Судья Савин А.А. Дело № 33-5703/2023 (№ 2-70/2023) 25RS0023-01-2023-000115-59
Апелляционное определение в мотивированном виде изготовлено 26.06.2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июня 2023 г. г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Фёдоровой Л.Н.
судей Ильиных Е.А., Коржевой М.Н.
при секретаре Киселевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Андреевой Н.В. к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края о признании факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признании пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности
по апелляционным жалобам администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края, КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 06.04.2023, которым иск удовлетворен в части. Установлен факт нарушения условий жизнедеятельности Андреевой Н.В. в результате чрезвычайной ситуации, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 г. Андреева Н.В. признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера, вызванной прохождением снежного циклона на территории Ольгинского муниципального округа в период с 21-23 декабря 2022 г. На КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» возложена обязанность включить Андрееву Н.В. в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи. В иске о возложении обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. отказано.
Заслушав доклад судьи Фёдоровой Л.Н., объяснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» - Галиевой Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Андреева Н.В. обратилась с иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края», администрации Ольгинского муниципального округа о признании права на получение единовременной материальной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указала, что проживает по адресу: <адрес> имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу. В связи с сильным снегопадом 21-23 декабря 2022 г. постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2023 № 1-пг обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера, определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района. Она обратилась в администрацию Ольгинского муниципального района с заявлением об установлении факта проживания в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации. Заключением комиссии ОМСУ от 03.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации не установлен. Решением КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» от 06.02.2023 ей было отказано в назначении выплаты единовременной материной помощи как лицу, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации, по тем основаниям, что условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Ссылаясь на то, что условия проживания в период снегопада были нарушены, в том числе отсутствовала электроэнергия, было нарушено транспортное сообщение, регулярные автобусные рейсы возобновлены только 15.01.2023, просила установить факт нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, признать ее пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» обязанность включить ее в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и произвести выплату в размере 10 000 руб.
Представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края иск не признал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края».
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась администрация Ольгинского муниципального района Приморского края, в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, указывается на то, что истцом не представлено доказательств того, что при отсутствии электроснабжения и транспортного сообщения возникла ситуация невозможности проживания в жилом помещении, или данная ситуация создала угрозу жизни или здоровью. Заключением комиссии от 03.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен. Указанное заключение недействительным не признано, в связи с чем у суда отсутствовали основания для установления факта нарушения условий жизнедеятельности истца в период снегопада.
В апелляционной жалобе КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» также ставится вопрос об отмене решения, указывается на то, что единовременная материальная помощь пострадавшим назначается и выплачивается при одновременном соблюдении условий: проживание в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации при введении режима чрезвычайной ситуации, и нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации. Истцом не представлено доказательств невозможности проживания в своем жилом помещении в период чрезвычайной ситуации либо угрозы для жизни и здоровья. На территории Ольгинского муниципального округа Приморского края были созданы оперативные штабы, пункты временного размещения граждан, для оказания помощи гражданам были привлечены вертолеты МЧС России, санитарная авиация, снегоходы и другая техника. Истец за помощью в администрацию и службы, задействованные в ликвидации чрезвычайной ситуации, об оказании помощи или иными жалобами о том, что нарушены условия жизнедеятельности, не обращалась.
В судебном заседании представитель КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» поддержал доводы апелляционной жалобы.
Андреева Н.В., представитель администрации Ольгинского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт «л» п. 1).
Постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Указанными Правилами установлено, что единовременная материальная помощь оказывается в размере 10 тыс. руб. на человека (п. 1.4); назначение единовременной материальной помощи осуществляется при соблюдении следующих условий: проживание лица, указанного в п. 1.2 настоящего Порядка, в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации; нарушение условий жизнедеятельности лица, указанного в п. 1.2. настоящего Порядка, в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации (п. 2.1); подтверждение (неподтверждение) фактов проживания в жилых помещениях, которые попали в зону чрезвычайной ситуации, при введении режима чрезвычайной ситуации, установление (неустановление) фактов нарушения условий жизнедеятельности в результате чрезвычайной ситуации, утраты имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации осуществляется комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края (п. 2.2); факты нарушения условий жизнедеятельности устанавливаются Комиссиями в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт, утвержденным приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795 «Об утверждении Порядка установления факта нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте, включая критерии, по которым устанавливается указанный факт» (п. 2.3).
Пунктом 2 Порядка от 30.12.2011 № 795 установлено, что под фактом нарушения условий жизнедеятельности понимается наличие либо отсутствие ситуации, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью.
Согласно п. 3 Порядка от 30.12.2011 № 795 факт нарушения условий жизнедеятельности при аварии на опасном объекте устанавливается исходя из следующих критериев:
а) невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания);
б) невозможность осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены;
в) нарушение санитарно-эпидемиологического благополучия потерпевшего.
Условия жизнедеятельности при аварии на опасном объекте считаются нарушенными, если выявлено нарушение условий хотя бы по одному из критериев, указанных в п. 3 настоящего Порядка, при этом прекращение нарушения условий жизнедеятельности по указанным критериям означает окончание фактического периода нарушения таких условий (п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795).
В соответствии с п. 5 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) оценивается по следующим показателям состояния жилого помещения, характеризующим возможность или невозможность проживания в нем:
а) степень повреждения здания (помещения);
б) состояние теплоснабжения здания (помещения);
в) состояние водоснабжения здания (помещения);
г) состояние электроснабжения здания (помещения);
д) возможность использования лифта.
Состояние электроснабжения здания (помещения) определяется инструментально. Невозможность проживания потерпевшего в жилых помещениях (местах проживания) констатируется, если в результате аварии на опасном объекте более суток прекращено электроснабжение жилого здания (помещения), осуществляемое до аварии на опасном объекте.
В силу п. 6 Порядка от 30.12.2011 № 795 критерий невозможности осуществления транспортного сообщения между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены, оценивается путем:
а) определения наличия и состава общественного транспорта в районе проживания потерпевшего;
б) определения возможности функционирования общественного транспорта от ближайшего к потерпевшему остановочного пункта.
Невозможность осуществления транспортного сообщения констатируется при наличии абсолютной невозможности функционирования общественного транспорта между территорией проживания потерпевшего и иными территориями, где условия жизнедеятельности не были нарушены.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Андреева Н.В. проживает по адресу: <адрес> имеет регистрацию по месту жительства по указанному адресу с 15.04.2008.
Постановлением Губернатора Приморского края от 16.01.2013 № 1-пг от «О чрезвычайной ситуации регионального характера» в связи с прохождением на территориях Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района сильного снегопада, приведшего к нарушению электроснабжения и транспортного сообщения, обстановка, сложившаяся на территории Ольгинского муниципального округа и Кавалеровского муниципального района, признана чрезвычайной ситуацией регионального характера.
Постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21.12.2022 (п. 4 постановления).
30.01.2023 Андреева Н.В. обратилась в КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» с заявлением о назначении выплаты единовременной материальной помощи гражданину, пострадавшему в результате чрезвычайной ситуации.
Решением от 06.02.2023 № № Андреевой Н.В. отказано в назначении выплаты, поскольку факт нарушения условий жизнедеятельности заявителя в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации хотя бы по одному из критериев не установлен; условия жизнедеятельности заявителя в результате чрезвычайной ситуации не нарушены.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходил из того, что Андреева Н.В. на момент чрезвычайной ситуации регионального характера проживала в жилом помещении, находящемся в границах зоны чрезвычайной ситуации, по месту проживания истца более суток отсутствовала электроэнергия, а также транспортное сообщение, что свидетельствует о нарушении условий жизнедеятельности в соответствии с критериями, предусмотренными приказом МЧС России от 30.12.2011 № 795, в связи с чем признал истца пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации природного характера и возложил обязанность включить ее в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Факт отсутствия электроснабжения и транспортного сообщения в месте проживания Андреевой Н.В. в период с 21.12.2022 по 23.12.2022 в судебном заседании сторонами не оспаривался.
Заключением комиссии от 03.02.2023 подтвержден факт проживания заявителя по адресу: <адрес>, установлено нарушение электроснабжения, недоступность общественного транспорта в районе проживания заявителя и невозможность функционирования общественного транспорта от ближайшего к заявителю остановочного пункта.
Из данного следует, что в период чрезвычайной ситуации с 21.12.2022 по 23.12.2022 в месте проживания Андреевой Н.В. имело место нарушение условий жизнедеятельности по двум критериям: нарушение электроснабжения в жилом помещении и отсутствие транспортного сообщения, что в соответствии с п. 4 Порядка от 30.12.2011 № 795, подлежало оценке, как нарушение условии жизнедеятельности.
С учетом указанного Андреева Н.В. является пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, подлежит включению по ее заявлению в список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
В связи с чем, решение суда об удовлетворении требований в указанной части является правильным.
В соответствии с Порядком оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Приморского края от 13.04.2022 № 236-пп, структурные подразделения КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о назначении единовременной материальной помощи, решения о назначении финансовой помощи формируют списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи, и направляют их в Учреждение.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» формирует сводный список граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи, финансовой помощи с указанием способов доставки выплат и направляет его в министерство.
Далее Министерство труда и социальной политики Приморского края готовит проект решения Правительства Приморского края о выделении средств из резервного фонда с указанием размера выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, финансовой помощи и направляет его на согласование в установленном порядке.
Из указанного следует, что КГКУ «Центр социальной поддержки населения Приморского края» не является распорядителем выделяемых средств для оказания единовременной материальной помощи, в связи чем суд отказал в удовлетворении исковых требований в части возложения обязанности произвести выплату единовременной материальной помощи.
В данной части решение суда не обжалуется, в связи с чем, в силу ст. 327.1 ГПК РФ, предметом апелляционного рассмотрения не является.
Доводы апелляционных жалоб о том, что заключением комиссии ОМСУ от 03.02.2023 факт нарушения условий жизнедеятельности истца не установлен, указанное решение незаконным не признано, в связи с чем отсутствовали основания для признания факта нарушения условий жизнедеятельности истца в судебном порядке, судебная коллегия находит необоснованной, поскольку указанный вывод комиссии противоречит положениям закона, которым установлено, что фактами нарушения условий жизнедеятельности, в том числе является отсутствие электроснабжения в жилом помещении более суток и отсутствие транспортного сообщения. Поскольку указанные факты нарушения жизнедеятельности истца были установлены, в том числе и в заключении комиссии, то оснований для вывода об отсутствии нарушения условий жизнедеятельности Андреевой Н.В. в результате чрезвычайной ситуации не имелось.
Обращение Андреевой Н.В. с настоящим иском в суд, в том числе с требованием о признании факта нарушения условий жизнедеятельности свидетельствует о ее несогласии с заключением комиссии. Не обращение истца в период чрезвычайной ситуации за помощью в администрацию, спасательные службы и пункты временного размещения граждан, которые были организованы на территории Ольгинского муниципального округа Приморского края, нарушение условий ее жизнедеятельности не исключает и не свидетельствует о том, что в период снегопада она не находилась в тяжелой жизненной ситуации.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что отсутствие электроснабжения и транспортного сообщения в период чрезвычайной ситуации не создало для истца угрозу жизни или здоровью, основанием для отмены решения суда также не является. Нарушение хотя бы одного из таких условий, исходя из совокупного толкования вышеперечисленных норм права, представляет угрозу для жизни и здоровья граждан и дополнительному доказыванию, вопреки доводам апелляционных жалоб, не подлежит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда является правильным, отмене или изменению по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 06.04.2023 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░