Дело № 2-10460/2016 15 декабря 2016 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
председательствующего судьи Черниенко Т.Е.,
при секретаре Рогалевой Г.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьякова А. С. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Третьяков А.С. обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, <адрес>. В указанном жилом помещении помимо истца никто не зарегистрирован. Жилое помещение, занимаемое Третьяковым А.С., межведомственной комиссией признано непригодным для проживания. В связи с этим, истец просил обязать ответчика предоставить ему другое жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Истец Третьяков А.С., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направив своего представителя Гончаренко И.В., действующую на основании доверенности. Гончаренко И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
ОтветчикАдминистрации МО «Город Архангельск», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении требований отказать по изложенным в отзыве основаниям.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В процессе судебного разбирательства установлено, что по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ мэрия города Архангельска в лице МУ «Информационно-расчетный центр» (наймодатель) передала Третьякову А.С. (наниматель) во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 18,70 кв.м., в том числе жилой 16,40 кв.м., по адресу: г. Архангельск, <адрес>, <адрес>
В указанном жилом помещении кроме истца никто не зарегистрирован, что подтверждается поквартирной карточкой. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилые помещения квартир <адрес> в городе Архангельске признаны непригодными для проживания.
Распоряжением заместителя Главы муниципального образования по городскому хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжения заместителя мэра города по городскому хозяйства мэрии города Архангельска №р от ДД.ММ.ГГГГ, №р от ДД.ММ.ГГГГ, на Жилищный отдел управления по организации деятельности городского хозяйства департамента городского хозяйства мэрии города, возложена обязанность отселить в разумный срок жильцов <адрес> в г. Архангельске, не обеспеченных жилыми помещениями в городе Архангельске, в жилые помещения маневренного фонда; предоставить жильцам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, до ДД.ММ.ГГГГ благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах города Архангельска, по договору социального найма.
Таким образом, жилое помещение, которое занимает истец на основании договора социального найма, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания.
Разрешая вопрос о предоставлении истцу жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 2 и ч. 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК РФ), вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53, 55 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, согласно которым государство обязано обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
При этом согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 года № 441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Поскольку до 01 марта 2005 года (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец не состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости данных лиц в предоставлении жилого помещения применительно к требованиям ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
При этом наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при отсутствии факта признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Как усматривается из материалов дела, истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального образования «Город Архангельск» на момент разрешения спора не состоит.С заявлением в управление по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации МО «Город Архангельск» о признании семьи малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма не обращался.
Данное обстоятельство истцом не оспаривалось и подтверждается имеющейся в материалах дела справкойУправления по вопросам семьи, опеки и попечительства администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №.
При указанных обстоятельствах отсутствуют законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Третьякова А.С. следует отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Третьякова А. С. к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Судья Т.Е. Черниенко
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2016 года