Решение суда в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2020 года.
Дело № 2-2589/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2020 года г. Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисенко Татьяны Аркадьевны к Администрации г. Ростова-на-Дону, Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону, Департаменту координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону третьи лица: Борисенко Галина Алексеевна, Борисенко Сергей Алексеевич, действующий также в интересах несовершеннолетнего Борисенко Сергея Алексеевича, Отдел опеки и попечительства по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о признании бездействия незаконным, обязании предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным казённым учреждением «Управление
жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района города Ростова-на-
Дону и Борисенко Татьяной Аркадьевной, заключён типовой договор <данные изъяты> социального найма жилого помещения. Предметом договора является передача Муниципальным казённым учреждением «Управление
жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района города Ростова-на-
Дону Борисенко Т.А. и членам ее семьи в бессрочное владение жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, а именно квартиру <адрес> обшей площадью 26,1 кв.м., в том числе жилой площадью 21,1 кв.м., состоящую из двух жилых комнат, расположенную в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, <данные изъяты> кадастровый <данные изъяты>. Совместно с Борисенко Татьяной Аркадьевной в указанной квартире, проживают дочь Борисенко ФИО19, сын ФИО17, внук ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Ростова-на-Дону вынесено Постановление №№ «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес> аварийным и подлежащим сносу», на основании заключения городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> и протокола городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п.3.3. Главе Администрации Ленинского района г. Ростова-на- Дону в течение 15 месяцев обеспечить переселение граждан, занимающих по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме по адресу <адрес> с предоставлением им жилых помещений манёвренного фонда до предоставления другого благоустроенного жилого помещения. В соответствии с п.5 Постановления собственникам помещений в течении 15 месяцев со дня принятия настоящего Постановления осуществить снос многоквартирного дома по адресу <адрес>. Функцию по осуществлению координационно-организационному вопросу по п.5 возложена на МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района г. Ростова-на-Дону, а в случае его неисполнения пунктом 7 Постановления возложена обязанность провести процедуру изъятия земельного участка, а также каждого жилого помещения. Устанавливая срок для сноса многоквартирного дома, по адресу <адрес> в течение 15 месяцев. Ответчики не обеспечили переселение граждан, занимающих по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, по настоящий момент. В соответствии с экспертным техническим заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, проведённым ООО «Архстройпроект», в связи с большим физическим износом в процессе эксплуатации (75-85%), здание 3-этажного, с цокольным этажом жилого дома литер Д, находится в ограниченно работоспособном состоянии и представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Состояние основных строительных несущих конструкций здания жилого дома литер Д (сквозные трещины в несущих кирпичных стенах, деревянных перекрытиях и фундаментах от 10 до 30 мм.), частичное отсутствие отмостки вокруг здания и аварийная кровля, ускоряют процесс разрушения строения. Бездействие ответчика, в части переселения граждан, занимающих по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, нарушает права и законные интересы истца, влечёт угрозу здоровью и жизни. В любой момент может произойти обрушение, кроме того дом обеспечен газоснабжением, что влечёт угрозу здоровью и жизни людей проживающим по соседству. Установление длительных сроков расселения, фактическое не принятие мер по расселению граждан свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц муниципалитета.
На основании изложенного, просит суд признать бездействие Администрации города Ростова-на-Дону и Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону по факту отселения Борисенко Татьяны Аркадьевны и членов её семьи дочь Борисенко Галину Алексеевну, сына ФИО13, внука ФИО12 из квартиры <адрес> незаконным; обязать Администрацию города Ростова-на-Дону и Администрацию Ленинского района г. Ростова-на-Дону предоставить ФИО14 другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям города Ростова-на- Лону, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению не менее 26,1 кв.м, и находящееся в черте Ленинского района г. Ростова-на- Дону, включив в договор социального найма в качестве членов семьи дочь ФИО20, сына ФИО15, внука ФИО16 11 января 2019 года рождения.
Истец Борисенко Т.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствии неявившегося истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца – Кожанина Н.А., действующая на основании доверенности в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель Администрации г. Ростова-на-Дону – Тареев С.П., в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, поскольку истец не стоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Администрации г. Ростова-на-Дону.
Представитель Администрации Ленинского района г. Ростова-на-Дону – Гревцева М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель ДКСиПР г.Ростова-на-Дону - Чебанян Э.С. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86 - 88 данного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного кодекса).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным казённым учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района города Ростова-на-Дону и Борисенко Т.А., заключён типовой договор № социального найма жилого помещения. Предметом договора является передача Муниципальным казённым учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ленинского района города Ростова-на-Дону Борисенко Т.А. и членам ее семьи в бессрочное владение жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, а именно квартиру <адрес> обшей площадью 26,1 кв.м., в том числе жилой площадью 21,1 кв.м., состоящую из двух жилых комнат, расположенную в цокольном этаже многоквартирного жилого дома, <данные изъяты> кадастровый <данные изъяты>
Совместно с Борисенко Т.А. в указанной квартире, проживают дочь ФИО21, сын ФИО22, внук ФИО23 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец в обоснование заявленных исковых требований ссылается на экспертное техническое заключение № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённое ООО «Архстройпроект», согласно которому, в связи с большим физическим износом в процессе эксплуатации (75-85%), здание 3-этажного, с цокольным этажом жилого дома литер Д, находится в ограниченно работоспособном состоянии и представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Состояние основных строительных несущих конструкций здания жилого дома литер Д (сквозные трещины в несущих кирпичных стенах, деревянных перекрытиях и фундаментах от 10 до 30 мм.), частичное отсутствие отмостки вокруг здания и аварийная кровля, ускоряют процесс разрушения строения. Бездействие ответчика, в части переселения граждан, занимающих по договору социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда, нарушает права и законные интересы истца, влечёт угрозу здоровью и жизни. В любой момент может произойти обрушение, кроме того дом обеспечен газоснабжением, что влечёт угрозу здоровью и жизни людей проживающим по соседству.
Однако, указанное выше заключение было принято во внимание при признании спорного многоквартирного жилого дома аварийным.
Доказательств, с достоверностью и достаточностью свидетельствующих, что в настоящее время жилой дом представляет реальную угрозу для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в материалы данного гражданского дела не представлено.
Также суд отмечает, что в случае реальной угрозы жизни и здоровью, гражданам предоставляется жилое помещение маневренного фонда, в котором они продолжают ожидать внеочередного предоставления иного жилого помещения по договору социального найма равнозначного занимаемому аварийному.
Истец и члены ее семьи категорически не желают переселять в маневренный фонд.
В соответствии с Положением о Департаменте координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>, Департамент является отраслевым органом Администрации города Ростова-на-Дону, осуществляющим функции, связанные с реализацией программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а именно: обеспечивает права собственников жилых и нежилых помещений при изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях развития застроенных территорий, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также в случаях строительства объектов, в отношении которых главным распорядителем средств бюджета города выступает Департамент, осуществляет сбор, систематизацию, анализ отчетов по рыночной оценке жилых помещений.
Таким образом, мероприятия по выкупу жилых помещений будут реализовываться Администрацией города Ростова-на-Дону и Департаментом координации строительства и перспективного развития города Ростова-на-Дону с учетом финансирования в соответствии с Программой.
В настоящее время реализуются мероприятия областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2017-2025 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> в отношении домов, признанных аварийными с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный выше МКД в Программу не включен, в связи с признанием аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ч. 3 указанного Постановления, Министерством строительства архитектуры и территориального развития Ростовской области ежегодно утверждается адресный перечень многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, подлежащих расселению в отчетном периоде.
В соответствии с п. 2. ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.(п. 3 ст. 52 ЖК РФ)
Как установлено в судебном заседании, истцом не представлено доказательств наличия статуса малоимущего и нуждающегося в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.
Кроме того, представителем Администрации г. Ростова-на-Дону – Тареевым С.П. также было указано, что истец не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в Администрации г. Ростова-на-Дону.
Таким образом, поскольку истец на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не стоит, правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством, для предоставления истцу жилого помещения не имеется.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.