Решение по делу № 2-2206/2020 от 10.09.2020

Дело № 2-2206/2020

44RS0002-01-2020-003048-95

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 декабря 2020 года г. Кострома

Ленинский районный суд г. Костромы в составе судьи Королевой Ю.П.,

с участием истца Панфилова А.В., представителя ответчиков и третьего лица Лебедевой Е.С.,

при секретаре Малышевой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панфилова А. В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Панфилов А.В. обратился в суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области (далее - УФК по Костромской области), Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области) с иском о взыскании компенсации морального вреда в размере 500 000 руб., а также судебных расходов в сумме 50 300 руб.

Требования мотивировал тем, что с мая 2017 г. по приговору Ленинского районного суда г. Костромы он отбывает наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области. Несмотря на его обращения о ненадлежащих в ИК-1 условиях содержания осужденных, никаких мер, направленных на устранение указанных им недостатков, администрацией исправительного учреждения не принимается. В частности, отсутствуют условия, в которых бы он и осужденные могли своевременно составлять апелляционные и частные жалобы, подготовиться к судебному разбирательству, составить свою корреспонденцию. Помещение (комната быта), в котором осужденным разрешено составлять корреспонденцию, имеет площадь 1,5 м на 2,0 м и оборудовано одним только письменным столом и стулом. В каждом же отряде содержится не менее 60 осужденных. Время работы комнаты быта установлено следующим образом: с 07.00 час. до 08.30 час., с 14.00 час. до 15.00 час., с 18.00 час. до 21.30 час. При этом указанное время совпадает с режимным мероприятием, отведенным для принятия пищи, а также с другими режимными мероприятиями, которые осужденные нарушать не могут. За нарушение установленного порядка к осужденным могут применяться меры взыскания. В то же время право на переписку гражданам гарантировано Конституцией РФ и реализацию такого права осужденным должна обеспечить администрация исправительного учреждения. Однако никаких мер для устранения данной ситуации ни должностные лица исправительного учреждения, ни органы государственной власти не предпринимают. Таким образом, условия содержания, в которых он вынужден по очереди за письменным столом с другими осужденными составлять свои обращения, жалобы, заявления и т.п., и при этом не может по независящим от него обстоятельствам в установленные сроки составлять свои апелляционные и частные жалобы и подготовиться к суду, явно не соответствуют надлежащим, превышают тот уровень страданий, который неизбежно присущ при лишении свободы. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. За услуги юридической помощи в составлении данного искового заявления, его доставки с числом необходимых копий и оплаты государственной пошлины им были понесены расходы в сумме 50 300 руб.

На основании ст. ст. 40, 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний, в качестве третьего лица – УФСИН России по Костромской области.

В судебном заседании Панфилов А.В. полностью поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области и ФСИН России по доверенностям Лебедева Е.С., являющаяся также представителем третьего лица УФСИН России по Костромской области, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Панфилов А.В. отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с 16 февраля 2017 года, освободился по отбытии наказания 21 сентября 2020 года. Общая площадь отряда, в котором он содержался, составляет 276,2 кв.м. В здании отряда располагаются спальное помещение, комната приема пищи, комната быта, помещение воспитательной работы (комната отдыха), а также иные подсобные и служебные помещения. Указанные помещения оборудованы необходимой мебелью - столами, стульями, лавками. Вероятность ситуации, при которой все лица, содержащиеся в отряде, одновременно начинают писать письменные обращения, ожидая свою очередь, исключена. В связи с тем, что с 1 февраля 2018 года Панфилов А.В. не был привлечен к труду, он постоянно находился в помещении отряда и имел возможность писать письма, заявления, жалобы в свободное время, используя для этого любое помещение. За период отбывания наказания в учреждении истцом направлено 148 жалоб, обращений, заявлений в судебные органы, органы прокуратуры и иные инстанции, что свидетельствует о его беспрепятственной возможности реализовать свое право на составление и направление корреспонденции в различные организации, судебные органы, органы прокуратуры. Факт наличия нравственных и физических страданий истцом не доказан, размер компенсации морального вреда ничем не обоснован. Также Лебедева Е.С. указала, что ФСИН России является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку доказательств вины учреждений и органов УИС Костромской области, ФСИН России суду не представлено. В силу положений ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность перед истцом должно нести само государство - Российская Федерация - в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Костромской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву относительно заявленных исковых требований Министерство финансов Российской Федерации не признает исковые требования в полном объеме, поскольку Минфин России является ненадлежащим ответчиком по делу, так как действующими нормативно-правовыми актами на Министерство не возложена обязанность по обеспечению условий содержания осужденных в учреждениях, исполняющих наказание. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, согласно которому функции главного распорядителя бюджетных средств в отношении органов уголовно-исполнительной системы осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний – ФСИН России. Кроме того, в данном случае отсутствуют основания для компенсации морального вреда, так как не доказаны факт причинения вреда истцу, размер вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинная связь между неправомерными действиями ответчика и наступившим вредом. С учетом изложенного, представитель ответчика просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено подпунктом «c» пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (подписана Россией 28.02.1996 и ратифицирована с оговоркой и заявлениями в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ), каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленном законом, в том числе в случае законного задержания или заключения под стражу лица, произведенного с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Из содержания названных норм следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

В силу п. 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

На основании ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

По общему правилу компенсация морального вреда осуществляется при доказанности наличия состава гражданского правонарушения, включающего в себя наличие вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом и вину причинителя вреда.

Потерпевший должен представить доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, обязанным в силу закона возместить вред. На ответчике лежит обязанность доказать отсутствие своей вины в причинении вреда. Отсутствие одного из элементов состава исключает, по общему правилу, возможность удовлетворения иска о возмещении вреда, в том числе и морального.Положения ст. 1071 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель бюджетных средств.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Согласно пп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службы исполнения наказаний России, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При таких обстоятельствах надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является ФСИН России как главный распорядитель федерального бюджета по ведомственной принадлежности.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Панфилов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области с 16 февраля 2017 года, освободился по отбытии наказания 21 сентября 2020 года, что подтверждается соответствующей справкой исправительного учреждения.

Истец указывает, что его содержание в колонии являлось ненадлежащим в части организации условий для написания писем, жалоб, заявлений и иной корреспонденции по основаниям, приведенным в иске.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

К бесчеловечному обращению относятся факты преднамеренного причинения человеку реального физического вреда, а равно глубоких физических или психических страданий.

Унижающим достоинство признается обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

Лицам, содержащимся под стражей, не должны причиняться лишения и страдания более тех, которые являются неизбежными при лишении свободы, а их здоровье и благополучие должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

Согласно статье 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В развитие перечисленных выше конституционных и международных норм Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей (статья 4); подозреваемые и обвиняемые имеют, в частности, право на материально-бытовое обеспечение, на восьмичасовой сон в ночное время (статья 17); подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые « условия », отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров (статья 23).

Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 г. первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности.

В соответствии со ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Право на переписку осужденных закреплено в ст. 91 УИК РФ.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. Отправление и получение корреспонденции осуществляются за счет средств подозреваемых и обвиняемых.

Переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию места содержания под стражей и подвергается цензуре.

В силу положений ст. 21 указанного Закона предложения, заявления и жалобы подозреваемых и обвиняемых, адресованные в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения, направляются через администрацию места содержания под стражей.

В соответствии с пунктами 20, 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее – Правила) в каждом ИУ устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя. Предусматриваются непрерывный восьмичасовой сон осужденных и предоставление им личного времени. Не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья.

Порядок осуществления осужденными переписки, получения и отправления денежных переводов регламентирован главой XII Правил.

В судебном заседании установлено, что общая площадь отряда № 10, в котором содержался истец, составляет 276,2 кв.м. В здании отряда располагаются спальное помещение, комната приема пищи, комната быта, помещение воспитательной работы (комната отдыха), а также иные подсобные и служебные помещения. Указанные помещения оборудованы необходимой мебелью - столами, стульями, лавками.

Согласно справке заместителя начальника исправительного учреждения о расположении помещений отряда № 10 до июля 2020 года в помещении № 13 (по техническому плану) располагалась комната хранения личных вещей, с июля 2020 она перенесена в помещение № 6 (ранее использовавшееся как сушилка), сушилка перенесена в помещения №№ 15, 16 (перегородка разобрана, помещения объединены). Комната быта до ремонта была в помещении, обозначенном № 11 по техническому плану, перенесена в помещение № 13. Комната воспитательной работы (комната отдыха) ранее была в помещении № 9, перенесена в помещение, обозначенное на техническом плане № 4, на ее месте стала комната приема пищи (помещения № 9 и № 11 объединены).

Из технического плана помещений отряда № 10 видно, что помещение № 11 имеет площадь 7,4 кв.м, помещение № 9 – 13,3 кв.м, помещение № 13 – 4,7 кв.м, помещение № 4 – 31,6 кв.м.

Из установленных по делу обстоятельств с учетом представленных в материалы дела доказательств следует, что у истца была возможность для написания корреспонденции в достаточных по площади и оборудованных помещениях: комнате быта, комнате отдыха, комнате приема пищи, а также в спальном помещении.

Режим работы комнаты отдыха: с 08.00 час. до 10.00 час., с 12.00 час. до 15.00 час., с 18.00 час. до 21.30 час. согласуется с режимными мероприятиями согласно утвержденному распорядку дня осужденных на каждый год и в полной мере позволял истцу в свободное от обязательных мероприятий время воспользоваться данным помещением для написания заявлений, жалоб и пр.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, Панфилов А.В. с февраля 2018 г. не был трудоустроен, поэтому у него, по сравнению с другими осужденными, имелось больше времени для написания корреспонденции, в том числе и в иных, кроме комнаты отдыха, помещениях отряда.

При этом суд соглашается с доводами представителя ФКУ ИК-1 УФСИН России по Костромской области и ФСИН России о том, что вероятность ситуации, при которой все лица, содержащиеся в отряде, одновременно начинают писать письменные обращения, ожидая свою очередь, исключена.

Об отсутствии каких-либо нарушений прав истца в данной части свидетельствует и количество направленных им жалоб и обращений. Так, согласно справке начальника канцелярии исправительного учреждения за период с 27.02.2017 по 15.09.2020 зарегистрировано 148 жалоб и обращений осужденного Панфилова А.В., адресованные в судебные органы, органы прокуратуры и другие органы и организации.

Доказательств того, что истцом какие-либо обращения и жалобы по причине ненадлежащей организации условий для их написания со стороны исправительного учреждения были поданы (направлены) с пропуском срока, и это привело к нарушению права Панфилова А.В. на судебную или иную защиту, в материалы дела не представлено. Также отсутствуют и доказательства того, что к Панфилову А.В. администрацией учреждения применялись какие-либо меры взыскания за написание корреспонденции в непредназначенном для этого месте или времени. Напротив, стороной ответчика представлены надлежащие и достаточные доказательства отсутствия нарушений организации условий для написания осужденными корреспонденции.

При таких обстоятельствах законных оснований для удовлетворения исковых требований истца о компенсации морального вреда суд не усматривает.

Поскольку решение суда состоялось не в пользу истца, то оснований для взыскания понесенных им судебных расходов в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ не имеется. Кроме того, доказательства несения истцом расходов по оплате юридической помощи в материалах дела отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Панфилова А. В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области, Федеральной службе исполнения наказаний о взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья «подпись» Ю.П. Королева

Мотивированное решение суда изготовлено 11 декабря 2020 года

2-2206/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панфилов Алексей Владимирович
Ответчики
Министерство Финансов РФ в лице УФК по Костромской области
ФСИН России
Другие
УФСИН России по Костромской области
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Судья
Королева Ю.П.
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.09.2020Передача материалов судье
10.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2020Подготовка дела (собеседование)
19.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2020Судебное заседание
07.12.2020Судебное заседание
11.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее