Дело № 2а-217/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2016 года город Лермонтов
Лермонтовский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Федотовой Т.М.,
при секретаре Ряполовой С.Н.,
с участием помощника прокурора города Лермонтова Ряхиной А.А.,
представителя третьего лица отдела образования администрации г. Лермонтова по доверенности Кобзевой Е.Н.,
представителя третьего лица МБОУ СОШ № 5 Чирковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Лермонтова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Лермонтова, совету г. Лермонтова о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании,
установил:
Прокурор города Лермонтова обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к администрации города Лермонтова, совету г. Лермонтова о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, указав, что прокуратурой г. Лермонтова проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в части нарушения санитарно-эпидемиологических требований в муниципальном бюджетном образовательном учреждении СОШ № 5. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, директором МБОУ СОШ № 5 не выполнено Предписание Межрегионального управления № 101 ФМБА России № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что помещения для занятий по технологии девочек, уроков труда мальчиков, библиотека, актовый зал, расположенные по адресу: <адрес>, не включены в перечень лицензированных ранее, не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, что является нарушением п. 1.5 СанПин 2.4.2.28221-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», согласно которому обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
Для получения заключения Межрегионального управления
№ ФМБА России о соответствии нормам СанПин 2.4.2.28221-10 учебного
корпуса, расположенного по адресу: <адрес>,
необходим ремонт электросетей, учебных кабинетов, коридоров, фасадов
здания.
Кроме того проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» на территории МБОУ СОШ № 5, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствуют въездные ворота, в связи с чем, имеется возможность свободного доступа в здание и на территорию учреждения посторонних лиц, также отсутствуют камеры видеонаблюдения.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес главы администрации города Лермонтова внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о несовершеннолетних в части нарушения санитарно-эпидемиологических требований в МБОУ СОШ № 5.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города поступил ответ главы администрации города Лермонтова, согласно которому при выделении ассигнований на 2016 год средства на указанные цели не были заложены в бюджет города Лермонтова в виду его дотационности и дефицитности. При наличии финансовой возможности в течение 2016 года в Совет города будет предложен проект решения в целях внесения изменений в бюджет.
Однако, по истечению более двух месяцев с момента получения прокуратурой города ответа от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией города не предпринято никаких мер по выделению денежных средств для производства ремонтных работ, чтобы впоследствии здание МБОУ СОШ № 5, расположенное по адресу: <адрес>, включить в перечень лицензированных объектов.
Таким образом, нарушения требований законодательства РФ, допущенные администрацией города Лермонтова, препятствуют созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Просит суд признать бездействие администрации города Лермонтова Ставропольского края и Совета города Лермонтова Ставропольского края, выразившееся в невыделении средств из бюджета города Лермонтова для проведения ремонтных работ здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5, расположенного по адресу: <адрес> незаконным. Обязать администрацию города Лермонтова Ставропольского края и Совет города Лермонтова Ставропольского края в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в силу обеспечить проведение ремонтных работ здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора г. Лермонтова Ряхина А.А. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации города Лермонтова по доверенности Давыденко И.Н. в судебное заседание не явился, представив заявление, в котором указывает, что с заявленными требованиями администрация города Лермонтова согласна, считает их обоснованными и не возражает против удовлетворения исковых требований. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Совета г. Лермонтова в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом.
Представитель третьего лица отдела образования администрации г. Лермонтова по доверенности Кобзева Е.Н. в судебном заседании пояснила, что директором МБОУ СОШ № 5 в адрес администрации города Лермонтова неоднократно направлялись обращения о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ, однако денежные средства до настоящего времени не выделены. В связи с чем, полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Директор МБОУ СОШ № 5 Чиркова М.А. пояснила, что обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится к полномочиям органов местного самоуправления, однако администрация г. Лермонтова не выделяет денежные средства на проведение ремонтных работ в школе, в связи с чем здание МБОУ СОШ № 5, расположенное по адресу: <адрес>, не может быть включено в перечень лицензированных объектов. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования законными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.
В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.4.2.2821-10 обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления № 101 ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ СОШ № 5, в ходе проведения установлено, что занятия по технологии девочек, уроков труда мальчиков, библиотека, актовый зал проводятся в помещениях, не включенных в перечень лицензированных ранее, что является нарушением п. 1.5. СанПин 2.4.2.2821-10. Директору МБОУ СОШ № 5 Чирковой М.А. вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарных правил в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Предписание Межрегионального управления № 101 ФМБА России № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок выполнено не было, в связи с чем в отношении директора МБОУ СОШ № 5 Чирковой М.А. составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым помещения для занятий по технологии девочек, уроков труда мальчиков, библиотека, актовый зал, расположенные по адресу: <адрес>, не включены в перечень лицензированных ранее, не имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности.
Для получения заключения Межрегионального управления
№ 101 ФМБА России о соответствии нормам СанПин 2.4.2.2821-10 учебного
корпуса, расположенного по адресу: <адрес>,
необходим ремонт электросетей, учебных кабинетов, коридоров, фасадов
здания.
Кроме того, в соответствии с п. 3.1. гл. 3 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» территория общеобразовательной организации должна быть ограждена и озеленена. Отсутствие ограждения территории допускается только со стороны стен здания, непосредственно прилегающих к проезжей части улицы или пешеходному тротуару.
Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований федерального законодательства на территории МБОУ СОШ № 5 отсутствуют въездные ворота, в связи с чем, имеется возможность свободного доступа в здание и на территорию учреждения посторонних лиц, также отсутствуют камеры видеонаблюдения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования (пункт 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации»).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и технической укрепленности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Директором МБОУ СОШ № 5 в адрес администрации города Лермонтова и отдела образования администрации г. Лермонтова неоднократно направлялись обращения о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ с обращением внимания на нарушения действующих СанПин (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором города в адрес главы администрации города Лермонтова внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о несовершеннолетних в части нарушения санитарно-эпидемиологических требований в МБОУ СОШ № 5.
Согласно ответа главы администрации г. Лермонтова Полуляха С.А., указано на отсутствие возможности финансирования МБОУ СОШ № 5, поскольку при выделении ассигнований на 2016 год средства на указанные цели не были заложены в бюджет города Лермонтова в виду его дотационности и дефицитности. При наличии финансовой возможности в течение 2016 года в Совет города будет предложен проект решения в целях внесения изменений в бюджет.
Однако до настоящего времени администрацией города не предпринято никаких мер по выделению денежных средств для производства ремонтных работ, чтобы впоследствии здание МБОУ СОШ № 5, расположенное по адресу: <адрес>, включить в перечень лицензированных объектов.
Нарушения требований законодательства РФ, допущенные администрацией города Лермонтова, препятствуют созданию условий, гарантирующих безопасные обучение, охрану и укрепление здоровья обучающихся образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Оценивая в совокупности доказательства, учитывая, что работа МБОУ СОШ № 5 не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области образования, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора города Лермонтова о признании бездействия администрации города Лермонтова незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения законодательства об образовании.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Лермонтова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Лермонтова, совету г. Лермонтова о признании бездействий незаконными, возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании - удовлетворить.
Признать бездействие администрации города Лермонтова Ставропольского края и Совета города Лермонтова Ставропольского края, выразившееся в невыделении средств из бюджета города Лермонтова для проведения ремонтных работ здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5, расположенного по адресу: <адрес> незаконным.
Обязать администрацию города Лермонтова Ставропольского края и Совет города Лермонтова Ставропольского края в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в силу обеспечить проведение ремонтных работ здания муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения через Лермонтовский городской суд.
Председательствующий судья Т.М. Федотова