УИД: 66RS0009-01-2021-003171-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 28 июля 2021 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Ершова Т.Е.,
при секретаре Шушаковой В.В.,
с участием административного истца Коноваловой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1938/2021 по административному исковому заявлению Коноваловой Н. Н. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижний Тагил и Пригородному району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кузнецовой А. И., Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о признании незаконным бездействий судебного пристава-исполнителя, обязании совершить определенные действия,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ Коновалова Н.Н. обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Ленинскому району г.Н.Тагил и Пригородному району ГУФССП России по Свердловской области Кузнецовой А.И., в котором просит признать незаконным бездействие судебного пристава исполнителя ОСП по Ленинскому району г.Н.Тагила и Пригородного района УФССП по Свердловской области ГУФССП России по Свердловской области Кузнецовой А.И. в рамках исполнительного производства № о взыскании алиментов с Стафеева В. В. на содержание дочери Полины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выразившееся в непринятии мер по проведении расчета по индексации алиментов и вынесении постановления о расчете индексации; обязать административного ответчика судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Ленинскому району г.Н.Тагила Свердловской области произвести расчет индексации по алиментам с вынесением постановления в рамках исполнительного производства № о взыскании алиментов с Стафеева В. В. на содержание дочери Полины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, копии постановлений направить сторонам исполнительного производства.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что на основании заочного решения мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца Коноваловой Н.Н. с должника Стафеева В.В. были взысканы алименты на содержание дочери Полины в размере 4000 руб., т.е. 40 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации с последующей индексацией пропорционально увеличению установленного законодательством минимального размера оплаты труда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должнику определена задолженность в размере 445 799 руб. 59 коп.
Истец полагает, что индексация алиментов судебным приставом не произведена.
Согласно представленному истцом расчету задолженность по алиментам должна составлять 7 617 385 руб. 10 коп.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле административным ответчиком привлечено Главное Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.
Административный истец Коновалова Н.Н. в судебном заседании уточнила заявленные требования, просила признать незаконным постановление о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ и обязать судебного пристава принять ее расчет задолженности. Суду пояснила, что судебный пристав ДД.ММ.ГГГГ произвел расчет задолженности, однако не производит индексацию алиментов. Полагает, что права взыскателя нарушены, в связи с тем, что индексация, установленная решением суда, не производится.
Административный ответчик Кузнецова А.И. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Представитель Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, надлежащим образом извещавшиеся судом о месте и времени судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в суд не явился.
Заинтересованное лицо Стафеев В.В. в судебное заседание не явился, был своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, возражал против удовлетворения требований административного истца, поскольку судебный пристав ДД.ММ.ГГГГ произвел расчет задолженности с индексацией. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Заслушав административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, исходя из закона, для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца.
Согласно статье 106 Семейного кодекса Российской Федерации при отсутствии соглашения об уплате алиментов члены семьи, указанные в статьях 80 - 99 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.
Согласно пункту 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации, определено, что судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ в случае, установленном частью 1 статьи 9 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", производят индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины производят эту индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Размер алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, в целях их индексации устанавливается судом кратным величине прожиточного минимума, определенной в соответствии с правилами пункта 1 настоящей статьи, в том числе размер алиментов может быть установлен в виде доли величины прожиточного минимума (п. 2 ст. 117 СК РФ).
При повышении величины прожиточного минимума согласно части 1 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель, а также организация или иное лицо, которым направлен в случае, установленном частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, исполнительный документ, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
В соответствии с указанной статьей в редакции до изменений, внесенных Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ, при повышении установленного законом минимального размера оплаты труда судебный пристав-исполнитель и лица, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, производят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.
Размер задолженности по алиментам в соответствии с частью 2 статьи 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.Из системного анализа приведенных норм права следует, что индексация алиментов, предусмотренная положениями статей 106, 117 Семейного кодекса Российской Федерации и статьей 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является обязанностью судебного пристава-исполнителя. Закон не ставит в зависимость возникновение данной обязанности с момента подачи ходатайства или иного обращения участников исполнительного производства, в связи с чем она считается безусловной.
Согласно Федеральному закону "О минимальном размере оплаты труда" от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) с ДД.ММ.ГГГГ минимальный размер оплаты труда был установлен в сумме 1100 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ-2300 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 4330 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - 4611 рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 декабря 2011 года индексация алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения в целом по Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации взыскание алиментов за прошедший период на основании соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа производится в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов к взысканию.
В тех случаях, когда удержание алиментов на основании исполнительного листа или на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов не производилось по вине лица, обязанного уплачивать алименты, взыскание алиментов в силу пункта 2 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации производится за весь период независимо от установленного пунктом 2 статьи 107 настоящего Кодекса трехлетнего срока.
Обязанность индексировать алименты, взысканные в твердой денежной сумме, исходя из минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума, соответствует правовым позициям, изложенным в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 841-О-О, 05 июля 2011 года N 953-О-О и 6 июня 2016 года N 1417-О, а также разъяснению Верховного Суда Российской Федерации, данному им в Обзоре судебной практики за 3 квартал 2006 года.
Судом установлено, что заочного решения мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского района г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца Коноваловой Н.Н. с должника Стафеева В.В. были взысканы алименты на содержание дочери Полины в размере 4000 руб., т.е. 40 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации с последующей индексацией пропорционально увеличению установленного законодательством минимального размера оплаты труда, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до совершеннолетия ребенка.
На основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Нижний Тагил и Пригородному району УФССП России по Свердловской области ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство № в части взыскания алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 40 МРОТ.
В настоящее время исполнительное производство находится в производстве судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Нижний Тагил и Пригородному району УФССП России по Свердловской области Кузнецовой А.И.
Решением Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижний Тагил и Пригородному району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кузнецовой А. И. по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Стафеева В. В., выразившееся в не проведении индексации алиментов на несовершеннолетнего ребенка. На судебного пристава была возложена обязанность произвести индексацию алиментов и рассчитать задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка, согласно которому задолженность Стафеева В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 345 799 руб. 58 коп. Судебным приставом произведен расчет индексации алиментов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исходя из минимального размера оплаты труда.
Разъяснения о порядке индексации алиментов даны в Письме ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №-АП "Об алгоритме расчета задолженности по алиментам».
Поскольку при расчете индексации алиментов судебным приставом-исполнителем за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был применен закон, утративший силу (ч. 1 ст. 117 Семейного кодекса Российской Федерации и ч. 1 ст. 102 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), то в целом расчет алиментов является неправильным и постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам на несовершеннолетнего ребенка не может быть признан законным, поскольку такой расчет произведен судебным приставом-исполнителем исходя из минимального размера оплаты труда без учета величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения.
Судебному приставу-исполнителю надлежало провести расчет задолженности по алиментам на содержание ребенка за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом требований ст. 113 СК РФ, произвести индексацию алиментов до ДД.ММ.ГГГГ пропорционально увеличению роста минимального размера оплаты труда, а с ДД.ММ.ГГГГ произвести индексацию пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей, определенной в Свердловской области. При расчете суммы задолженности судебному приставу следовало учесть суммы выплаченных алиментов.
Суд также полагает необходимым отметить, что в случае неясности исполнения судебного акта суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по заявлению судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемый расчет не соответствует положениям статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, что в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для удовлетворения административного иска.
Также суд считает необходимым отметить, что соответствии с пунктом 5 статьи 113 Семейного кодекса Российской Федерации и статьями 102 и 121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае, если сторона исполнительного производства не согласна с определенным судебным приставом-исполнителем размером задолженности по алиментам, она вправе обратиться в суд с иском об определении размера задолженности или обжаловать действия судебного исполнителя в судебном порядке.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
решил:
Административные исковые требования Коноваловой Н. Н. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижний Тагил и Пригородному району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Кузнецовой А. И. о расчете задолженности по алиментам от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Стафеева В. В..
Обязать судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому району города Нижний Тагил и Пригородному району Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, в производстве которого находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ, произвести индексацию алиментов и рассчитать задолженность по алиментам на содержание несовершеннолетнего ребенка.
Об исполнении решения суда известить Коновалову Н. Н. и Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области.
Решение в окончательной форме принято 28 июля 2021 года.
<...>
<...>
Судья Ершова Т.Е.