РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Парабель
13 октября 2023 года
Парабельский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ряпусова А.В.,
при секретаре Кудрявцевой Н.А.,
с участием истца Стрелкова А.А.,
представителя истца Царёвой А.В.,
представителя ответчика Новомлинской Е.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Стрелкова А.А. к Администрации Парабельского сельского поселения о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения,,
УСТАНОВИЛ:
Стрелков А.А. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Парабельского района и Комитету по управлению муниципальным имуществом Парабельского района о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда, заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения в виде квартиры или отдельного дома на территории Парабельского района, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Указал, что ему в 2013 году было предоставлено жилое помещение по адресу: "данные скрыты". Также указывает, что данное жилое помещение не пригодно для проживания, находится в аварийном состоянии.
Определением Парабельского районного суда от 27.06.2023 произведена замена ненадлежащих ответчиков на Администрацию Парабельского сельского поселения.
Администрацией Парабельского сельского поселения в суд представлен отзыв на исковые требования, согласно которым исковые требования администрация не признает, указав, что Стрелкову однократно уже было предоставлено жилое помещение, пригодное для проживания и благоустроенное применительно к условиям, установленным в Парабельском сельском поселении. Данное жилое помещение длительное время не эксплуатировалось и пришло в ненадлежащий вид, требует капитального ремонта, который запланирован на 2024 год.
В судебном заседании истец Стрелков А.А, исковые требования поддержал в полном объеме. Указал, что данное жилое помещение было ему предоставлено в 2013 году. Он прожил в нем около месяца и уехал в "данные скрыты", так как в нем было очень холодно, водоснабжение в доме отсутствует. После этого в квартире не проживал. Полагает, что данное жилое помещение не благоустроенное. В настоящее время в квартире проживать невозможно, она требует капитального ремонта. В связи с этим считает, что он не обеспечивался жилыми помещениями и имеет соответствующее право на предоставление другого жилья по договору специализированного найма жилого помещения как лицо из числа детей-сирот.
Представитель истца Царева А.В., действующая на основании ходатайства истца, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что жилое помещение изначально не было пригодно для проживания. Согласно проведенной экспертизе установлено, что электропроводка не соответствует требованиям пожарной безопасности, крыша сделана неправильно, воды в квартире нет, колонка находится далеко, за пределами установленных норм, мусорный контейнер также установлены свыше установленных норм.
Представитель Администрации Парабельского сельского поселения Новомлинская Е.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва. Указала, что жилое помещение пригодно для проживания, но требует капитального ремонта, что подтверждается проведенной экспертизой и заключением межведомственной комиссии. Капитальный ремонт запланирован на 2024 год. На период проведения ремонта принято решение о предоставлении Стрелкову А.А. жилого помещения из маневренного жилого фонда. В жилом помещении длительное время никто не проживал, в связи с чем, и пришло в ненадлежащий вид. Также указала, что за наем жилого помещения у Стрелкова имеется задолженность в размере более 20000 руб.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Согласно частям 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с ч. 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Часть 6 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» устанавливает, что срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, областным органом по управлению специализированным жилищным фондом либо органами местного самоуправления в случае наделения их соответствующими государственными полномочиями однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Администрацией Томской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статьей 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» администрации поселений и городских округов Томской области наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 названного Закона Томской области в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:
принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом;
формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округа, в соответствии с Законом Томской области от 6 сентября 2006 года № 212-ОЗ «О специализированном жилищном фонде Томской области», статьей 15 Закона Томской области от 19 августа 1999 года № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области»;
за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения, общая площадь которых составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в соответствии с законодательством, в том числе настоящим Законом, в собственность муниципального образования на основании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов;
по договору найма специализированных жилых помещений предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов, сформированного соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Постановлением Администрации Томской области от 29 декабря 2012 года № 562а утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
В соответствии с указанным Порядком специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот, включенным в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципальных районов, городских округов Томской области (далее - Списки), сформированные органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Томской области, осуществляющими отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (п. 4).
Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот на территории поселения, городского округа Томской области, в список которого включено лицо из числа детей-сирот (п. 6).
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью администрации поселения и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
На основании ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В судебном заседании установлено, что истец Стрелков А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что сторонами не оспаривается.
Распоряжением Администрации Парабельского сельского поселения от 18.02.2013 № 22а Стрелков А.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Томской области Парабельского района в Парабельском сельском поселении.
На основании постановления администрации Парабельского сельского поселения от 30.04.2013 "данные скрыты" «О заключении договора найма специализированного жилого помещения со Стрелковым А.А.», 30.04.2013 со Стрелковым А.А. заключен соответствующий договор за № 03-04/2013 сроком на 5 лет по адресу: "данные скрыты". Также был подписан передаточный акт. На момент подписания договора и после каких-либо заявлений и претензий в адрес администрации о непригодности жилого помещения для проживания не поступало, что сторонами не оспаривалось.
27.08.2018 между Администрацией Парабельского сельского поселения и Стрелковым А.А. вновь был заключен договор найма специализированного жилого помещения № 28-08/2018 сроком на 5 лет (до 30.04.2023) по адресу: "данные скрыты". После подписания и данного договора каких-либо заявлений и претензий в адрес администрации о непригодности жилого помещения для проживания не поступало, что сторонами также не оспаривалось.
26.01.2023 отделом опеки и попечительства Парабельского района вынесено заключение о наличии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания Стрелкову А.А. содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
30.06.2023 на основании указанного заключения Стрелкову А.А. было предложено перезаключить договор найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок с приложением соответствующего договора от 28.06.2023.
Вместе с тем, указанный договор Стрелковым А.А. не подписан.
Исходя из постановления Администрации Парабельского сельского поселения от 08.02.2018 № 16 «Об установлении степени благоустроенности жилых помещений на территории Парабельского сельского поселения» на территории Парабельского сельского поселения считаются благоустроенными жилые помещения с нецентрализованным водоснабжением (уличная колонка, водонапорная башня), с нецентрализованным водоотведением (надворные уборные), с автономным отоплением (печным), с электроснабжением.
Установлено, что на момент предоставления жилого помещения квартира по адресу: "данные скрыты", была оборудована электрическим отопителем, электроснабжением. В квартире отсутствовало водоснабжение (уличная колонка) и водоотведение (уличный туалет). Указанное обстоятельство Стрелковым подтверждалось и, следовательно, на основании ст. 68 ГПК РФ не подлежит доказыванию. То есть, применительно к Парабельскому сельскому поселению, данное жилое помещение признается благоустроенным.
Стрелковым А.А. заявляется о непригодности указанного жилого помещения для проживания, в связи с чем, полагает, что право на предоставление жилого помещения им не реализовано.
Вместе с тем, указанный довод судом не может быть принят по следующим основаниям.
Межведомственной комиссией Парабельского района 07.03.2023 проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "данные скрыты". По результатам обследования составлен Акт обследования помещения № 6а, в соответствии с которым было установлено, что в квартире необходимо провести ремонтные работы.
Кроме этого по результатам обследования было составлено заключение от 07.03.2023 № 6, в соответствии с которым комиссия приняла заключение о проведении капитального ремонта с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными требованиями, и после их завершения – о продолжении процедуры оценки. Следовательно, выводов о непригодности межведомственная комиссия не сделала. Указанное заключение Стрелковым А.А. не оспорено, в связи с чем, выводы данной комиссии являются одними из основополагающих.
Также на основании ходатайства истца, судом была назначена судебная строительная экспертиза. По результатам проведенной экспертизы, проведенной АНО «Томский центр экспертиз» № 5867-4751/23 от 07.08.2023, жилое помещение, расположенное по адресу: "данные скрыты" пригодно для проживания, подлежит восстановлению путем ремонта, переноса туалета и контейнеров для ТБО. В тоже время по результатам проведенной экспертизы было установлено, что жилое помещение не соответствует строительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам пожарной безопасности: на крыше отсутствует система снегозадержания, отсутствует отопление, расстояние от контейнеров для ТБО превышает 100 метров, уличный туалет расположен на расстоянии менее 10 м. от жилого дома, электрическая проводка выполнено с нарушением правил пожарной безопасности.
Однако, по мнению суда, указанные недостатки возможно устранить как по результатам капитального ремонта, так и в результате иных мероприятий, проводимых администрацией поселения.
При этом, согласно исследовательской части, нарушений требований нормативных документов по пожарной безопасности, в части объемно-планировочных и конструктивных решений, эвакуационных выходов, установлено не было.
Также установлено, что отопление на момент заселения в 2013 году присутствовало в виде электрического обогревателя, что истцом не оспаривалось. Однако на сегодняшний день, данный отопительный прибор отсутствует.
Таким образом, оснований для утверждения о том, что данное жилое помещение непригодно для проживания, не имеется.
Также установлено, что ранее по обращению Стрелкова А.А. прокуратурой района также была проведена проверка в части обеспеченности его жильем. По результатам проверки было установлено, что жилое помещение включено в план капитального ремонта на 2024 год. Также было установлено, что водоразборная колонка находится на расстоянии более 100 м.
Из ответа Администрации Парабельского сельского поселения следует, что квартира включена в план ремонта на 2024 год, а Стрелкову на период ремонта будет предоставлено жилое помещение из маневренного жилого фонда.
Судом установлено, что на основании постановления Администрации Парабельского сельского поселения от 13.10.2023 № 178 Стрелкову предоставляется жилое помещение маневренного фонда по адресу: "данные скрыты" на период капительного ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "данные скрыты".
В тоже время, наличие указанных обстоятельств не утрачивает оснований для утверждения, что данное жилое помещение пригодно для проживания и благоустроено применительно для Парабельского сельского поселения. Из указанных обстоятельств следует лишь, что данное жилое помещение требует капитального ремонта для приведения помещения в надлежащий вид и установки отопительных приборов. Превышение же нормативов расстояний до водоразборной колонки (330 м.) и контейнера ТБО (220 м.) и меньшее расстояние до уличного туалета (6 м.), по мнению суда, на сегодняшний момент не влияют на пригодность жилья для проживания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Стрелков А.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно был обеспечен жилым помещением, в связи с чем, оснований для предоставления ему другого жилого помещения, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Стрелкова А.А. к Администрации Парабельского сельского поселения о предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда, возложении обязанности заключить договор найма специализированного жилого помещения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Парабельский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подписано) А.В. Ряпусов
Мотивированное решение изготовлено 17 октября 2023 года
Судья А.В. Ряпусов