Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года г. Ачинск Красноярского края
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Киняшовой Г.А., при секретаре Казаковой А.Е.,
с участием:
представителей истца Савельевой Е.А. – адвоката Новикова Е.С., действующего на основании ордера № 190 от 24 сентября 2021 года (т.1 л.д.37), Щербак В.М., действующей на основании письменного ходатайства истца (т.2 л.д.55),
представителя ответчика КГБУЗ «Ачинская МРБ» Чёкиной Т.В., действующей на основании доверенности от 25 января 2022 года № 01, сроком действия в течение одного года (т.2 л.д.165),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Савельевой Елены Александровны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» о взыскании заработной платы, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты труда за сверхурочную работу, персональной выплаты за сложность и напряженность, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Савельева Е.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском к КГБУЗ «Ачинская МРБ», мотивируя свои требования тем, что между ней и ответчиком 01 января 2017 года был заключен трудовой договор № 1238 о приеме ее на работ у в качестве № терапевтического отделения № 1, а также трудовой договор по совместительству, экземпляр которого ей не был выдан, в соответствии с которыми ей были установлены следующие надбавки: районный коэффициент – 30%; за стаж работы в южных районах Красноярского края – 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда – 15%; за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения – 25%; выплата за квалификационную категорию – 33%; надбавка за своевременное повышение квалификации – 5%; а также выплаты стимулирующего характера с соответствии с положением об оплате труда. Трудовыми договорами ей установлена 38,5-часовая рабочая неделя, а дополнительными соглашениями к трудовым договорам при работе в инфекционном госпитале - 36-часовая рабочая неделя, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительные отпуска - 8 и 14 дней. Положением об оплате труда КГБУЗ «Ачинская МРБ» утверждены стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19, в том числе для среднего медицинского персонала в размере 75 000,00 руб. в месяц с учетом районного коэффициента и северной надбавки, предоставляемая с апреля 2020 года по октябрь 2020 года. С целью проверки правильности начисления ей заработной платы, ею были запрошены у работодателя соответствующие документы, после предоставления которых было установлено, что заработная плата с учетом всех подлежащих выплат начислялась ей не в полном объеме, оплата сверхурочных часов работы не производилась, выходные дни не предоставлялись. При исчислении заработной платы истцу ответчик выплаты за работу в праздничные и выходные дни, а также за работу в ночное время производил не в полном объеме. Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года №415 и постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2020 года №484 произведены не в полном объеме. При этом работодателем был необоснованно исчислен и удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с выплат стимулирующего характера. Также истцу никогда не производилась выплата предусмотренной п. 4.5 Положения об оплате труда персональной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% должностного оклада. В связи с указанными обстоятельствами, истец Савельева Е.А., с учетом неоднократного уточнения своих исковых требований, просила взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную ей заработную плату за период с июля 2020 года по июнь 2021 года, выплаты за сверхурочную работу, персональную выплату за сложность и напряженность, незаконно удержанный НДФЛ, отпускные выплаты, всего согласно представленному расчету в общей сумме 1 058 337,31 руб., а также компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав в размере 100 000,00 руб. (т.1 л.д.2-9, т.2 л.д.1,59,147).
Судом привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство здравоохранения Красноярского края и Межрайонная инспекция ФНС России №4 по Красноярскому краю (т.2 л.д.6).
Истец Савельева Е.А., извещенная о дне слушания дела надлежащим образом (т.2 л.д.158), в судебное заседание не явилась, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в случае ее неявки в ее отсутствие (т. 1 л.д.71).
Представители истца Щербак В.М. и адвокат Новиков Е.С. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования в последней уточненной редакции искового заявления. При этом представитель истца Щербак В.М. дополнительно пояснила суду, что истцу не полном объеме производилась доплата за высшую квалификационную категорию, которая предусматривает увеличение оклада на 133 процента, а фактически доплачивает только 33 процента. Также доплата за работу в ночное время подлежала исчислению с учетом позиции Конституционного суда РФ, приведенной в постановлении от 28.06.2018 №26-П, на заработную плату, включая не только оклад, но и полагающиеся истцу выплаты, входящие в состав заработной платы. За работу в инфекционном госпитале в период с июля по октябрь 2020 года истцу полагались выплаты по постановлению Правительства РФ №484, также и по внутреннему совместительству, иначе работу по внутреннему совместительству следует расценивать как сверхурочную работу.
Представитель ответчика КГБУЗ «Ачинская МРБ» Чёкина Т.В. в судебном заседании требования истца не признала, указав, что заработная плата начислена и выплачена истцу в соответствии с требованиями трудового законодательства. Приказы о назначении истцу выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы в спорный период не издавались.
Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Красноярского края в суд не явился, извещен надлежащим образом (т. 2 л.д.158), направил письменный отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 2л.д.14-25).
Представитель третьего лица МРИ ФНС России №4 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (т.2 л.д.137), возражений и ходатайств не представил.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные письменные доказательства, суд считает исковые требования Савельевой Е.А. подлежащими частичному удовлетворению в следующем объеме и по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труд.
В силу требований ст. 2 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) одним из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В этой связи ст. 21 ТК РФ предусматривает право работника, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а ст. 22 ТК РФ - обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 ст. 135 ТК РФ).
Согласно ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со ст. 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Постановлением администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 года №160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 года размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в размере - 1,30.
На основании Постановления Министерства труда РФ от 11 сентября 1995 года №49, в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.
Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в размере - 1,30, применяется и на территории г. Ачинска Красноярского края.
Кроме того, согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
На основании ч. 1 ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.
В силу ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года №415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые действовали до 01 ноября 2020 года, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30 октября 2020 года №1762.
В п. 10 данных Правил указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат. Подпунктом «з» указанного пункта установлено, что размер выплат среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, должен составлять 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года №484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в п. 11 которых предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам – 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу – 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу – 25 тыс. рублей в месяц.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 09 декабря 2009 года №521-орг утверждены Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (Приложение №1 к приказу), в соответствии с п. 8.3 которого (приказом Минздрава Красноярского края от 05 апреля 2021 года №22-н п. 8.3 признан утратившим силу с 01 апреля 2021 года) выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах: младшему медицинскому работнику, иному работнику, обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, из числа работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь в условиях стационара в размере 18750 руб.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется в период с марта 2020 года по март 2021 года и осуществляется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями (в редакции приказов Министерства здравоохранения Красноярского края от 13 июля 2020 года №23-н, от 31 июля 2020 года №27-н, от 09 октября 2020 года №41-н, от 30 октября 2020 года №51-н, от 25 ноября 2020 года №59-н, от 20 января 2021 года №4-н).
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью (в редакции приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 31 июля 2020 года №27-н).
Как следует из материалов дела, на основании трудового договора от 01 января 2017 года № 1238, заключенного после реорганизации медицинского учреждения, Савельева Е.А. принята на основную работу в КГБУЗ «Ачинская МРБ» в качестве № № в терапевтическое отделение филиала № 1 на неопределенный срок. Датой начала работы в учреждении является - 05 июля 2004 года. В соответствии с заключенным трудовым договором работнику установлен режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами, с сокращенной продолжительностью рабочего времени 38,5 часовой рабочей неделей. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4536,00 руб., а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент – 30% и северная надбавка – 30%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 25%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (т.1 л.д.184-185).
На основании дополнительного соглашения к вышеуказанному трудовому договору, заключенного 19 декабря 2018 года, Савельева Е.А. с 01 января 2019 года переведена на должность № № 3 КГБУЗ «Ачинская МРБ», ей установлен должностной оклад в размере 5285,00 руб., ежегодные оплачиваемые отпуска - основной продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края. Условия труда работника на рабочем месте соответствуют классу/подклассу 3.1. Остальные условия трудового договора, не затронутые данным дополнительным соглашением, остались неизменными (т.1 л.д.186).
В связи с распространением в начале 2020 года на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COVID-19, на базе инфекционного отделения КГБУЗ «Ачинская МРБ» был открыт базовый инфекционный госпиталь (БИГ).
В соответствии с дополнительным соглашением от 24 мая 2020 года к трудовому договору от 01 января 2017 года № 1238, Савельева Е.А. была переведена временно с 24 мая 2020 года по 23 июня 2020 года в инфекционное отделение базовый инфекционный госпиталь филиала № КГБУЗ «Ачинская МРБ» на должность № На период работы работнику была установлена 36 часовая рабочая неделя, должностной оклад в размере 4920,00 руб., выплата компенсационного характера - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15% (т.1 л.д.15).
Аналогичные дополнительные соглашения были заключены с Савельевой Е.А. 22 июля 2020 года на срок с 22 июля 2020 года по 21 августа 2020 года с установлением должностного оклада в размере 5412,00 руб.(т.1 л.д.187), 21 сентября 2020 года на срок до двух месяцев, начиная с 21 сентября 2020 года (т.1 л.д.188), 06 ноября 2020 года на срок с 06 ноября 2020 года по 11 ноября 2020 года с установлением должностного оклада в размере 5574,00 руб. (т.1 л.д.189), 01 декабря 2020 года на срок с 02 декабря 2020 года временно (т.1 л.д.190), 07 июня 2021 года на срок с 07 июня 2021 года временно (т.1 л.д.191).
Кроме того, 07 июня 2021 года между Савельевой Е.А. и КГБУЗ «Ачинская МРБ» был заключен срочный трудовой договор № 1035, в соответствии с которым Савельева Е.А. была принята на работу с 07 июня 2021 года в инфекционное отделение базовый инфекционный госпиталь филиала №1 КГБУЗ «Ачинская МРБ» на должность № в порядке внутреннего совместительства, на период выполнения временных работ. Работнику установлен режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами, сменный характер работы. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 5574,00 руб., а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент – 30%, северная надбавка – 30%, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 15%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 25%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах <адрес>, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (т.1 л.д.192-193).
Данных о заключении между Савельевой Е.А. и КГБУЗ «Ачинская МРБ» иных трудовых договоров в порядке внутреннего совместительства, в том числе в период с июля 2020 года по май 2021 года, сторонами суду не представлено, однако из табелей учета рабочего времени за указанный период и расчетных листов Савельевой Е.А. следует, что кроме основной работы она также работала по внутреннему совместительству в качестве медицинской сестры палатной (постовой) в инфекционном отделении базового инфекционного госпиталя филиала №1 КГБУЗ «Ачинская МРБ».
В обоснование заявленных требований о взыскании недоплаченной заработной платы за период с июля 2020 года по июнь 2021 года, истец указывает, что, учитывая установленные действующим законодательством для медицинских работников сокращенную продолжительность рабочего времени и ограничения продолжительности работы по совместительству, она привлекалась к выполнению должностных обязанностей по основной работе и по внутреннему совместительству сверх установленной нормальной продолжительности рабочего времени. Однако, оплата сверхурочных часов работы истцу не производилась, выходные дни не предоставлялись.
Согласно п. 2 ст. 91 Трудового кодекса РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. При этом Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников, в том числе медицинских работников (п. 5 ст. 92 Трудового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 94 Трудового кодекса РФ для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
В соответствии с частью первой ст. 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Разделом IV Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 года №101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена для медицинских работников, в том числе среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно оказывающих медицинскую помощь и обслуживающих больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах, кабинетах организаций здравоохранения (приложение №1 к указанному Постановлению).
Согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей. В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством. Особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2003 года №197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» установлено, что особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры определяются Министерством труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ и Министерством культуры РФ и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Подпунктом «а» п. 1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 года №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», изданного по согласованию с вышеперечисленными министерствами, установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Так, указанные категории работников вправе осуществлять работу по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Как следует из содержания абзаца 4 подп «б» п. 1 вышеуказанного постановления Минтруда РФ продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Статьей 285 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Пунктом 3.3 коллективного договора КГБУЗ «Ачинская МРБ» установлено, что в связи с низкой укомплектованностью медицинским персоналом и для выполнения основной функции КГБУЗ «Ачинская МРБ» в подразделениях ведется суммированный учет рабочего времени при сменном графике работы с учетным периодом, составляющим год. При сменном графике работы допускается совместительство с оплатой за фактически отработанное время, при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1,0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период.
Как следует из представленных с уточненным иском расчетов истец указывает, что работая в базовом инфекционно госпитале, она привлекалась к сверхурочной работе по основной работе и по внутреннему совместительству в августе 2020 года, октябре 2020 года, декабре 2020 года, в марте 2021 года и июне 2021 года, в связи с чем ей подлежит доплата за работу в сверхурочное время.
Согласно данным табелей учета рабочего времени и расчетным листкам Савельева Е.А. в августе 2020 года отработала 108,0 час. по основной работе и 144,0 час. по внутреннему совместительству (т.2 л.д.97,112-113). Норма рабочего времени в августе 2020 года по 36-часовой неделе согласно производственному календарю составляла 151,2 час. Сверхурочная работа у истца в этом месяце отсутствует.
В октябре 2020 года истец отработала 100,8 час. по основной работе и 139,2 час. по совместительству при норме рабочего времени в октябре 2020 года 158,4 час. Сверхурочная работа отсутствует.
В декабре 2020 года истец отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 157,4 час., по совместительству 82,6 час. при норме рабочего времени в декабре 2020 года по 36-часовой неделе - 164,6 час., что свидетельствует об отсутствии у истца сверхурочной работы.
В марте 2021 года истец отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 122,4 час. и по совместительству 69,6 час. при норме рабочего времени в марте 2021 года при 36-часовой недели, составляющей 158,4 час.
В июне 2021 года истец отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 121,4 час. и по совместительству 46,1 час. при норме рабочего времени в июне 2021 года при 36-часовой недели - 150,2 час.
Таким образом, суд считает установленным, что в оспариваемые периоды истец к сверхурочной работе не привлекалась.
Доводы представителя истца о том, что, исходя из положений части третьей ст. 94 Трудового кодекса РФ, истец могла быть привлечена к работе по внутреннему совместительству при 36-часовой рабочей неделе не более чем на 12 час. в неделю, основаны на неправильном толковании данной нормы права.
Часть третья статьи 94 Трудового кодекса РФ, вопреки утверждению заявителя, не регулирует вопросы установления сокращенной продолжительности рабочего времени, она предоставляет работникам и работодателям в лице уполномоченных представителей возможность прийти к соглашению об увеличении продолжительности ежедневной работы (смены) при сохранении количества рабочих часов в неделю и не предполагает установления общей продолжительности рабочего времени как для основных работников так и для совместителей.
Учитывая, что истец осуществляла совмещенную трудовую деятельность у ответчика на основании отдельных трудовых договоров, а установление Министерством труда и социального развития РФ возможности привлечения работника из категории среднего медицинского персонала по внутреннему совместительству продолжительностью работы в течение месяца по каждому трудовому договору в пределах месячной нормы рабочего времени, не противоречит нормам Трудового кодекса РФ, работа Савельевой Е.А. по совместительству выполнялась с её согласия, суд приходит к выводу, что произведенная ответчиком оплата пропорционально отработанному времени, на основании указанных трудовых договоров, соответствует требованиям ст. 285 Трудового кодекса РФ.
Требования истца о взыскании недоначисленной ответчиком доплаты за наличие у истца высшей квалификационной категории, исчисляемой, по мнению истца, в размере 133% от оклада суд также считает необоснованными в связи со следующим.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 19 мая 2015 года № 152А Савельевой Е.А. была присвоена высшая квалификационная категория по специальности "сестринское дело" (т.2 л.д.167).
Как следует из п. 2.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Ачинская МРБ» оклады медицинских работников учреждения увеличиваются при условии наличий квалификационной категории, в том числе для средних медицинских работников имеющих высшую квалификационную категорию, на 1,33 (т.1 л.д.44-45).
Согласно, расчетным листам истцу ежемесячно начислялись выплаты за квалификационную категорию в размере 33% от оклада (т.2 л.д.109-130).
Доводы истца о необходимости увеличения оклада на 133% являются несостоятельными. Увеличение оклада на коэффициент 1,33 равнозначно увеличению на 33%.
Требования о доначислении за спорный период дополнительной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы также не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопреки доводам истца предусмотренная п. 4.5 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Ачинская МРБ» (т.1 л.д.46) персональная выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% оклада, устанавливаемая конкретному работнику на период не более трех месяцев при исполнении работником своих функциональных обязанностей в условиях, существенно отличающихся от нормальных (особый режим, тяжесть, сложность, повышенные требования к качеству работы), назначается в каждом конкретном случае руководителем учреждения. Однако, как следует из пояснений представителя ответчика, приказы о назначении истцу таких выплат в спорный период не издавались, оснований начисления истцу таких выплат в спорный период не имеется.
В соответствии с п. 3.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Ачинская МРБ» выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работникам Учреждения осуществляются в соответствии с действующим законодательством (т.1 л.д.45).
Пунктом 5.22 Коллективного договора КГБУЗ «Ачинская МРБ» (т.1 л.д.105) установлено, что доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) производится работникам на основании Положения об оплате труда работников КГБУЗ «Ачинская МРБ», в размере 50 или 100% от часовой ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, в соответствии с Перечнем структурных подразделений и должностей работников учреждения, которым устанавливается выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при работе в ночное время (п. 3.3.1 Положения об оплате труда), согласно которому для медицинских сестер (палатных) инфекционного отделения доплата за работу в ночное время установлена в размере 100% (Приложение №3 к Положению об оплате труда) (т.1 л.д. 50-51).
Истцом количество отработанных в спорный период в ночное время часов не оспаривалось. При этом доводы представителя истца о необходимости исчисления доплаты за работу в ночное время с учетом позиции Конституционного суда РФ от 28.06.2018 №26-П, суд признает несостоятельной и основанной на неверном толковании норм права и правоприменительной практики, поскольку названным постановлением Конституционного суда оценка конституционности положений ст. 154 Трудового кодекса РФ дана не была.
Согласно представленным расчетным листкам (т.1 л.д.238-253т.2 л.д.109-130), истцу при работе в базовом инфекционном госпитале производились начисления за работу в ночное время в размере 100% от должностного оклада, рассчитанного за один час работы путем деления установленного истцу оклада на количество часов, установленной в соответствующем месяце нормы рабочего времени.
Требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы за работу в праздничные дни в марте и июне 2021 года суд считает не подлежащими удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).
Согласно п.3.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» часть первая статьи 153 Трудового Кодекса Российской Федерации рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы – оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной и нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный день.
Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных и тем самым- к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.
Соответственно при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки ( части оклада(должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Выявленный в Постановлении Конституционного Суда от 28 июня 2018 года № 26-П конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное толкование в правоприменительной практике.
Как следует из табеля учета рабочего времени и расчетного листка по начислению истцу заработной платы в марте 2021 г ода истец привлекалась к работе в праздничные дни 8 часов (т.1 л.д.104), за которые ей начислено 501,1 руб. (т.1 л.д.240), а также при оплате данных часов в окладе от количества отработанных часов (158,4 час.) сумма начислений составит 5574 руб. (начислен оклад)/158,4 час.=35,19 руб. (стоимость 1 часа); 35,19 руб. *8 час. (праздничные)= 281,52 руб. Всего за работу в праздничные дни истцу выплачено 501,1 +281,52 =782,62 руб.
С учетом позиции Конституционного суда размер заработной платы за праздничные дни составит: 12792 руб. (МРОТ)+1126,06 руб. (ночные) =13918,06 руб.
13918,06 руб./158,4 час (отработанные часы)=87,87 руб. (стоимость 1 часа)
87,87 руб. *8 час. =702,96 руб.
Таким образом, задолженности по оплате праздничных дней не имеется, т.к. работодателем произведена оплата праздничных часов в большем размере.
В июне 2021 года истец отработала 8 часов в праздничный день – 12 июня. Согласно расчетному листу ей произведена оплата в размере 528,45 руб., а также при оплате данных часов в окладе от количества отработанных часов (150,2 час.) сумма начислений составит 5574 руб. (начислен оклад)/150,2 час.=37,11 руб. (стоимость 1 часа); 37,11 руб. *8 час. (праздничные)= 296,88 руб. Всего за работу в праздничные дни истцу выплачено 528,45 +296,88 =825,33 руб.
С учетом позиции Конституционного суда размер заработной платы за праздничные дни составит: 12792 руб. (МРОТ)+742,21 руб. (ночные) =13534,21 руб.
13534,21 руб./150,2 час (отработанные часы)= 90,11 руб. (стоимость 1 часа)
90,11 руб. *8 час. =720,88 руб.
Таким образом, требования истца о доначислении доплаты за работу в нерабочие праздничные дни в марте и июне 2021 года являются не обоснованными.
Как отмечено в письме Минздрава России от 21.05.2020 №16-3/И/1-6965 «Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 №415 и от 12.04.2020 №484» постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415 определено установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время. Это означает, что выплата стимулирующего характера устанавливается на каждый месяц с даты формирования отделения (бригады скорой медицинской помощи) и осуществляются за фактически отработанное время по графику, то есть за все время работы, за исключением периодов отсутствия медицинского работника на рабочем месте в связи с болезнью, нахождением в отпуске, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 №484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются «единовременными», выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за «риск» работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.
Выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются коэффициенты (районные, за работу в пустынных и безводных местностях, в высокогорных районах), а также процентные надбавки за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями в размерах, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, которые продолжают применяться в соответствии со статьей 423 ТК РФ.
В соответствии с письмом Минздрава Красноярского края от 21.04.2020 о выплатах за работу с COVID-19 предусмотренные постановлением от 02.04.2020 №415 выплаты, осуществляемые в процентах от среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Красноярском крае за 9 месяцев 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики равного 42368 руб., установленные для младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания специализированно медицинской помощи в стационарных условиях в размере 50%, составляют 21184 руб.
Как следует из табелей учета рабочего времени и расчетных листков истец в июле 2020 года за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству отработала в общем количестве: 57,6 час. + 58,4 час. = 116,0 час., за что истцу подлежали начислению следующие стимулирующие выплаты:
- по постановлению №415: 21184 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) / 165,6 час. (норма рабочего времени в инфекционном госпитале) ? 116,0 час. (фактически отработано в инфекционном госпитале) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 23742,45 руб., при этом фактически начислено: 13875,46 руб. (выплата) + 4162,64 руб. (районный коэффициент 30%) + 4162,64 руб. (северная надбавка 30%) = 22 200,74 руб., размер недоплаты составил: 23742,45 руб. – 22200,74 руб. = 1541,71 руб.;
- по постановлению №484: 50000 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 80000 руб., при этом фактически начислено: 50000 руб. (выплата) + 10000 руб. (районный коэффициент 20%) = 60000 руб., кроме того истцу произведено доначисление северной надбавки в размере 15000 руб. (30%) в декабре 2020 года, а всего начислено 75000 руб., размер недоплаты составил: 80000 руб. – 75 000 руб. = 5 000 руб.;
- по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) / 165,6 час. (норма рабочего времени в инфекционном госпитале) ? 116,0 час. (фактически отработано в инфекционном госпитале) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 21 014,49 руб., при этом фактически начислено: 18750,00 руб. (выплата) + 5625,00 руб. (районный коэффициент 30%) + 5625,00 руб. (северная надбавка 30%) = 30000 руб., следовательно, истцу было переплачено: 30000 руб. – 21 014,49 руб. = 8985,51 руб.
Аналогично, в августе 2020 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 108,0 час. + 144,0 час. = 252,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты:
- по постановлению №415: 21184 руб. / 151,2 час. (норма) ? 252,0 час. ? 1,6 = 56490,67 руб., фактически начислено: 33014,039 руб. (выплата) + 9904,21 руб. (районный коэффициент 30%) + 9904,21 руб. (северная надбавка 30%) = 52822,45 руб., недоплата составила 3668,22 руб.;
- по постановлению №484: 50000 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 80000 руб., при этом фактически начислено: 50000 руб. (выплата) + 10000 руб. (районный коэффициент 20%) = 60000 руб., кроме того истцу произведено доначисление северной надбавки в размере 15000 руб. (30%) в декабре 2020 года, а всего начислено 75000 руб., размер недоплаты составил: 80000 руб. – 75 000 руб. = 5 000 руб.;
- по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. / 151,2 час. (норма) ? 252,0 час. ? 1,6 = 50000,00 руб., фактически начислено: 29250,00 руб. (выплата) + 8775,00 руб. (районный коэффициент 30%) + 8775,00 руб. (северная надбавка 30%) = 46 800,00 руб., недоплата составила 3200,00 руб.
В сентябре 2020 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 57,6 час. + 74,4 час. = 132,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты:
- по постановлению №415: 21184 руб. / 158,4 час. (норма) ? 132,0 час. ? 1,6 = 28245,33 руб., фактически начислено: 16507,01 руб. (выплата) + 4952,10 руб. (районный коэффициент 30%) + 4952,10 руб. (северная надбавка 30%) = 26411,21 руб., недоплата составила 1834,12 руб.;
- по постановлению №484: 50000 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 80000 руб., при этом фактически начислено: 50000 руб. (выплата) + 10000 руб. (районный коэффициент 20%) = 60000 руб., кроме того истцу произведено доначисление северной надбавки в размере 15000 руб. (30%) в декабре 2020 года, а всего начислено 75000 руб., размер недоплаты составил: 80000 руб. – 75 000 руб. = 5 000 руб.;
- по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. / 158,4 час. (норма) ? 132,0 час. ? 1,6 = 25000 руб., фактически начислено: 14625 руб. (выплата) + 4387,50 руб. (районный коэффициент 30%) + 4387,50 руб. (северная надбавка 30%) = 23400 руб., недоплата составила 1600 руб.
В октябре 2020 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 100,8 час. + 139,2 час. = 240,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты:
- по постановлению №415: 21184 руб. / 158,4 час. (норма) ? 240,0 час. ? 1,6 = 51355,15 руб., фактически начислено: 30012,75 руб. (выплата) + 9003,83 руб. (районный коэффициент 30%) + 9003,83 руб. (северная надбавка 30%) = 48020,41 руб., недоплата составила 3334,74 руб.;
- по постановлению №484: 50000 руб. (размер выплаты для среднего медицинского персонала) ? 1,6 (районный коэффициент и северная надбавка по 30%) = 80000 руб., при этом фактически начислено: 50000 руб. (выплата) + 10000 руб. (районный коэффициент 20%) = 60000 руб., кроме того истцу произведено доначисление северной надбавки в размере 15000 руб. (30%) в декабре 2020 года, а всего начислено 75000 руб., размер недоплаты составил: 80000 руб. – 75 000 руб. = 5 000 руб.;
- по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. / 158,4 час. (норма) ? 240,0 час. ? 1,6 = 45454,55 руб., фактически начислено: 26625 руб. (выплата) + 7987,50 руб. (районный коэффициент 30%) + 7987,50 руб. (северная надбавка 30%) = 42600 руб., недоплата составила 2 854,55 руб.
В ноябре 2020 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 30,8 час. + 17,2 час. = 48,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. / 143 час. (норма) ? 48,0 час. ? 1,6 = 10069,93 руб., фактически начислено: 6293,71 руб. (выплата) + 1888,11 руб. (районный коэффициент 30%) + 1888,11 руб. (северная надбавка 30%) = 10069,93 руб., недоплата отсутствует.
В декабре 2020 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 157,4 час. + 82,6 час. = 240,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг: 18750 руб. / 164,6 час. (норма) ? 240,0 час. ? 1,6 = 43742,40 руб., фактически начислено: 27339,00 руб. (выплата) + 8201,70 руб. (районный коэффициент 30%) + 8201,70 (северная надбавка 30%) = 43742,40 руб., недоплата составила 0 руб.
В январе 2021 года истец находилась на больничном и в отпуске.
В феврале 2021 года истец находилась в отпуске.
В марте 2021 года истцу за период работы в инфекционном госпитале по основной работе и по внутреннему совместительству в общем количестве: 122,4 час. + 69,6 час. = 192,0 час., подлежали начислению стимулирующие выплаты по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг по основной работе: 18750 руб. / 158,4 час. (норма) ? 192,0 час. ? 1,6 = 36363,64 руб., фактически начислено по основной работе: 14488,64 руб. (выплата) + 4346,59 руб. (районный коэффициент 30%) + 4346,59 руб. (северная надбавка 30%) = 23181,82 руб., по совместительству: 8238,64 руб. (выплата) + 2471,59 руб. (районный коэффициент 30%) + 2471,59 руб. (северная надбавка 30%) = 13181,82 руб., а всего: 36363,64 руб., недоплата составила 0 руб.
В период с апреля по июнь 2021 года выплаты работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, приказом Минздрава Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг предусмотрены не были, требования истца о начислении данных выплат за работу в инфекционном госпитале в июне 2021 года не обоснованы.
Доводы представителя истца о том, что стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 №415 и по приказу Минздрава Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг ответчиком начислялись только по основной работе истца, опровергаются материалами дела, как следует из материалов дела, начисление производилось на суммарное количество отработанных в инфекционном госпитале в соответствующий месяц часов по основной работе и совместительству, отдельный учет начисления данных стимулирующих выплат по основной работе и по совместительству начался с февраля 2021 года.
Также не обоснованы требования истца о начислении выплаты по постановлению №484 за работу в инфекционном отделении одновременно по основному месту работы и по внутреннему совместительству.
Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ по постановлению №484 являются единовременными. Получить стимулирующие выплаты можно только у одного работодателя по одному трудовому договору один раз в месяц в полном размере (новая редакция п. 11 Правил №484 утверждена постановлением Правительства РФ от 29.05.2020 №784). Следовательно, даже если медработник трудится в медицинской организации на условиях внутреннего совместительства, то за каждый месяц ему полагается только одна стимулирующая выплата. Она может быть выплачена или по основной работе, или по совместительству.
Кроме того, истцу на стимулирующие выплаты постановлению №484 необоснованно начислялся районный коэффициент в размере 20%, установленный для истца согласно трудовому договору в размере 30%, поскольку, как отмечено в письме Минздрава России от 21.05.2020 №16-3/И/1-6965, выплаты стимулирующего характера медицинским работникам являются частью их заработной платы, соответственно они должны включаться в заработную плату, к которой применяются районный коэффициент и северная надбавка.
Таким образом, судом установлено, что в период с июля по октябрь 2020 года ответчиком не в полном объеме произведено начисление стимулирующих выплат по постановлению Правительства РФ № 415, стимулирующих выплат по постановлению Правительства РФ №484, недоначислен районный коэффициент, установленный для истца в размер 30%, а также недоначислены стимулирующие выплаты по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг.
Между тем, ответчиком заявлено о пропуске истцом срока на обращение в суд с заявленными требованиями.
В соответствии с ч. 2 ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Из материалов дела следует, что истец обратилась в суд за защитой нарушенного права, согласно штемпелю на почтовой конверте, лишь 24.08.2021 (т.1 л.д.33).
Поскольку выплата заработной платы в соответствии с коллективным договором осуществляется 27 и 12 числа каждого месяца, годичный срок обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы за июль 2020 года истцом пропущен, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований в указанной части.
То обстоятельство, что истец с целью защиты нарушенного права 11.08.2021 обратилась вместе с другими работниками с коллективной жалобой к Ачинскому городскому прокурору, течение срок давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не приостанавливает, об уважительности причин пропуска такого срока не свидетельствует. Оснований для восстановления истцу пропущенного срока давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора суд не усматривает.
На основании изложенного с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоначисленная в спорный период заработная плата в следующих размерах:
- стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ №415 за август-октябрь 2020 года в общей сумме 8837,08 руб., районный коэффициент на стимулирующие выплаты по постановлению Правительства РФ №484 за август-октябрь 2020 года в общем размере 15000 руб., стимулирующие выплаты по приказу Минздрава Красноярского края №521-орг за август-октябрь 2020 года в общей сумме 7654,55 руб.
Всего размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца недоначисленной в спорный период заработной платы составляет 31491,63 руб.
Кроме того, с суммы начисленных истцу стимулирующих выплат по приказу Минздрава Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг были удержаны соответствующие суммы НДФЛ в размере 13%.
Между тем, как установлено в п. 81 ст. 217 НК РФ (в ред. Федерального закона от 08.06.2020 №172-ФЗ) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц доходы в виде выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку лицам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе оказывающим медицинскую помощь или социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые осуществляются на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации и источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации.
Минфином России в письме от 20.04.2021 №03-04-05/29521 дан ответ по вопросу об НДФЛ с выплат стимулирующего характера медицинским и иным работникам, участвующим в выявлении, предупреждении и устранении последствий распространения новой коронавирусной инфекции, согласно которому следует учитывать, что согласно пункту 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №415, а также согласно пункту 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №681, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть повышение уровня выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, доходы в виде дополнительных (повышенных) выплат стимулирующего характера за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации налогоплательщикам, относящимся к лицам, указанным в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №415, а также в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №681, не подлежат налогообложению на основании п. 81 ст. 217 НК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком излишне исчислен и удержан НДФЛ с произведенных истцу выплат по приказу Минздрава Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг.
Подпунктом 1 ст. 231 НК РФ предусмотрено, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Несмотря на заявленные истцом требования о перерасчете заработной платы, в том числе в части необоснованно удержанных сумм НДФЛ со стимулирующих выплат, ответчик в установленный трехмесячный срок возврат излишне удержанной суммы НДФЛ истцу не произвел.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать КГБУЗ «Ачинская МРБ» осуществить возврат истцу излишне удержанных за период с июля 2020 года по март 2021 года сумм НДФЛ. В удовлетворении требования о взыскании с ответчика суммы НДФЛ следует отказать, поскольку это противоречит установленному Налоговым кодексом РФ порядку возврата налогоплательщику излишне удержанной суммы налога, тем более, что ответчик, действуя как налоговый агент, зачислил излишне удержанную сумму НДФЛ в соответствующий бюджет.
На основании ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Принимая во внимание, что заработная плата и отпускные ответчиком на момент принятия решения судом не начислена, взысканные решением суда денежные средства связаны с установлением судом обстоятельств нарушения ответчиком порядка их начисления, а не с задержкой ответчиком выплаты начисленной заработной платы, следовательно, ответственность за ее задержку не может быть возложена на ответчика.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что ответчиком допущено нарушение прав истца на оплату труда в полном размере, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства дела, длительность периода допущенных нарушений, характер допущенных нарушений и виновных действий ответчика, степени нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости, принимает во внимание, что допущенные нарушения трудовых прав истца до дня вынесение решения суда ответчиком не устранены, в связи с чем полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., в остальной части – отказать.
Всего с ответчика в пользу истца подлежит взысканию: 31491,63 руб. + 5000,00 руб. = 36491,63 руб.
В соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета государственная пошлина за подачу иска в суд, от уплаты которой освобождена истец, исходя из размера удовлетворенных судом требований, в сумме 1444,75 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Савельевой Елены Александровны удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» в пользу Савельевой Елены Александровны недоначисленную заработную плату в размере 31491,63 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 36 491 (тридцать шесть тысяч четыреста девяносто один) руб. 63 коп.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» осуществить возврат Савельевой Елене Александровне излишне удержанного за период с июля 2020 года по март 2021 года налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных на основании приказа Минздрава Красноярского края от 09.12.2009 №521-орг.
В удовлетворении остальной части исковых требований Савельевой Елене Александровне отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Ачинская межрайонная больница» в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 1444 (одна тысяча четыреста сорок четыре ) руб. 75 коп.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Г.А.Киняшова
Мотивированное решение изготовлено 06 июня 2022 года.
Судья Г.А.Киняшова