Решение по делу № 2-4930/2024 от 30.08.2024

Дело № 2-4930/2024

УИД 34RS0002-01-2024-008704-28

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2024 года          г. Волгоград

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе председательствующего судьи Зиновьевой С.П., при секретаре (помощнике) Яковенко А.М., с участием прокурора Янкиной Я.М., истца ФИО3, представителя ответчика и третьего лица ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО2, 2020 г.рождения, к администрации Волгограда о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дзержинского района г. Волгограда обратился в суд с иском к администрации Волгограда о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью несовершеннолетней ФИО2, 2020 г.рождения. В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ около <адрес> собака укусила несовершеннолетнюю ФИО2 за руку, причинив укушенную рану. В этот же день ребенок и его мать Овчинникова Т.С. обратились в травматологический пункт поликлиники, где поставлен диагноз, назначено лечение. ФИО4 от нападения собаки и укуса испытала психологическое потрясение, физическую боль, стресс, также пришлось испытывать боль от уколов, нейтрализующих вирус бешенства. Ответственность за укус безнадзорного животного несут соответствующие организации и органы власти за неисполнение обязанности по отлову и содержанию безнадзорных животных.

Просит взыскать с администрации Волгограда в пользу несовершеннолетней ФИО2, в лице законного представителя ФИО3, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец Овчинникова Т.С. иск поддержала.

Представитель ответчика администрации Волгограда, действуя также в интересах третьего лица департамента городского хозяйства администрации Волгограда, Авраменко Г.С. в судебном заседании просил в иске отказать. Требования считает необоснованными, т.к. истцом не представлено доказательств, что моральный вред причинен именно в результате виновных действий администрации Волгограда. Заявленная сумма не мотивирована, является завышенной, не соответствует требованиям разумности и справедливости.

Представитель третьего лица МБУ «Северное» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав истца Овчинникову Т.С. в интересах несовершеннолетней Овчинниковой А.К., поддержавшую иск, представителя ответчика и третьего лица Авраменко Г.С., возражавшего против иска, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора Янкиной Я.М., полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" (с последующими дополнениями и изменениями), объектом неправомерных посягательств являются по общему правилу любые нематериальные блага (права на них) вне зависимости от того, поименованы ли они в законе и упоминается ли соответствующий способ их защиты.

Моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др. (пункт 2 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Суд установил.

ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> результате нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, малолетняя получила телесные повреждения в виде укушенной раны руки.

В связи с полученной травмой ребенку проведена симптоматическая терапия, профилактика бешенства.

В связи с полученным повреждением здоровья ФИО4 и ее мать не могли вести прежний образ жизни, занятий, отдыха.

Факт причинения вреда здоровью ребенка в результате нападения безнадзорной собаки подтверждается совокупностью исследованных доказательств:

объяснениями Овчнниковой Т.С.,

исследованной медицинской документацией, в которой зафиксированы время, место и обстоятельства получения травмы ребенком, проведенные мероприятия по вакцинации, их продолжительность.

При определении субъекта ответственности, суд принимает во внимание следующее.

Пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" предусматривает, что по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии с п. 2 ст. 230 ГК РФ на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в п. 1 ст. 231 ГК РФ, переходят в муниципальную собственность.

Положениями ст. 1 Федерального закона N 498-ФЗ от 27 декабря 2018 года "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подп. 2 ст. 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно п. 1 ст. 29 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

На основании п. 9.5 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 "Профилактика бешенства среди людей", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года N 54, регулирование численности безнадзорных животных производится путем их отлова и содержания в специальных питомниках.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии с пп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4979-1 "О ветеринарии", к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

На основании п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных в целях предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения, отлова и содержания безнадзорных животных, защиты населения от болезней, общих для человека и животных, проводятся, в том числе мероприятия по отлову безнадзорных животных.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 15 июля 2013 года N 94-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальный образований Волгоградской области государственными полномочиями Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" органам местного самоуправления муниципальных районом и городских округов Волгоградской области передаются государственные полномочия Волгоградской области по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В силу ст. 10 указанного закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Волгоградской области.

Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 10.05.2018 N 197-п (ред. от 10.02.2020) "Об утверждении Порядка предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" определен механизм предоставления муниципальным образованиям Волгоградской области субвенций, предусмотренных на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (п.1).

Субвенции предоставляются бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области (далее именуются - муниципальные образования) в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных комитету ветеринарии Волгоградской области (далее именуется - комитет ветеринарии) на осуществление государственных полномочий Волгоградской области в области обращения с животными в части реализации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Из чего следует, что администрация городского округа город-герой Волгоград должна надлежащим образом осуществлять на территории города Волгограда в рамках полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Волгоградской области, отдельные государственные полномочия по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Факт причинения морального вреда в результате укуса собакой руки ребенка презюмируется.

Статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает, что ребенку причинен вред здоровью, ФИО4 претерпевала боль, она и ее семья не могли вести обычный образ жизни, ребенок посещал медучреждение с целью профилактики от бешенства.

У ребенка возник страх, при виде собак она испытывает тревогу.

При оценке размера компенсации суд исходит из установленных фактических обстоятельств дела, тяжести причиненного вреда, высокой степени нравственных страданий ребенка, а также требования разумности и справедливости, и определяет размер компенсации в пользу ребенка в размере 30 000 рублей.

При таких обстоятельствах иск подлежит частичному удовлетворению.

Государственная пошлина взыскивается с ответчика в доход местного бюджета в соответствии с положениями ст. 103 ГПК РФ.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО2, 2020 г.рождения, к администрации Волгограда о компенсации морального вреда в связи с причинением вреда здоровью, удовлетворить частично.

Взыскать с администрации Волгограда (ОКПО 04024339, ОГРН 1023403433822, ИНН/КПП 3444059139/344401001) в пользу ФИО3 (), действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, компенсацию морального вреда, причиненного несовершеннолетней в связи с причинением вреда здоровью, в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Взыскать с администрации Волгограда в доход местного бюджета государственную пошлину 3000 руб.

В части иска прокурора <адрес> в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., к администрации Волгограда о взыскании компенсации морального вреда свыше 30000 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 12.11.2024.

Судья                              Зиновьева С.П.

2-4930/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокуратура Дзержинского района г. Волгограда
Овчинникова Татьяна Сергеевна
Информация скрыта
Ответчики
Администрация г. Волгограда
Другие
Департамент городского хозяйства Администрации г. Волгограда
МБУ "Северное"
Суд
Дзержинский районный суд г. Волгоград
Судья
Зиновьева Светлана Петровна
Дело на сайте суда
dser.vol.sudrf.ru
30.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2024Передача материалов судье
03.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2024Подготовка дела (собеседование)
02.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2024Судебное заседание
12.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024Дело оформлено
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее