Дело № 2-2568/2024
25RS0002-01-2024-003837-13
Мотивированное решение
составлено 09.07.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2024 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Терминал Феско Гайдамак» о возложении обязанности,
установил:
и.о. Приморского транспортного прокурора в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с названным иском, в обоснование указав, что в результате проведенной проверки установлены нарушения законодательства о государственной экологической экспертизе в деятельности ООО «Терминал Феско Гайдамак».
Просит суд обязать ООО «Терминал Феско Гайдамак» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а именно в акватории морского порта Владивосток.
В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель ООО «Терминал Феско Гайдамак» возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. В случае удовлетворения исковых требований, просила установить срок исполнения решения суда не менее 1 года.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с распоряжением Росморречфлота от 15.11.2010 № АД-322-р «О внесении сведений о морском порте Владивосток в Реестр морских портов Российской Федерации» ООО «Терминал Феско Гайдамак» включено в реестр операторов морских терминалов морского порта Владивосток.
Согласно указанному распоряжению, оператор морского терминала - ООО «Терминал Феско Гайдамак» оказывает следующие услуги: переработка грузов, разгрузка-погрузка судов, услуги по хранению грузов. ООО «Терминал Феско Гайдамак» осуществляет хозяйственную деятельность, в том числе перевалку грузов во внутренних морских водах Российской Федерации, а именно в морском порту Владивосток, для осуществления основного вида деятельности ООО «Терминал Феско Гайдамак» использует на праве субаренды причальные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Таким образом, всякая планируемая осуществляемая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, рассматривается законодательством как потенциально опасная.
В силу ст. 33 Федерального закона № 7-ФЗ, экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Так, при проведении государственной экологической экспертизы определяется допустимость реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможного неблагоприятного воздействия деятельности на окружающую природную среду и связанных с этим социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
В соответствии с п. 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ, объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 155-ФЗ, к внутренним морским водам относятся воды, в том числе портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море: является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ, государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению донного грунта во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ).
В ходе проведенной проверки прокуратурой установлено, что в нарушение вышеназванных требований закона ООО «Терминал Феско Гайдамак» осуществляет деятельность по перевалке грузов в морском порту Владивосток при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление данной хозяйственной деятельности.
В целях устранения выявленных нарушений руководителю ООО «Терминал Феско Гайдамак» 22 января 2024 года внесено представление. До настоящего времени надлежащие меры ООО «Терминал Феско Гайдамак» не приняты, положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а именно в акватории морского порта Владивосток, до настоящего времени не получено. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
Поскольку деятельность ООО «Терминал Феско Гайдамак» осуществляется с нарушением требований действующего природоохранного законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии ст. 206 ГПК РФ суд признает возможным установить ООО «Терминал Феско Гайдамак» срок исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований для установления срока исполнения решения суда 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не имеется, поскольку неисполнение требований природоохранного законодательства создает угрозу возникновения аварийных ситуаций на эксплуатируемых объектах и загрязнения акватории морского порта Владивосток, что влечет опасность причинения вреда окружающей среде, нарушение интересов государства и неопределенного круга лиц в части права на благоприятную окружающую среду и на ее защиту от негативного воздействия.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования и.о. Приморского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ООО «Терминал Феско Гайдамак» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суд в законную силу получить положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, а именно в акватории морского порта Владивосток.
Взыскать с ООО «Терминал Феско Гайдамак» в доход бюджета муниципального образования г. Владивосток государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Бакшина