Дело № 12-62/2024
РЕШЕНИЕ
19 апреля 2024 года г. Элиста
Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Эминов О.Н., рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром» Бюрчиева А.С. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ц.С. № 8/12-360-24-И/12-489-И/109 от 04.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром»,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ц.С. № 8/12-360-24-И/12-489-И/109 от 04.03.2024 г. ООО «Консервпищепром» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 130 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор «Консервпищепром» Бюрчиев А.С. обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления государственного инспектора труда от 04.03.2024г. и прекращении производства по делу.
Представитель ООО «Консервпищепром» Кукинов С.А., действующий по доверенности, в судебном заседании просил жалобу удовлетворить, сослался на доводы, изложенные в жалобе. В случае отказа в удовлетворении жалобы просил снизить назначенное обществу административное наказание в виде штрафа снизить со 130 000 рублей до 65 000 рублей. Заявитель Бюрчиев А.С. в суд не явился.
Представитель Государственной инспекции труда в РК Цеденов Ц.С. возражал против удовлетворения жалобы, считая постановление законным и обоснованным. Разрешение вопроса о снижении назначенного наказания в виде административного штрафа оставил на усмотрение суда.
Потерпевший ФИО6 в суд не явился, извещен.
Суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела № об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 1 Трудового кодекса РФ (далее по тексту - ТК РФ), целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии с ч.2 ст.22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу части 1 статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан, в том числе, обеспечить приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Частями первой и третьей статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 766н утверждены Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами (далее - Правила).
Так, согласно п. 4 Правил, работодатель обязан обеспечить бесплатную выдачу СИЗ, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации порядке, работникам для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.
Обеспечение СИЗ и смывающими средствами осуществляется в соответствии с Правилами, на основании единых Типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств (далее - Единые типовые нормы), с учетом результатов специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), результатов оценки профессиональных рисков (далее - ОПР), мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии).
Приобретение и эксплуатация (в том числе по договору аренды или аутсорсинга) СИЗ, не имеющих документа о подтверждении соответствия, а также имеющих документы о подтверждении соответствия, срок действия которых истек, не допускается, за исключением производимых серийно СИЗ, выпущенных в обращение в период действия документа о подтверждении соответствия (сертификата или декларации) до истечения срока годности или нормативного срока эксплуатации СИЗ (п.7).
Ответственность за определение потребности, выбор, своевременную и в полном объеме выдачу работникам СИЗ, за организацию контроля за правильностью их эксплуатации работниками, а также за хранение, уход и вывод из эксплуатации СИЗ возлагается на работодателя (п.9).
В соответствии с п.10 Правил работодатель обязан: разработать на основании Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ, результатов ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при его наличии) и утвердить локальным нормативным актом Нормы бесплатной выдачи СИЗ и смывающих средств работникам организации (далее - Нормы); обеспечить разработку локального нормативного акта, устанавливающего порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, распределение обязанностей и ответственности должностных лиц за этапы обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, с учетом особенностей структуры управления организации и требований Правил; обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ и смывающих средствах согласно Нормам и способах выдачи, условиях хранения, а также об ответственности за целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время.
Потребность в СИЗ устанавливается работодателем в зависимости от профессий (должностей) работников организации с учетом перечня и уровня воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и опасностей, установленных на рабочих местах по результатам СОУТ и ОПР, количества работников на этих рабочих местах, с учетом организации мероприятий по уходу и иных факторов, определяемых работодателем, влияющих на уровень потребности в СИЗ.
Согласно п.25 Правил работникам и возврат ими СИЗ, выдача дерматологических СИЗ, смывающих средств фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ (в электронном или бумажном виде), рекомендуемый образец которой предусмотрен приложением № 2 к Правилам.
Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам пищевой, мясной и молочной промышленности, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.12.2010 г. №1247н, применение которых возможно до 31.12.2024 г., работники по производству консервной продукции должны быть обеспечены следующими СИЗ: Фартук из хлопчатобумажных или смешанных тканей с водоотталкивающей пропиткой с нагрудником, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные утепленные. Перчатки с полимерным покрытием или рукавицы комбинированные с усилительными накладками. При выполнении работ по укладке консервной продукции и тары: Фартук из хлопчатобумажных или смешанных тканей с водоотталкивающей пропиткой с нагрудником. Ботинки кожаные с защитным подноском. Перчатки трикотажные. Очки зашитные.
Приказом Минтруда России от 29.10.2021 г. № 767н утверждены Единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств, которыми установлена норма выдачи СИЗ работникам, занятым на производстве консервной продукции, а именно: костюм для защиты от механических воздействий (истирания); обувь специальная для защиты от механических воздействий (ударов); перчатки для защиты от механических воздействий (истирания); головной убор для защиты от общих производственных загрязнений.
В соответствии со статьей 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
ООО «Консервпищепром» (ИНН 0809007850, ОГРН 1030800671549) осуществляет деятельность по переработке и консервированию овощей (кроме картофеля) и грибов.
22.08.2023 г. между ООО «Консеравишепром» и ФИО6 заключен трудовой договор №45, согласно которому ФИО6 принят на должность рабочего цеха
Как следует из материалов дела, должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия в период с 26.09.2023 по 10.10.2023 г. в отношении ООО «Консервпищепром» проведено расследование тяжелого несчастного случая, произошедшего 17.08.2023 г. в 07 час. 20 мин. с рабочим цеха ФИО6 (диагноз и код диагноза по <данные изъяты>). В ходе проведения проверки установлены ряд нарушений, в том числе следующее: в нарушение требований ст.ст. 214, 221 ТК РФ, п.п. 4, 7, 10, 13, 25 приказа Минтруда России от 29.10.2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работниками средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами», работодатель не обеспечил приобретение и выдачу рабочему цеха ФИО6 СИЗ и смывающих средств в соответствии с типовыми нормами, не разработал локальные нормативные акты выдачи СИЗ, устанавливающие порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, информирование работников о полагающимся им СИЗ и смывающих средств согласно Нормам и способам выдачи, условиях хранения, а также об ответственности ха целостность и комплектность СИЗ в случае хранения СИЗ у работников в нерабочее время, отсутствуют нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, отсутствую личные карточки учета выдачи СИЗ, дерматологических СИЗ, смывающих средств.
Сведения о выдаче СИЗ и смывающих средств, спецодежды работнику ФИО6 на момент несчастного случая на производстве отсутствуют.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «Консервпищепром» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения учреждением указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом о расследовании тяжелого несчастного случая на производстве; журналом учета выдачи спецодежды ООО «Консервпищепром»; журналом выдачи защитных средств; письменными объяснениями генерального директора ООО «Консервпищепром» Бюрчиева А.С., которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих ООО «Консервпищепром» выполнению установленных законом обязанностей, в материалы дела не представлено и в судебном заседании таковых не установлено.
Таким образом, ООО «Консервпищепром», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ООО «Консервпищепром» квалифицировано по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами трудового законодательства и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица о виновности ООО «Консервпищепром» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.
Довод о том, что из обжалуемого постановления не усматривается, какими именно средствами индивидуальной защиты не был обеспечен работник ФИО6 и подлежал ли он обеспечению таковыми, не может быть принят во внимание, поскольку ФИО6 будучи работником по производству консервной продукции, не был обеспечен по виду его деятельности средства индивидуальной защиты, которые согласно пункта 5.5 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) относятся ко второму классу риска и подлежат сертификации по типовым схемам сертификации. При этом действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда, в том числе и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. При этом, следует учитывать, что на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (статья 221 Трудового кодекса Российской Федерации).
Довод о том, что ФИО6 получил травму по окончании рабочей смены при стирке своей одежды правового значения не имеет, поскольку вопреки требованиям ч.ч.1 и 3 ст.221 ТК РФ работодатель не обеспечил работника специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами защиты, а также не обеспечил уход за ними (стирка). Доказательств обратного в судебном заседании не представлено.
Сроки давности и процедура привлечения к административной ответственности, соблюдены.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу постановлений в части назначенного ООО «Консервпищепром» наказания.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Федеральным законом от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, статья 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Консервпищепром» относится к субъектам малого предпринимательства.
Согласно представленным материалам ООО «Консрвпищепром» ранее к административной ответственности, в том числе за совершение аналогичных правонарушений, не привлекалась.
При таких обстоятельствах назначенное ООО «Консервпищепром» административное наказание в виде административного штрафа в сумме 130 000 рублей в минимальном размере, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного заявителем административного правонарушения, а также его материальному положению, может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 КоАП по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия № 8/12-360-24-И/12-489-И/109 от 04.03.2024 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Консервпищепром» подлежат изменению в части снижения административного наказания в виде штрафа.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ц.С. № 8/12-360-24-И/12-489-И/109 от 04.03.2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Консервпищепром», изменить.
Назначенное Обществу с ограниченной ответственностью «Консервпищепром» ИНН 0809007850, ОГРН 10308000671549 административное наказание в виде штрафа снизить со 130 000 (ста тридцати тысяч) рублей до 65 000 (шестидесяти пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Калмыкия Цеденова Ц.С. № 8/12-360-24-И/12-489-И/109 от 04.03.2024 г. оставить без изменения.
Судья О.Н. Эминов