
Комиссией в составе руководителя филиала ЗАО «Регионгаз-инвест», техника -смотрителя, специалиста 1 категории ТОМС пос. Буланаш и истца от ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие в квартире № горизонтальной последовательной разводки системы отопления.
Границей внутриквартирного оборудования системы отопления квартиры № и общедомового имущества являются врезки в общедомовые трубопроводы Dy - 50 мм, проходящий с улицы через стену дома и кухню квартиры № на второй этаж в квартиру № и далее в остальные квартиры.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство - это установка, замена или перенос инженерных сетей, сантехники, другого оборудования квартиры, которые необходимо внести в технический паспорт жилого помещения
В техническом паспорте содержатся такие технические сведения о помещении, как материалы стен, перегородок, количество комнат, площадь, инвентаризационная стоимость объекта на момент выдачи документа.
В действующей нормативной документации отсутствуют требования необходимости при установке индивидуального прибора учета (далее ИПУ) оформлять технический паспорт квартиры и вносить в паспорт соответствующие изменения, связанные с установкой ИПУ.
Работы, связанные с установкой теплосчетчика квартиры № многоквартирного дома <адрес>, проведены с соблюдением требований законодательства: по согласованию с органом местного самоуправления принятого им решения (Статья 26. Основание проведения переустрс; перепланировки жилого помещения ЖК).
Чтобы, работы, связанные с установкой теплосчетчика, не считались переустройством квартиры истец получил разрешение от администрации территориального органа местного самоуправления поселка Буланаш (письмо ТОМС п.Буланаш № 593 от 20.12.2010г.).
Во всех квартирах многоквартирного жилого дома изначально смонтирована горизонтальная схема теплоснабжения.
Установка квартирного теплосчетчика Карат-компакт заключалась в демонтаже существующей резьбы участка подающего трубопровода между существующей арматурой (два шаровых крана) квартирного оборудования, в установке сетчатого фильтра и теплосчетчика на демонтированном участке и в замене существующего шарового крана, установленного на обратном трубопроводе на специальный шаровой кран с гнездом для установки термопреобразователя сопротивления.
По требованию специалиста ЗАО «Регионгаз-инвест» участием истца изготовлена схема переустройства квартиры, организацией, имеющей свидетельство о допуске к работам по энергетическому обследованию и отправлена в адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» заказным письмом с уведомлением (14.02.2013г.)
В действующем законодательстве указывается, что техничические условия получаются от энергоснабжающей организации (далее ЭСО) только на подключение объекта к системе теплоснабжения - либо вновь строящегося, либо реконструируемого (если при этом в соответствии с проектом реконструкции происходит увеличение нагрузки).
Реконструкция - изменение параметров объектов капитального строительства частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производстве}: объема) и качества инженерно технического обеспечения (Ст.1 п. 14 Феле от 31.12.2005 № 210-ФЗ).
Можно рассматривать устройство узла учета в квартире (ИПУ) как реконструкцию этого объекта, но при этом вряд ли требуется изменить в сторону увеличения его проектные нагрузки.
В действующем законодательстве отсутствует информация, что реконструкция это есть и установка квартирного теплосчетчика, что потребитель обязазан получать от ЭСО технические условия на ИПУ.
Потребитель тепловой энергии при установке ИПУ ничего капитатально не строит этажность не изменяет, к инженерным сетям успешно присоединился ранее.
Потребитель просто установил на двух трубах квартирного оборудования счетчик воды и один датчик температуры (один из датчиков температуры встроен в счетчик воды), не изменяя общедомовую систему теплопотребления.
В данной ситуации отсутствуют законные основания для покупки технических условий на ИПУ.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение 14 дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земе (п.7. Статья 48. Архитектурно-строительное проектирование ФЗ от 31.12.2005 года № 210-ФЗ).В документах, относящихся к вопросам капитального строительства технические ловия выдаются на присоединение к инженерным сетям неких объектов капитального роительства.
Выдача технических условий осуществляется без взимания платы (п.9. Правила лределения и предоставления технических условий подключения объекта капитального гроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83).
Зам.ген.директора ЗАО «Регионгаз-инвест» Боликов А.А. в письме, подготовленным Гапеенковым М.Н. № 01-01/281 от 11.02.2013г. на основании статьи 758. (Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ» ГК РФ) предлагает купить в ЗАО «Регионгаз-инвест» документ под названием «исходные данные для проектирования» квартирного теплосчетчика.
Истец расценил предложение зам.ген.директора ЗАО «Регионгаз-инвест» Боликова А.А.как предложение на заключение договора подряда между заказчиком - потребителем тепловой энергии и ЭСО на выполнение проектных и изыскательских работ по установке квартирного теплосчетчика.
В соответствии с пунктом 1 статьи 759 ГК РФ «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик - потребитель тепловой энергии обязан передать подрядчику - ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
Это задание на проектирование, исходные данные, необходимые для составления технической документации ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») оформляет в виде документа по названием «исходные данные для проектирования» квартирного теплосчетчика и желает продать Бурнашеву за определенную сумму.
В действительности руководителем филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйковым В.В.по настоящее время выдается документ под названием «технические условия для проектирования узла учета тепловой энергии на отопление» с оформлением письменного договора на оказание услуг по расчету исходных данных для проектирования и счета на оплату (с наименованием товара «результаты расчета исходных данных для проектирования узла учета тепловой энергии» на сумму <данные изъяты> без НДС).
Руководство ЗАО «Регионгаз-инвест» принуждает потребителей тепловой энергии (в т.ч. физических лиц) заключать договоры на оказание услуг по получению исходных данных для проектирования узла учета тепловой энергии.
При этом выдается документ под названием «Технические условия для проектирования узла учета тепловой энергии на отопление».
В счете на оплату в качестве товара указаны « Результаты расчета исходных данных для проектирования узла учета тепловой энергии».
Результаты расчетов исходных данных для проектирования не нужны ни мне, ни проектанту квартирного теплосчетчика.
В конструкторской и в проектной документации расчеты не являются обязательным документом.
В ГОСТ 2.102-68 Номенклатура конструкторских документов, указывается, что расчеты могут быть включены в пояснительную записку, а могут и не включаться.
В п.1.5. ГОСТ 2.102-68 указано, что документы, предназначенные для разового использования в производстве допускается выполнять в виде эскизных конструкторских документов.
В комментариях к табл.З ГОСТ 2.102-68 технические условия обозначены как не обязательный документ в составе проекта.
Технические условия - обычная пустая бумажка, в которой, кроме дежурных фраз, указаны договорные нагрузки.
В пункте 3.5. ГОСТ 2.114-95 указывается, что если отдельные требования установлены в стандартах или других технических документах, распространяющихся на данную продукцию, то в технических условиях эти требования не повторяют.
В Руководстве теплосчетчика Карат-компакт 4218-006-32277111- представлена вся необходимая информация для проектирования, монтажа, экспл поверки: назначение; технические характеристики; состав изделия; устройстве маркировка и пломбирование; упаковка; использование по назначению; ра; монтаж и подготовка к работе; монтаж теплосчетчика; техническое обс.т транспортирование и хранение; поверка.
Фактически Руководство теплосчетчика Карат-компакт 4218-006-3227711 является проектом на установку ИПУ.
Расчетная тепловая и весовая нагрузка системы отопления многоквартирного жилогодома <адрес>, рассчитанная по наружному объему и предоставленная в мой адрес специалистами ТСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») имеется.
Технический паспорт многоквартирного жилого дома <адрес> с общим объемом и площадью имеется.
Температурный график 95/70 °С, располагаемый напор сетевой воды 4.5кгс/см2, место установки являются едиными требованиями для всех многоквартирныхдомов, которые получают теплоноситель от теплового пункта № <адрес>.
Выбор теплосчетчика производит потребитель тепловой энергии.
Проектировщик узла учета и потребитель тепловой энергии не требуют от ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») выдать технические условия на ИПУ.
Руководитель филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйков В.В. принуждает потребителей покупать за деньги технические условия независимо от того технические условия потребителю или не нужны.
Руководитель филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйков В.В. не согласовывает проект, не принимает безупречно работающий с 2009 года ИПУ, в результате чего истец несет значительный финансовый ущерб: за отопление от сетей ЭСО, которое не получаетс 01.10.2011г., производится начисление и выставляются претензии по задолженности Бурнышева О.П. перед ЭСО.
Причина отказа руководителя филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйкова документальном оформлении ИПУ в качестве расчетного прибора за тепловую энергию - отказ в покупке исходных данных для проектирования ИПУ, поскольку истец в них совершенно не нуждается.
Вместо Акта допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя (форма определена в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя) специалистами ЗАО «Регионгаз-инвест» оформляется Акт обследования узла учета тепловой теплоносителя у потребителя (произвольная форма разработана руководителем филиала ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйковым В.В.).
Оплата за получение технических условий на ИПУ - исходных ла проектирования ИПУ не имеет никакого отношения к стандартному перечни обслуживанию своих объектов и сетей энергоснабжения ЭСО, т.е. государственный регулирующий орган не включит затраты на обследован; объекта и разработку соответствующего документа в тариф ЭСО (ЗАО «Регионгасз- инвест»).
Рекомендация - положение, содержащее совет (см. ГОСТ Р 1.12-99).
В пункте 9.1., выдаваемых потребителям тепловой энергии руководителе ЗАО «Регионгаз-инвест» Жуйковым В.В. технических условиях для проектирования узла учета тепловой энергии приводится рекомендуемый состав проектной доку технические условия; акт, определяющий границы балансовой принал документ, подтверждающий право проектной документации на проектирован; выписка из пункта 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Жуйков В.В. подтверждает, что перечень документов, указанных в п 9.1 технических условий носит необязательный характер.
С 2006 года действует Федеральный закон № ФЗ-210 согласно которому, все обременение должно быть сведено к плате за подключение к сетям энергоснабжения, тариф по которому производится эта плата - единый для всех, подключающихся к сетям шой ЭСО.
Он определяется по параметрам Инвестиционной программы ЭСО, утвержденной ганами местного самоуправления в установленном законом порядке.
Ведущий специалист Гапеенков М.И. утверждает, что для допуска в эксплуатацию ТУ необходимо представить утвержденный надлежащим образом проект переустройства квартиры и принципиальную - проектную схему теплоснабжения квартиры (письмо ЗАО «Регионгаз-инвест» № 01-01/2819 от 13.11.2012г.); для получения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической (возможности коллективного (общедомового) прибора учета необходимо обратиться в организацию, являющуюся членом саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (письмо ЗАО «Регионгаз-инвест» № 01-01/3189 от 9.12.2012г.); ЗАО «Регионгаз-инвест» не выдает технические условия на проектирование узлов учета (ОПУ и ИПУ), а выдает на основании статьи 758. «Договор подряда на ыполнение проектных и изыскательских работ» ГК РФ за отдельную плату документ под названием «Исходные данные для проектирования» (письмо ЗАО «Регионгаз-инвест» Го 01-01/281 от 11.02.2013г.).
Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (пункт 1. Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Федеральный закон « О защите прав потребителей»).
Во всех письмах (22.01.2013г., 08.02.2013г, 14.02.2013г., 01.03.2013г.) в адрес ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») истец просил направить в его адрес перечень недостающей документации для документального оформления ИПУ, установленного в квартире № 1 многоквартирного жилого дома <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01 октября 2012 года, квитанций (счетов) на выполнение всех работ силами специалистов ТСО с приложением калькуляций (смет), договоров на оказание услуг, обоснований по взиманию оплат на оказываемые услуги.
В качестве ИПУ Бурнашев О.П. выбрал квартирный теплосчетчик Карат-Компакт Dy-20 мм, установленный непосредственно на вводе трубопроводов в квартиру от места врезки в общедомовую систему отопления жилого дома у внутренней стены многоквартирного жилого дома.
В пункте 1.2. руководства квартирного теплосчетчика 4218-006-32277111-2004 РЭ указаны все минимальные и максимальные параметры сетевой воды на вводе, максимальная потеря давления при максимальном расходе 63,1 кПа, порог чувствительности счетчика 0,006 м3/ч.
В руководстве квартирного теплосчетчика 4218-006-32277111-2004 РЭ указана дополнительная информация: срок сохранности архивных и служебных данных не ограничен, срок службы теплосчетчика не менее 10 лет, межповерочный интервал 5 лет, схема установки теплосчетчика и термометра (типовой проект ИПУ).
Существующая внутридомовая система теплоснабжения жилого дома <адрес> позволяет без реконструкции схемы теплоснабжения и без капитального ремонта системы отопления установить квартирный теплосчетчик в жилом доме с горизонтальной разводкой трубопроводов.
За исключением пунктов 5 и 7 (соответственно величина и весовой нагрузки) остальные пункты выдаваемых Жуйковым В.В. технических условий выписками из Правил учета тепловой энергии и теплоносителя.
Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязуется не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального прибора учета, соответствующего требованиям законодатедьства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки. а приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исз показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа 5 следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
У исполнителя коммунальных услуг (ЭСО) отсутствуют законные основания взимания платы как за выдачу технических условий - исходных данны проектирования ИПУ, так и за опломбировку индивидуальных приборов учета.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проекнтной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту об капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность об капитального строительства (в ред. Приказов Минрегиона РФ от 23.06.2010 № " 26.05.2011 № 238, далее - Перечень), не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному рем отношении многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и кая которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования
Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объекте которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с час статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для двухэтажного трехподъездного многоквартирного жилого дома не требуется разработка проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт.
Установка квартирного теплосчетчика в квартире с горизонтальной разводкойтрубопроводов системы отопления не может являться реконструкцией икапитальнымремонтом многоквартирного жилого дома <адрес>.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического - обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия - исходных данных для проектирования ПГГ предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий (п.9. П определения и предоставления технических условий подключения объекта капнт; строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверж: Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83).
На проведение обследований по установлению наличия (отсутствия) технической возможности установки ИПУ многоквартирного жилого дома действующим законодательством не требуется специальных разрешений.
Порядок установки приборов учета используемых энергетических ре установлен Приказом Министерства энергетики РФ от 07.04.2010г. № 149.
Основной причиной отказа руководителей ЗАО «Регионгаз-инвест» до Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям пом; в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. являлось отсутствие ОПУ многоквартирного жилого дом ул.Кутузова и непосредственная форма управления многоквартирным жилым домез
Заместитель генерального директора ЗАО «Регионгаз-инвест» сообщил в письме № 01/01/1118 от 21.04.2010г.. что хотя разрешения возникшей ситуации предлагает собрать общее собрание собственников помещений дома <адрес> и поставить на голосование два вопроса: установка общего узла учета и аключение договора на управление домом с управляющей компанией; в случае положительного решения по любому из вопросов ИПУ будет признан коммерческим.
Заявления собственников квартир в адрес ЗАО «Регионгаз-инвест», ООО «ЖЭУ», ООО «Универсал» от 28.01.2011г. с просьбой о направлении дом.кому Мифтахутдиновой <адрес> договора на установку общедомового прибора учета тепловой энергии на нужды отопления, договоров на установку квартирных еплосчетчиков отправлены руководителю ЗАО «Регионгаз-инвест» заказным письмом от 01.02.2011г.
Протокол общего собрания собственников квартир многоквартирного дома <адрес> от 15.11.2012г. с просьбой о выдаче технических условий на остановку общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя и квартирных теплосчетчиков, установке специалистами ЗАО «Регионгаз-инвест» общедомового узла учета тепловой энергии и теплоносителя и квартирных теплосчетчиков, заключении шсьменных договоров теплоснабжения между ЗАО «Регионгаз-инвест» и каждым собственником квартир, направлении в адрес истца согласованного температурного графика теплоснабжения на многоквартирный дом <адрес>, направлении актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между организациями, оказывающими услуги по отоплению и собственниками квартир, направлении в мой адрес расчета общедомовых затрат на отопление отправлен заказным письмом с уведомлением в адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» 16.11.2012г.
По настоящее время истец не может получить согласие ЭСО на установку ОПУ (ответное письмо от ЗАО «Регионга-инвест» по моему письменному запросу на установку на двух вводах ВЭПС-ПБ2-32, КТПТР-06, Эльф-01; технические условия на установку ОПУ или исходные данные на проектирование ОПУ ).
Одной из необоснованных причин в отказе на установку ОПУ являлось отсутствие акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности общедомового прибора учета.
Последней необоснованной причиной в отказе на установку ОПУ является наличие бесхозных трубопроводов системы отопления от тепловых камер, находящихся в оперативном управлении ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») до наружных стен многоквартирного жилого дома <адрес> Dy= 50 мм (L= 5 м и L= 12 м по сведениям ЭСО и L= 2 м и L= 7 м по фактическим замерам).
Эти два участка не могут находиться на балансе дома <адрес> по причине того, что дом построен в 1947 году с печным отоплением, а трубопроводы к дому были подведены после 1982 года.
По мнению ведущего специалиста ЗАО «Регионгаз-инвест. в случае признания данных участков трубопроводов частью инженерно-технического оборудования многоквартирного жилого дома по вопросу установки общедомовых приборов учета необходимо обращаться в ООО «УниверсалПлюс» (см. письмо за подписью зам.ген.директора Боликова А.А.№ 01-01/555 от 12.03.2013г.).
В то же время ООО «УниверсалПлюс» не является транспортирующей организацией в п.Буланаш.
Кроме того персонал ООО «УниверсалПлюс» не прошел в Уральском управлении Ростехнадзора проверку знаний Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, поэтому не имеет права на обслуживание тепловых сетей и тепловых энергоустановок.
Руководители ЭСО (ЗАО «Регионгаз-инвест») опять принуждают собственников жилых помещений купить исходные данные для проектирования ОПУ и принять на баланс трубопроводы системы отопления вне жилого дома.
В соответствии с п.9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 с 1 июля 2010 года организции, которые осуществляют снабжение тепловой энергией и сети инженерно-техническ обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (ЭСО), обязаны осуществ. деятельность по установке приборов учета используемых энергетических ресуг снабжение которыми они осуществляют.
При этом ЭСО не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приб учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или пере которых они осуществляют.
В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, исполнитель обязан предоставить потребителю информацию о праве потребителей обратиться за установк приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении измений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 261 ФЗ не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета.
Первый раз два экземпляра проекта узла коммерческого учета тепла квартиры многоквартирного дома <адрес> УКУТ 019.007.10. отправлены для согласования с теплоснабжающей организацией заказным письмом с уведомлением адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» 22.11.2012г.
В адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» 16.11.2012г. отправлена документация по 1 установленному в квартире <адрес>: копия паспорта теплосчетчика Карат-Компакт № 26424699, установленного в квартире <адрес> с действу датой поверки; копия руководства по эксплуатации теплосчетчика Карат-Компакт: заключения Управления энергетического надзора ФС ЭТАН № 453-ТС; копия краткие технические данные теплосчетчиков» - приложение к заключению № 453-ТС; свидетельства об утверждении типа средств измерений Федерального агентств техническому регулированию и метрологии № 37554; копия описания типа средства измерений - приложения к свидетельству № 37554 об утверждении типа с измерений; копия описания теплосчетчика Карат-компакт.
В адрес ЗАО «Регионгаз-инвест», ОАО «Расчетный центр Урала», ООО «ЖЭУ ООО «УниверсалПлюс» 08.02.2013г. отправлены (в каждую организацию экземпляра) бланки актов: обследования квартиры <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета и обследования многоквартирного : дома <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета, с просьбой об оформлении соответствующих актов.
В адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» 14.02.2013г. отправлены: оригинал схемы переустройства отопления квартиры <адрес>, разработанной ООО «Гелиос». оригинал принципиальной схемы отопления квартиры <адрес>, разработанный ООО «Гелиос»; оригинал акта обследования квартиры <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета, оформленный ООО «Гелиос». оригинал акта обследования многоквартирного жилого дома <адрес> на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомового прибора учета, оформленный ООО «Гелиос»; заверенную копию свидетельства о допуске к работам по энергетическому обследованию ООО «Гелиос» № 211-2011-6602002599-01 от 07.12.2011г.; копию акта осмотра узла учета тепловой энергии на соответствие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя с участием Артемовского городского отделения общественной организации «ВДПО» с приложением свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № СД-С-071-6660001393-01 от 17.03.2010г. № СД-П-040- 6660001393-01 от 13.04.2010г.; копию акта осмотра узла учета тепловой энергии на соответствие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя с участием ООО «Водострой», организации, которая специализируется на установке ОПУ и ИПУ; копию акта осмотра узла учета тепловой энергии на соответствие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя с участием и.о. председателя ТОМС п.Буланаш Клевакина А.П.; копию акта осмотра узла учета тепловой энергии на соответствие Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя у потребителя с участием специалиста ТОМС п.Буланаш Евдокимовой Т.В.; копию письма председателя ТОМС п.Буланаш № 593 от 30.12.2010г.; копию сертификата Бурнышева О.П., выданного ООО НПП «Уралтехнология».
Заявления (отправленные заказными письмами) с просьбой о направлении представителей ЗАО «Регионгаз-инвест» для оформления акта допуска в эксплуатацию квартирного теплосчетчика истец отправлял в адрес ЗАО «Регионгаз-инвест» с определением даты обследования и допуска в эксплуатацию на 02.11.2012г., 06.11.2012г., 12.11.2012г., 19.11.2012г., 26.11.2012г., 30.11.2012г., 05.12.2012г., 07.12.2022г., 14.12.2012г.,
25.12.2012г., 15.01.2013г., 05.02.2013г., 19.02.2013г„ 26.02.2013г„ 12.03.2013г.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. перечислены среди прочего следующие обязанности исполнителя (пп. "ж", "т", "у" п. 31);
-принимать от потребителей показания ИПУ и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги;
-не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку ИПУ, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений;
-осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного ИПУ, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. указано, что исполнитель обязан осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Последний подпункт поясняет, как именно потребитель обязан выполнить требование п. п. 5 и 5.1 ст. 13 Закона об энергосбережении (обеспечить не только установку ИПУ, но и его ввод в эксплуатацию): достаточно подать заявление исполнителю (см. также п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г.), в котором сообщить дату установки ИПУ и предложить ввести его в эксплуатацию.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводите документах к прибору учета (пункт 80 Правил предоставления коммунальных собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов в ре; Постановления Правительства РФ от 27.08.2012г. № 857).
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 г. № 1140 "Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунльного комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельость в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии" ЭСО обязана раскрывать соответствующую информацию на основании письменных запросов потребителей услуг».
Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достстоверной информации об исполнителе услуг и реализуемых им услугах (пункт 1. Статья 8. потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товаре (работах, услугах Федеральный закон « О защите прав потребителей»).
Статья 541. Количество энергии. ГК РФ указывает, что количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статья 544. Оплата энергии. ГК РФ указывает, что оплата энергии производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными энергии.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные ; рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемом показаниям приборов учета.
Потребители тепловой энергии обязаны организовать коммерческий учет потребляемой тепловой энергии (п.5 ст. 19 федерального закона от 27 июля 2010 г.190-ФЗ «О теплоснабжении»).
Теплоснабжающая организация обязана принимать эти показания для расчета и производить их в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 мая 201 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователямипомещений в многоквартирных домах и жилых домов», включая общедомовую составляющую, рассчитываемую как доля примерно 30% от общедомового потребления.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документ; оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям ко; осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществ. исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого поме:: поданной исполнителю.
Статья 13 Закона об энергосбережении устанавливает обязанность, в част собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов ИПУ, а также установленных приборов учета в эксплуатацию.
Как указано в п. 8 этой же статьи, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять отвечающие требованиям, установленным законодательством РФ для выполнения действий.
В Законе отсутствует упоминание о необходимости получения специального разрешения для осуществления деятельности по установке, замене и эксплуа приборов учета.
В Законе об энергосбережении также нет указания на возмездность оказания потребителю самостоятельной услуги по вводу ИПУ в эксплуатацию в целом пломбированию в частности.
Квартирный теплосчетчик Карат-компакт по конструкции аналогичен счетчику горячей и холодной воды с дополнительными датчиками температуры (один н встроен в счетчик).
На установку счетчиков горячей и холодной воды не требуются ни проектная документация на узел учета, ни технические условия (исходные данные проектирования), ни схема переустройства квартиры, ни схема водоснабжения, и исследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета.
На установку электрического счетчика не требуются ни проектная документация на узел учета, ни технические условия (исходные данные для проектирования), ни схема реустройства квартиры, ни схема электроснабжения, ни акт обследования на предмет установленияналичия(отсутствия) технической возможности установкидивидуального прибора учета.
Для установки индивидуальных счетчиков горячей и холодной воды, электрических счетчиковдостаточно купить счетчики, установить и вызвать представителя соответствующей услуги для документального оформления [дивидуального прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого уществляется расчет размера платы за коммунальные услуги.
Требования по установке ИПУ одинаковы для всех счетчиков и определяются постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Действующим нормативным законодательством для документального оформления индивидуального прибора учета тепловой энергии в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги не предусматривается разработка и согласование с ЭСО проектной документации на :тановку ИПУ.
Наличие исходных данных для проектирования и расчетов в проектной документации на установку ИПУ не является обязательной составляющей проекта.
Требования ЭСО о предоставлении в их адрес: утвержденного надлежащим образом проекта переустройства квартиры; схемы теплоснабжения квартиры; акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета; принуждение к оплате за получение документа подназванием «исходные данные для проектирования ИПУ»; отказ в согласовании проекта ИПУ являются противозаконными действиями со стороны специалистов ЗАО «Регионгаз-инвест».
Теплоснабжающая организация организует разнообразные противозаконные действия по недопущению документального оформления индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого должен существляться расчет размера платы за коммунальные услуги и по ограничению в становке ОПУ в многоквартирном жилом доме с непосредственной формой управления.
С 14.03.2013г. по настоящее время со стороны специалистов ЗАО «Регионгаз- инвест» не выполняются действия по документальному оформлению индивидуального [рибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги и производству перерасчета по начислениям за тепловую энергию от сетей ЗАО «Регионгаз-инвест», которую истец не использует в своей квартире с 01.10.2011 года.
По состоянию на 01.10.2011 года задолженность за начисленную тепловую шергию по отоплению квартиры <адрес> отсутствует.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным с исковом заявлении.
Представитель ответчика, исковые требования не признал, доводы изложил в письменном отзыве на л.д. 101-103, из которого следует, что с доводами, изложенными Бурнышевым О. П. (далее - Истец) в исковом заявлении от 03.04.2013 об обязании произвести документальное оформления индивидуального прибора учета тепловой энергии, перерасчете платы за отопление ЗАО Регионгаз-инвест» (далее - Общество, Ответчик) не может согласиться по следующим основаниям.
Согласно п. 1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» (далее - Правила юта), утвержденных Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 №Вк-4936 и зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ 25.09.1995 за №954, требования указанных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки отребителя.
Определение термина «Потребитель тепловой энергии» дано в указанных Правилах чета - это юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие становки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.
Пунктом 1.3. Правил учета установлено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя. Установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Порядок допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя регулируется положениями раздела 7 Правил учета.
Пунктом 7.3. Правил учета определено, что в случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается.
В разделе 5.2. Правил учета сформулированы требования к метрологическим характеристикам приборов учета.
Так, в соответствии с п. 5.2.4. водосчетчики должны обеспечивать измерение массы ( объема) теплоносителя с относительной погрешностью не более:
- 2% в диапазоне расхода воды и конденсата от 4 до 100%.
Согласно представленного Истцом на согласование Проекта узла коммерческого учета теплоты УКУТ 019.007.10. минимальный расход сетевой воды на отопление предполагается ным 0,24 т/ч, выбран теплосчетчик Карат-компакт с датчиком расхода Ду20.
Из технических характеристик теплосчетчика, указанных в разделе 2.3 руководства по плуатации на стр. 7, следует, что выбранный Истцом теплосчетчик при диаметре проточной части 20 мм имеет переходный расход равный 0,25 м3/час (Gn= 0,25м3/час) и минимальный расход равный 0,1 м3/час (Gmin= 0,1 м3/час).
В диапазоне от Gminдо Gnпогрешность измерения расхода объёма теплоносителя ;на 5%, в диапазоне от Gnдо Gmax- 2%.
При выбранном диаметре теплосчетчика Ду20 переходный расход объёма теплоносителя (0,25 м3/час) после перевода из «м3/час» в «т/ч» составляет:
-0,24821 т/ч при Т = 40 °С;
-0,24057 т/ч при Т = 95 °С.
Таким образом, при минимальном расходе сетевой воды на отопление 0,24 т/ч (0,24213 "час) измерение массы (объема) теплоносителя обеспечивает с погрешностью 5% (0,25 ""час > 0,24213 м3/час).
Выбранный Истцом теплосчетчик подобран некорректно и не обеспечивает измерение юсы (объема) теплоносителя с относительной погрешностью не более 2% в диапазоне схода воды и конденсата от 4 до 100%.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилоепомещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги расчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по эказаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.
Ответчик в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила 1°354), осуществляет расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги.
В целях реализации Постановлений Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и от 27.08.2012 №857 «Об особенностях применения в 2012 - 2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» Правительство Свердловской области Постановлением от 12.09.2012 №990-ПП приняло следующее решение:
- применять при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Свердловской области в 2012 - 2014 годах порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее - Правила №307), используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30 июня 2012 года.
Согласно п.1 Изменений в Правила №354, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 №857, пункты 15-28 и пункты 1-4 Приложения №2 кПравил №307 подлежат применению в части касающейся порядка расчета платы за отопление.
В период октябрь 2012 года по май 2013года Истцу расчет размера платы за коммунальную услугу «отопление» производился:
- исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, по причине отсутствия индивидуальных приборов учета и отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии - в соответствии с пп. «а» п. 19. Правил №307 (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354), согласно которому при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения №2 к настоящим Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не признал исковые требования, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве.
В ходе судебного разбирательства в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований было привлечено Уральское Управление Ростехнадзора.
В судебное заседание представитель Уральского Управления Ростехнадзора не явился, был извещен о дате, времени и месте рассмотрения гражданского дела надлежащим образом, представил письменный отзыв ( л.д.), в котором указал, что на основании п. 1.9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированных Министерством юстиции РФ 25.09.1995 г. № 954, все работы по оборудованию узла учета должны выполняться только организациями, имеющими лицензию Главгосэнергонадзора России.
Согласно п. 7.1 допуск в эксплуатацию узла учета потребителей осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий Акт.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй -представитель энергоснабжаюшей организации. Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узла учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
-проект на узел учета, согласованный энергоснабжающей организацией
- паспорта на приборы узла учета
- документы о поверке прибора узла учета с действующим клеймом госповерителя
-смонтированы и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
На основании п. 7.2 Правил при допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
Соответствие заводских номеров на приборы учета указанных в их паспортах
-соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета диапазонам измеряемых параметров
-качестве монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и технической документации
- наличие пломб.
На основании п.7.3 Правил в случае выявления не соответствия требованиям правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в Акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Согласно п. 7.4 Правил при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения Акта. Представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы учета тепловой энергии и теплоносителя.
На основании п. 7.5 Правил, учел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя.
Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания Акта о приемке в эксплуатацию.
Юридический статус ответчика подтвержден свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ( л.д.113), свидетельством о постановке на учет юридического лица по месту нахождения на территории Российской Федерации ( л.д.114). Уставом Закрытого акционерного общества « Регионгаз-Инвест» ( л.д. 104-112), в соответствии с которыми Закрытое акционерное общество « Регионгаз-Инвест» является действующим самостоятельным юридическим лицом.
Из совокупности представленных и исследованных в ходе судебного разбирательства письменных материалов дела установлено, что Бурнашев О.П. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права ( л.д.100).
С 01.01.2011 года единой теплоснабжающей организацией в пос. Буланаш Артемовского района Свердловской области является Закрытое акционерное общество « Регионгаз-Инвест», что подтверждено письмом ( л.д.10), не оспорено стороной ответчика в ходе судебного разбирательства.
03.12.2012 года в квартире истца было проведено обследование, в результате которого установлено наличие горизонтальной последовательной квартирной разводки отопления ( л.д.12).
11.02.2013 года было проведено обследование ООО «Гелиос» на предмет установления наличия технической возможности установки индивидуального прибора учета, по результатам обследования был оформлен акт ( л.д.43).
Из акта от 11.02.2013 года ( л.д.43) следует, что при проведении осмотра с применением рулетки и штангенциркуля было проведено обследование на установления наличия технической возможности установки индивидуального прибора учета, установлено, что имеется техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии на подающем трубопроводе Dy= 20 мм в водяных закрытых системах теплоснабжения в квартире с горизонтальной разводкой системы отопления.
Теплосчетчик КАРАТ-Компакт устанавливается в отапливаемом помещении с температурой окружающего воздуха от 0до +50 о С и относительной влажностью не более 80 %.
11.02.2013 года было проведено обследование ООО «Гелиос» на предмет установления наличия технической возможности установки общедомового прибора учета, по результатам обследования были оформлены акт ( л.д.44).
Из акта от 11.02.2013 года ( л.д.44) следует, что при проведении осмотра установлено, что имеется техническая возможность установки общедомового прибора учета тепловой энергии в водяных закрытых системах теплоснабжения в многоквартирном жилом доме <адрес>.
Полномочия ООО «Гелиос» на проведения работ по энергетическому обследованию подтверждено свидетельством на л.д.45.
Согласно свидетельства о государственной регистрации ( л.д.154) ЗАО «Регионгаз-инвест» является собственником нежилого объекта- « Буланашская теплоэнергоцентраль».
Из договора № Бул 8494112 от 31.08.2012 года ( л.дл.155-160) следует, что между ООО «Универсал Плюс» и ЗАО «Регионгаз-инвест» был заключен договор на оказание услуг по осуществлению организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание технических устройств тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническим регламентами требованиям и т.д.
Порядок заключения договора, регулирующего порядок установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержден Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", из которого следует, что настоящий порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).
Договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - исполнитель), и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственник (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) (далее - заказчик) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя (далее - объект заказчика), в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Рассматривая исковые требования Бурнышева О. П. к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-инвест» об обязании провести документарное оформление индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01.10.2012 года суд учел, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения", индивидуального, общего (квартирного) техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 вышеуказанного приказа, в соответствии с которым одним из критериев, являющихся основанием для установки прибора учета является тот факт, что при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Для заключения договора заказчик - физическое лицо направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать:
1) сведения о предмете договора;
2) фамилию, имя, отчество заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;
3) адрес объекта, подлежащего оснащению прибором учета, с указанием предполагаемого места установки прибора учета;
4) требования заказчика к прибору учета, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.
К заявке заказчика - физического лица прилагаются копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.
С 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
ст. 13, Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Узел учета тепловой энергии оборудуется средствами измерения (теплосчетчиками, водосчетчиками, тепловычислителями, счетчиками пара, приборами, регистрирующими параметры теплоносителя, и др.), зарегистрированными в Государственном реестре средств измерений и имеющими сертификат Главгосэнергонадзора Российской Федерации.
При использовании для учета тепловой энергии теплосчетчиков, тепловычислителей и счетчиков массы (объема), реализующих принцип измерения расхода теплоносителя методом переменного перепада давления (где в качестве сужающего устройства используется диафрагма, сопло или другое сужающее устройство, выполненное в соответствии с требованиями РД 50-411-83), узел учета должен быть аттестован в индивидуальном порядке Госстандартом и согласован с Госэнергонадзором.
Каждый прибор учета должен проходить поверку с периодичностью, предусмотренной для него Госстандартом. Приборы учета, у которых истек срок действия поверки и (или) сертификации, а также исключенные из Реестра средств измерений, к эксплуатации не допускаются.
Выбор приборов учета для использования на узле учета потребителя осуществляет потребитель по согласованию с энергоснабжающей организацией.
В случае разногласий между потребителем и энергоснабжающей организацией по типам приборов учета окончательное решение принимается Госэнергонадзором, что установлено Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго 12.09.195 № ВК-4636.
В указанных правилах установлены требования к метрологическим характеристикам приборов учета, измеряющих тепловую энергию, массу (объем) воды, пара и конденсата и регистрирующих параметры теплоносителя для условий эксплуатации, определенных Договором.
Теплосчетчики должны обеспечивать измерение тепловой энергии горячей воды с относительной погрешностью не более:
- 5%, при разности температур между подающим и обратным трубопроводами от 10 до 20 град. С;
- 4%, при разности температур между подающим и обратным трубопроводами более 20 град. С.
При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспорта и проектной документации;
- наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается, и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Узел учета источника теплоты считается пригодным для ведения учета отпуска тепловой энергии и теплоносителя с момента подписания акта представителем источника теплоты, представителем Госэнергонадзора и представителем тепловых сетей.
Решение о допуске узла учета тепловой энергии в эксплуатацию при возникновении разногласий принимается региональным управлением Госэнергонадзора.
Допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт (Приложение 4). Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Для допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию представитель потребителя должен предъявить:
- принципиальную схему теплового пункта;
- проект на узел учета, согласованные с энергоснабжающей организацией;
- паспорта на приборы узла учета;
- документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя;
- технологические схемы узла учета, согласованные с органом Госстандарта (это требование относится только к приборам, измеряющим массу или объем теплоносителя методом переменного перепада давления);
- акт о соответствии монтажа требованиям Правил измерения расхода газов и жидкостей стандартными сужающими устройствами РД 50-213-80 (это требование относится только к приборам, измеряющим расход теплоносителя методом переменного перепада давления);
- смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии и теплоносителя, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя.
При допуске узла учета в эксплуатацию должны быть проверены:
- соответствие заводских номеров на приборы учета с указанными в их паспортах;
- соответствие диапазонов измерений устанавливаемых приборов учета со значениями измеряемых параметров;
- качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям паспортов и проектной документации;
- наличие пломб.
В случае выявления несоответствия требованиям настоящих Правил узел учета в эксплуатацию не допускается и в акте приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов Правил, положения которых нарушены.
Из совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства письменных материалов дела установлено, что в квартире истца установлен прибор Карат-компакт.
Технические характеристики данного прибора указаны в паспорте ПС 4218-006-32277111-2004 ( л.д.197-200), руководстве по эксплуатации РЭ 4218-006-32277111-2004 ( л.д.177-196), в соответствии с которыми теплосчетчик при диаметре проточной части 20 мм имеет переходный расход равный 0,25 м3/час (Gn= 0,25м3/час) и минимальный расход равный 0,1 м3/час (Gmin= 0,1 м3/час).
В диапазоне от Gminдо Gnпогрешность измерения расхода объёма теплоносителя - 5%, в диапазоне от Gnдо Gmax- 2%.
При выбранном диаметре теплосчетчика Ду20 переходный расход объёма теплоносителя (0,25 м3/час) после перевода из «м3/час» в «т/ч» составляет:
-0,24821 т/ч при Т = 40 °С;
-0,24057 т/ч при Т = 95 °С.
Данные выводы подтверждены проектом узла коммерческого учета тепла УКУТ 019.007.10, представленного в ходе судебного разбирательства ( л.д.208-213).
Кроме того, суд учел, что проект узла коммерческого учета тепла УКУТ 019.007.10 не согласован с энергоснабжающей организацией, а ЗАО « Дорожный центр внедрения новой техники и технологий Свердловской железной дороги».
На основании вышеизложенного, суд принял во внимание доводы стороны ответчика о том, что установленный прибор учета не позволяет обеспечивать измерение тепловой энергии горячей воды с относительной погрешностью, установленной нормативными документами, следовательно, узел учета в эксплуатацию не может быть допущен, исковые требования в части обязания провести документарное оформление индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01.10.2012 годаУчет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию удовлетворению не подлежат.
Учитывая, что прибор, установленный в квартире истца, не был надлежащим образом принят в эксплуатацию, следовательно, отсутствуют основания для перерасчета платы за теплопотребление на нужды отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии.
В ходе судебного разбирательства не установлено, что действиями ответчика были нарушены права истца как потребителя тепловой энергии, не представлено достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих причинение истцу противоправными действиями ответчика физических и нравственных страданий, отсутствуют основания, предусмотренные законом для взыскания компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Бурнышева О. П. к Закрытому акционерному обществу «Регионгаз-инвест» об обязании провести документарное оформление индивидуального прибора учета тепловой энергии, установленного в квартире <адрес> в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги с 01.10.2012 года, обязании юридическое лицо - Закрытое акционерное общество «Регионгаз-инвест» произвести перерасчет платы за теплопотребление на нужды отопления в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета тепловой энергии на сумму <данные изъяты>, о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> отказать.
Разъяснить сторонам, что с мотивированным решением могут ознакомиться 02.10.2013 года.
Направить копию решения лицам, не принимавшим участия в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме с подачей жалобы через Артемовский городской суд.
Судья С.Г.Смердова