Дело № 2-405/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Корткерос 10 мая 2018 года
Корткеросский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Федотовой М.В., при секретаре Камалендиновой В.С., с участием истца Кузьминовой А.С., представителя ответчика – АМР «Корткеросский» Мальцева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по заявлению Кузьминовой А.С. к администрации сельского поселения «Додзь» о возложении обязанности по ремонту и улучшению состояния автомобильной дороги,
установил:
Кузьминова А.С. обратилась в суд с заявлением об обязании администрации сельского поселения «Додзь» выполнить работы по ремонту и улучшению состояния автомобильной дороги между <адрес>. В обоснование указав, что имеет участок в <адрес>, где построен жилой дом. Однако каждую весну, дождливое лето и осень дорогу до <адрес> размывает, проехать до своих домов и участков жители не могут, дорога превращается в одну сплошную жижу, в которой застревают машины. Участок дороги от <адрес> имеет многочисленные повреждения дорожного покрытия, размеры которых превышают нормативы и могут представлять серьезную опасность для дорожного движения.
В ходе разрешения спора произведена замена ненадлежащего ответчика администрации СП «Додзь» надлежащим администрацию МР «Корткеросский», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация СП «Додзь» и ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району.
В судебном заседании истец уточнила требования, просила обязать администрацию района привести участки дорог в нормальное состояние, устранив нарушения указанные в акте обследования дороги от <дата>.
Представитель АМР «Корткеросский» Мальцев В.А. с иском не согласен в полном объеме, суду прояснил, что истец не обращалась в администрацию района с просьбой устранить нарушения и, соответственно, не имеет право на обращение в суд. Дорога в зимний период содержится в нормальном состоянии, ограничения на проезд в весенне-осенний период нельзя ввести. Спорный участок автодороги обслуживается ООО «<адрес>» по муниципальному контракту.
Заслушав явившихся в суд лиц, изучив представленные документы, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии ХХХ от <дата>, Кузьминова А.С. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. по адресу: <адрес>.
Установлено и следует из материалов дела, что транспортная доступность к участку истца обеспечивается по автодороге общего пользования местного значения, принадлежащей муниципальному району «Корткеросский», с идентификационным номером ХХХ «<адрес>».
Данный факт представителем администрации района в судебном заседании не оспаривался.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Из п.5 ч.1 ст. 14. Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции действующей с 01.01.2015) к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу чч. 3, 4 ст.14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения указанные выше полномочия не относятся. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Законом Республики Коми от 09.12.2014 № 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» перечислены вопросы местного значения, закрепленные за муниципальными образованиями сельских поселений, в перечень которых не входит дорожная деятельность, включая проектирование и строительство автомобильных дорог.
Судом установлено и не оспаривается представителем ответчиком, что полномочия по ведению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая содержание и ремонт автомобильных дорог, ранее относившимся к компетенции сельских поселений и переданных в ведение муниципальных районов, ни нормативным актом Республики Коми, ни соглашением о передаче указанных полномочий, сельским поселениям не переданы.
Соответственно, в силу действующих норм законодательств, с 01.01.2015 полномочия, предусмотренные п. 5 ч.1 ст.14 Закона № 131-ФЗ, в частности в отношении проектирования и строительства автомобильных дорог в границах сельского поселения «<адрес>», относится к полномочиям администрации МО МР «Корткеросский».
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Законом № 257-ФЗ.
Администрацией муниципального района «Корткеросский» установленные судом факты не оспаривались, в опровержение доказательств не предоставлено.
Предоставление земельных участков гражданам должно сопровождаться обеспечением доступа последних к ним, равно как и возможностью их использования по целевому назначению, т.е. для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 № 221 утверждены государственные стандарты Российской Федерации 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93). Стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р50597-93 стандарт распространяется с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
<дата> ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, на основании обращения Кузьминовой А.С. по факту ненадлежащего содержания автомобильной дороги <адрес>, проведено обследование участка данной автомобильной дороги (<адрес>), в рамках которого выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автодороги, а именно: наличие повреждений грунтового покрытия автодороги в виде колейности глубиной слева от <...> мм, справа <...> мм у дХХХ <адрес>; <...> мм справа и слева до <...> у д. ХХХ <адрес>.
<дата> в адрес руководителя администрации МР «Корткеросский» выдано соответствующее предписание ХХХ для устранения нарушений в течение 10 суток, т.е. до <дата>. Информация о ходе выполнения предписания подлежала направлению в ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому району.
Представителем истца в судебное заседание представлено письмо АМР «Корткеросский» от <дата> ХХХ о том, что <дата> силами ООО «<адрес>», в рамках муниципального контракта по содержанию автодорог в <дата>., выполнена работа по профилированию грунтового покрытия проезжей части на автомобильной дороге местного значения «Подъезд к кладбищу <адрес>» <адрес>), в ходе чего повреждения в виде колейности устранено.
При этом, данный документ не содержит сведений о его получении ОГИБДД ОМВД России по Корткеросскому, сведений об исполнении предписания в материалах дела ОГИБДД ОМВД России по <адрес> вовсе не имеется.
<дата> в рамках судебного разбирательства также проведено обследование спорного участка автодороги с привлечением специалиста ОГИБДД ОМВД России по <адрес>. Из акта обследования от <дата> автодороги от <адрес> следует, что грунтовое покрытие дороги в настоящее время не соответствует требованиям ГОСТа, наличие колейности сохраняется, также усматривается просадка дорожного покрытия, а именно: на расстоянии <...> от начала автомобильной дороги имеется наличие повреждений в виде просадки дорожного покрытия, на расстоянии около <...> от начала автомобильной дороги и <...> имеется наличие повреждений в виде колейности. Вдоль автомобильной дороги невозможно определить наличие или отсутствие водоотводных канав по причине наличия снега.
Установлено, с учетом пояснений сторон, что начало автомобильной дороги «<адрес>» (<адрес>) определяется от конца асфальтобетонного покрытия автодороги со стороны <адрес>.
Представленными фотоснимками, актом обследования, пояснениями сторон подтверждается, что дорога не соответствует требованиям, предусмотренным ГОСТ Р50597-93, чем нарушаются права истца, как собственника земельного участка, по надлежащей транспортной доступности к земельному участку и его использованию, что не опровергалось в судебном заседании представителем ответчика.
Выполнение работ, заявленных в иске, относится к полномочиям АМР «Корткеросский», который является надлежащим ответчиком. При этом, доводы представителя ответчика о надлежащем содержании спорного участка автодороги на основании муниципального контракта, заключенного с ООО «<адрес>», не подтверждены, представленный контракт предусматривает содержание дороги только в зимний период, тогда как указанные в акте нарушения свидетельствуют о ненадлежащем содержании автодороги. Сведения о наличии иных лиц, осуществляющих выполнение работ по содержанию спорной автодороги в бесснежный период не представлены суду.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на обращение в суд, т.к. последняя не обращалась в администрацию района с просьбой об устранении нарушений, является не состоятельным, поскольку данная категория споров не предусматривает досудебный порядок урегулирования спора. Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
С учетом вышеизложенных положений действующего законодательства, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Корткеросский» привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 полотно автомобильной дороги «<адрес>» (<адрес>), а именно устранить нарушения, указанные в акте обследования автомобильной дороги от <дата>.
Акт обследования автомобильной дороги от <дата> является неотъемлемой частью данного судебного решения
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РК через Корткеросский районный суд РК в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья М.В. Федотова
В окончательной форме решение изготовлено: 14.05.2018