РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
«5» июня 2024 года г. Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Философова Д.С.,
при секретаре Васюниной Е.С.,
с участием истца Ивановского межрайонного прокурора – Мотыгина А.Н.,
представителя ответчика ? МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма», представителя третьего лица ? Администрации городского округа Кохма - Голубевой К.И.,
представителя третьего лица ? Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Макарова А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области к МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,
установил:
Ивановский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с иском к МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма», в котором, после уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил обязать МБУДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» (ИНН3711005851) провести в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения: «Главный усадебный дом» (<адрес>), «Ограда» (<адрес>), входящих в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-я треть ХIХ в. (<адрес>):
1)работы по корректировке сметной документации в рамках научно-проектной документации Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31.12.2024 года.
2)ремонтно-реставрационные работы в соответствии с научно-проектной документацией Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31.12.2026 года.
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства об образовании и об охране объектов культурного наследия было установлено, что ответчику МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» на праве оперативного управления передан объект культурного наследия местного (муниципального) значения: «Главный усадебный дом» (<адрес>), «Ограда» (<адрес>), входящие в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-я треть ХIХ в. (<адрес>), находящийся в собственности муниципального образования городского округа Кохма. Приказом Департамента культуры и туризма Ивановской области от 30.10.2015 года № 64 указанный объект включен в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. АО «Ивановореставрация» в 2020 году была разработана научно-проектная документация капитального ремонта, приспособления и реставрации указанного объекта культурного наследная, согласно выводам которого указанный объект находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Согласно результатам технического обследования указанного объекта культурного наследия от 20.06.2023 года, проведенного АО «Ивановореставрация», указанный объект культурного наследия находится в ограниченно-работоспособном состоянии, а также в аварийном состоянии, часть элементов отделки объекта несет опасность потенциального обрушения, что влечет потенциальную опасность для лиц, обучающихся в МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма», расположенной в указанном объекте культурного наследия. В связи с тем, что с 2020 года по настоящее время необходимые меры по сохранению объекта культурного наследия и меры по обеспечению безопасного пребывания учащихся МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма», расположенной в указанном объекте не приняты, прокурор обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании представитель истца – прокурор Мотыгин А.Н., поддержал уточненные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ? МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» и представителя третьего лица ? Администрации городского округа Кохма – Голубева К.И., действующая на основании доверенностей, не возражала против удовлетворения исковых требований в установленном порядке в установленные и скорректированные истцом сроки. Поддержала доводы письменных отзывов от 22.05.2024 года. Пояснила, что МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» является надлежащим ответчиком по делу, на которую возложена обязанность по сохранению указанного объекта культурного наследия, как на лицо, в оперативное управление которого передан указанный объект. Пояснила, что разработанная научно-проектная документация капитального ремонта, приспособления и реставрации указанного объекта культурного наследная не была реализована своевременно в связи существенным увеличением стоимости строительных материалов, что в настоящее время указанная проектная документация актуальность не утратила, но подлежит корректировке в части стоимости работ и материалов.
В судебном заседании представитель третьего лица ? Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия Макаров А.А., действующий на основании Положения о Комитете, поддержал уточненные исковые требования по доводам письменного отзыва о 22.05.2024 года на иск.
При таких обстоятельствах суд считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента культуры Ивановской области, указанного в качестве третьего лица, извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав истца, представителей ответчика, третьих, исследовав все представленные в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Приказом Департамента культуры и туризма Ивановской области от 30.10.2015 года №64 объект «Главный усадебный дом» (<адрес>), «Ограда» (<адрес>), входящие в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-я треть ХIХ в. (<адрес>) включен в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.
Распоряжением Комитета Ивановской области по государственной охране объектов культурного наследия от 06.05.2016 года № 79-о, от 28.01.2019 года № 106-о в отношении указанного объекта утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Указанный объект находится в собственности муниципального образования городской округ Кохма и передан на праве оперативного управления МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» с 19.09.2011 года на основании договора от 28.08.2011 года о предоставлении муниципальным образованием городской округ Кохма в пользу МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» муниципального имущества в оперативное управление.
Указанный объект культурного наследия находится в ограниченно-работоспособном, аварийном, не отвечающем требованиям санитарно-эпидемиологических норм состоянии, что подтверждается справкой Филиала ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии Ивановской области в городе Кохма, Ивановском, Лежневском районах», сведениями Службы государственного строительного надзора Ивановской области, сведениями УНД и ПР ГУ МЧС России по Ивановской области, актом Комитета Ивановской области по охране объектов культурного наследия № 28/24 от 24.04.2024 года технического состояния объекта культурного наследия.
Согласно плану от 05.05.2016 года № 26/16 правообладателю указанного объекта культурного наследия необходимо осуществить комплекс мероприятий по проведению ремонтно-реставрационных работ.
АО «Ивановореставрация» разработана научно-проектная документация Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда».
Положениями ст. 210 ГК РФ на собственника жилого помещения возложена обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьями 40-45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-Ф3).
В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенноговреестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статьей 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. При этом состав (перечень) видов работ по сохранению Объекта и сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, на основании составленного им акта технического состояния Объекта с учетом вида данного Объекта, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования Объекта.
Требования, установленные статьями 47.2-47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, являются ограничениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия.
Подпунктами 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ определено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу ст. 33 Федерального закона № 73-Ф3 объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Таким образом, при рассмотрении дела в суде нашли подтверждение доводы истца о том, что законным владельцем объекта культурного наследия не исполняются требования, установленные ст.ст. 27, 45, 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ, нарушают требования охранных обязательств.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении обязанности на МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» провести в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения: «Главный усадебный дом» (<адрес>), «Ограда» (<адрес>), входящих в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-я треть ХIХ в. (<адрес>): 1)работы по корректировке сметной документации в рамках научно-проектной документации Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31.12.2024 года; 2)ремонтно-реставрационные работы в соответствии с научно-проектной документацией Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31.12.2026 года.
Оценивая заявленные истцом сроки исполнения возлагаемых на ответчика обязанностей, с учетом отсутствия возражений со стороны ответчика и третьего лица и доказательств невозможности исполнить возлагаемые обязанности в заявленные истцом сроки по объективным причинам при наличии достаточного и своевременного финансирования указанных работ, суд признает заявленные сроки разумными и достаточными с учетом установленного факта имевшего место до настоящего времени неисполнения законным владельцем указанного объекта культурного наследия своих обязанностей по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, в котором осуществляет образовательную деятельность МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области к МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия – удовлетворить.
Обязать МБУ ДО «Детская школа искусств городского округа Кохма» (ИНН3711005851) провести в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения: «Главный усадебный дом» (<адрес>), «Ограда» (<адрес>), входящих в состав объекта культурного наследия местного (муниципального) значения «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-я треть ХIХ в. (<адрес>):
1)работы по корректировке сметной документации в рамках научно-проектной документации Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31 декабря 2024 года.
2)ремонтно-реставрационные работы в соответствии с научно-проектной документацией Капитальный ремонт, приспособление и реставрация объекта культурного наследия местного (муниципального) значения: «Усадьба В.Н. Ясюнинского», 1-ая треть ХIХ в.: Главный усадебный дом, 1-ая треть ХIХ в., Ограда» - в срок до 31 декабря 2026 года.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановской районный суд Ивановской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Философов Д.С.
Мотивированное решение суда составлено 13 июня 2024 года.