Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2015 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.,
При секретаре Г.А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.М.В. к Администрации г. Дубны о взыскании материального ущерба и морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец С.М.В. обратился в суд с иском к Администрации г.Дубны о возмещении материального ущерба в размере <данные изъяты> и компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что с 1994 г.состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Являясь участником боевых действий, был поставлен в льготную очередь на получение жилья. ГУВД по Московской области, в связи с вступлением в силу с 01.01.2004 г. изменений в Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», истцу было оформлено удостоверение ветерана боевых действий от 20.12.2004г., которое было получено им в январе 2005г. и копия которого была передана ответчику. В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы Администрации от 02.04.2013г.№224-Р, было подтверждено право истца на предоставлением ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пп. 3п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» с 20.12.2004 г. На основании данного распоряжения С.М.В.был включен в список по Московской области граждан, нуждающихся в предоставлении мер социальной поддержки, формирование которого определено «Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению инвалидов и ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства МО от 21.10.2013г. №845/46. В связи с тем, что истец стоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации г.Дубны, в том числе в льготной очереди, ГУВД по МО ему было отказано во включении в списки сотрудников полиции нуждающихся в улучшении жилищных условий. В марте 2012 г. при увольнении из органов внутренних дел на пенсию по выслуге лет, данное обстоятельство лишило истца права на получение компенсации для приобретения жилья в соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-Фз «О полиции». 27 мая 2015 г. истец получил от ответчика копию постановления заместителя руководителя Главы Администрации г. Дубны от 07 мая 2015 г. №108Р-205, которым был исключен из списка граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006 - ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в связи с отсутствием его заявления до 01.01.2005 г. о признании его, как участника боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным Законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах», и соответствующего решения органа местного самоуправления, принятого до 01.01.2005 г. Обращаясь с названным иском, С.М.В. указывает, что в результате незаконных действий Администрации г. Дубны, ему причинен материальный ущерб в размере <данные изъяты>, что является стоимостью 18 кв.м. общей площади жилья в Московской области, в соответствии с требованиям п. 10 Приложения к Приказу Минстроя России от 23.06.2015г. №446пр., пп.3п.3 ст. 23.2Федерального закона от 12.01.1995 г. 35-ФЗ «О ветеранах»и ч.2 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006г.№125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов». Также истец указывает, что действиями Администрации г.Дубны, незаконно лишившими его прав на меры социальной поддержки, ему причинен моральный вред, который он оценивает в <данные изъяты>.
В судебном заседании истец С.М.В. и его представитель К.В.А. исковые требования поддержали, дали объяснения, аналогичные доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что требования о признании незаконным и подлежащим отмене постановления заместителя руководителя Главы Администрации г. Дубны от 07 мая 2015 г. №Р-205, которым истец исключен из указанного Списка, истцом не заявлено, поскольку право С.М.В. на предоставлением ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с пп. 3п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», подтверждено ранее принятым Распоряжением первого заместителя Главы Администрации от 02.04.2013г.№-Р, которое ответчиком отменено не было.
Ответчик – представитель Администрации г. Дубны Б.И.А. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которым законных оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Третье лицо – представитель Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на иск С.М.В., согласно которым Министерство полагает ненадлежащим, с точки зрения права, предъявление в данной спорной ситуации иска о взыскании материального ущерба и морального вреда, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав истца, его представителя и представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Судом установлено, что 20.10.1994 года С.М.В. было подано заявление о постановке на учет для получения жилой площади, в качестве основания которого указано его проживание в общежитие, работа в ОВД в должности оперуполномоченного с 1993 г.
Постановлением мэра г. Дубны от 09.11.1994 г. №П-1699 С.М.В. семей из 3 – человек, принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с включением в списки первоочередников.
20 декабря 2004 г. ГУВД Московской области С.М.В. выдано удостоверение серии РМ №958219, согласно которого истец имеет права и льготы, установленные п.1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (л.д.8).
27 марта 2013 года С.М.В. обратился в Администрацию г.Дубна с заявлением о подтверждении за ним права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п.3 п.1 статьи 16 и статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» на основании свидетельства о праве на льготы и включении в Сводный список №2 граждан, указанных в ч.2 ст.1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Данное заявление было рассмотрено и Распоряжением Администрации города Дубны Московской области №224-р от 02.04.2013г. подтверждено право С.М.В.- ветерана боевых действий, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 09 ноября 1994 г. на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п.п.3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» на основании удостоверения ветерана боевых действий, выданного 20 декабря 2004 г. ГУВД МО с 20 декабря 2004 г.
Согласно распоряжения первого заместителя главы Администрации города Дубны Московской области №253-Р от 10.04.2013г. «О включении в список граждан» Степанов М.В. включен в список граждан, указанных в ч.2 статьи 1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Распоряжением руководителя Администрации г.Дубны Московской области от 07 мая 2015 года №108Р-205, внесенным на основании рекомендации Министерства строительного комплекса Московской области об организации работы по проверке правомочности включения граждан в списки участников боевых действий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ «О ветеранах», С.М.В. был исключен из списка граждан, указанных в ч.2 ст.1 Закона Московской области «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», в связи с отсутствием следующих документов:
- заявления С.М.В. до01.01.2005г. о признании его, как участника боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом №5-ФЗ «О ветеранах»;
- соответствующего решения органа местного самоуправления города Дубны Московской области, принято до 01.01.2005 г.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд руководствуется следующим.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», вопросы обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях, относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Предоставление мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, осуществляется на основании требований Федерального закона от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Механизм реализации указанного Федерального бюджета предусматривает выделение средств из федерального бюджета на решение жилищного вопроса ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., исходя из общей площади 18 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья, устанавливаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в порядке очередности.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23 июня 2015г. №446/пр, показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Московской области на III квартал 2015 года, который подлежит применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, утвержден в размере 51225 рублей.
Таким образом, в настоящее время размер социальной выплаты составляет <данные изъяты>, которые С.М.В. просит взыскать с Администрации г. Дубны в счет возмещения ущерба, причиненного нарушением его жилищных прав.
Действительно, С.М.В., являясь нуждающимся в улучшении жилищных условий с 1994 г., до настоящего времени не обеспечен Администрацией г. Дубны жильем, что представителем ответчика в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
В соответствии со ст.3 Закона Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006 – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета формирует орган местного самоуправления, на территории которого проживает льготник.
Указанный список формируется в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как указано выше, постановлением заместителя руководителя Главы Администрации г. Дубны от 07 мая 2015 г. №108Р-205, С.М.В. исключен из списка граждан, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006 - ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».
Указанное постановление С.М.В. не оспаривалось. При этом, согласно поданного им иска, ему причинен моральный вред и материальный ущерб в размере 922050 рублей, что соответствует размеру субсидии из федерального бюджета для улучшения жилищных условий, в том числе ветеранам боевых действий.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ для взыскания суммы вреда истец должен доказать противоправность поведения ответчика: незаконность действий (бездействия) должностных лиц, наличие и размер причиненного вреда, а также наличие прямой причинной связи между указанными незаконными действиями должностных лиц и причиненным ему вредом.
Суд считает, что предусмотренные ст. 1069 ГК РФ основания для возмещения вреда истцу отсутствуют.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применительно к ст. 15 ГК РФ, неполученная истцом социальная выплата в размере 922050 рублей, предоставляемая на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета, убытками истца не является, поскольку приведенные выше требования закона свидетельствуют, что указанная социальная выплата является целевой и предоставляется в соответствии со ст.3 Закона Московской области от 26.07.2006 г. №125/2006 – ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», лицам, включенным в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые формирует орган местного самоуправления в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На момент рассмотрения настоящего спора С.М.В. в такой Список не включен, исключение истца из названного Списка им не оспорено; отказ в удовлетворении настоящего иска не лишает истца возможности восстановить свои права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в случае их нарушения ответчиком, путем предъявления соответствующего иска в суд.
При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании материального ущерба и производных от данного требования требований о компенсации морального вреда с Администрации г.Дубны не подлежат удовлетворению.
Руководствуясьст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска С.М.В. к Администрации г. Дубны о взыскании материального ущерба и морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: подпись.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 ноября 2015 года
Судья: подпись.