№
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Дудинский районный суд <адрес> в составе председательствующего - судьи Васильева А.В.,
при секретаре Лырминой Л.А.,
с участием истца Свищева Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о включении периода службы в органах внутренних дел Российской Федерации в стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л:
Свищев Ю.Е. обратился с иском к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности включить период службы истца в органах внутренних дел РФ, дающий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, мотивируя свои требования тем, что, он является пенсионером МВД, имеет стаж работы в районах Крайнего Севера более <данные изъяты> и состоит на учете, как имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено письмо Отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в котором указано, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера» и на основании постановления администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера», истец включен в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты в категорию очередности «пенсионеры». ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено письмо Отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в котором разъяснено, что, на основании п. 4 раздела 2 мероприятия 15 «Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе <адрес> и городском поселении <адрес>, за счет средств краевого бюджета (в соответствии с законом края от ДД.ММ.ГГГГ №)» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы <адрес> «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» истец включен в список лиц, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в ДД.ММ.ГГГГ по мероприятию. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено письмо Отдела по миграционной и жилищной политике администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в котором указано, что, на основании письма министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в общий стаж работы истца в районах Крайнего Севера при определении суммы социальной выплаты не будет засчитана служба в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>). Полагая, что данное решение является незаконным, истец просит суд обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района включить периоды службы в органах внутренних дел Российской Федерации в календарном исчислении <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы в районах Крайнего Севера, необходимый для подсчета суммы социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В судебном заседании истец Свищев Ю.Е. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным выше, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района <адрес> по доверенности Сергеева Л.Н. в судебном заседании участия не принимала, о дне и времени слушания дела была уведомлена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, а также представила письменные возражения, указав, что с иском администрация района не согласна, поскольку, ДД.ММ.ГГГГ из министерства строительства и архитектуры <адрес> поступило письмо с разъяснениями о зачислении периодов прохождения военной службы при определении права на получение социальной выплаты. Письмом из Министерства разъясняется, что специально вопрос о включении периодов службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность работы, дающего право на получение жилищной субсидии не урегулирован. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 20), в трудовой стаж включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в ст. 10 определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж, к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие работы или иной деятельности». Свищев Ю.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального района с заявлением и документами по вопросу постановки на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Документы были приняты и рассмотрены на заседании комиссии администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера» ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в категорию очередности «пенсионеры» с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера <данные изъяты> (согласно записям в трудовой книжке), без учета периодов прохождения службы в УВД <адрес> и отделе вневедомственной охраны при УВД ТАО. Периоды прохождения службы ФИО4, не засчитываемые в общий стаж работы в районах Крайнего Севера при определении суммы социальной выплаты, составляют <данные изъяты> дней: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в УВД <адрес> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в отделе вневедомственной охраны при УВД ТАО. В этой связи администрация <адрес> просит суд в удовлетворении заявленных требований Свищева Ю.Е. к администрации <адрес> отказать.
Представитель третьего лица - министерства строительства <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о дне и времени слушания дела министерство уведомлено надлежащим образом, суду представлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя министерства, а также представлены письменные возражения на исковое заявление, где указано, что, право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статья 1 Закона, в качестве одного из обязательных условий признания за гражданином права на получение жилищной субсидии, устанавливает наличие у гражданина общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, в ст. 2 закрепляет, что, в трудовой стаж включаются периоды работы, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В статье 11 Закона о трудовых пенсиях определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 указанного закона определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом. Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Свищева Ю.Е., без учета периодов службы в органах внутренних дел, не соответствует условию статьи 1 Федерального закона для признания за истцом права на получение жилищной субсидии и влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Согласно паспорту Программы, ответственным исполнителем Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. На основании подпункта «б» пункта 3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Минстрой России дает разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами. Обозначенная в пункте 1 настоящего отзыва позиция относительно расчета необходимого стажа работы отражена в письме Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, оспариваемое решение в отношении Свищева Ю.Е. принято в рамках установленных полномочий и в соответствии с нормами Федерального закона, Программы, Ведомственной целевой программы, Правил и письмом Минстроя России. В связи с чем, оснований, для включения службы в органах внутренних дел в общий стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты не имеется. В соответствии со статьей 3 Закона, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес>», администрация наделена на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей <адрес> в соответствии с Законом. Таким образом, администрация при осуществлении переданных государственных полномочий осуществляет постановку на учет, учет и снятие с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Также обязано руководствоваться нормами Федерального закона, Программы, Ведомственной целевой программы, Правил и письмом Минстроя России о порядке реализации указанных норм. Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ, по ходатайству лиц, участвующих в деле, к участию в деле могут быть привлечены лица третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, если решение может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Федеральным законом установлено право определенных категорий граждан на предоставление жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета. В соответствии с пунктом 3.13 Положения о министерстве, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, министерство осуществляет переданные Федеральным законом полномочия по обеспечению права граждан на получение жилищных субсидий. Паспортом Программы установлено, что ответственным исполнителем Программы является Минстрой России, финансирование Программы осуществляется только за счет средств федерального бюджета. Основным механизмом реализации Программы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника Ведомственной целевой программы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. На основании подп. «б» п. 3 Основного мероприятия, Минстрой России дает разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами. Таким образом, министерство строительства <адрес> полагает необходимым привлечь к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Минстрой России.
Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, установлено Федеральным законом №125-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона № 125-ФЗ предусмотрено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях.
Из материалов дела следует, что Свищев Ю.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации (УВД <адрес>) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (отдел вневедомственной охраны при УВД <адрес>), расположенной в районах Крайнего Севера (стаж службы <данные изъяты>, имеет иной стаж работы в районах Крайнего Севера, который при сложении со стажем службы в органах внутренних дел составляет более <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец Свищев Ю.Е. обратился в администрацию Таймырского муниципального района с заявлением о постановке его на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Как следует из материалов дела, документы Свищева Ю.Е. были приняты и рассмотрены на заседании комиссии администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по распределению жилья и социальных выплат ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера» и на основании постановления администрации Таймырского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списков граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера» Свищев Ю.Е. включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, в категорию очередности «пенсионеры», с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера <данные изъяты>, без учета периодов прохождения службы в УВД <адрес> и отделе вневедомственной охраны при УВД ТАО.
Согласно п.п.1 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (если ему предшествовали или за ним следовали периоды работы), засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 данного Федерального закона, несмотря на то, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за граждан, проходящих указанную службу, не уплачивались и источник финансирования расходов на страховую часть трудовой пенсии отсутствовал.
Федеральный закон № 125-ФЗ не ставит возникновение права на получение жилищной субсидии в зависимость от возникновения права на получение пенсии, наличия и характера определенного страхового стажа, в связи с чем, вывод администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о том, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», является неверным.
С учетом изложенного, заявленные требования истца о включении периода службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего в количестве <данные изъяты>, в общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера для получения социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Помимо этого, суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя министерства строительства <адрес> о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства строительства Российской Федерации, поскольку, в соответствии с ч.1 ст. 43 ГПК РФ, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Как следует из содержания вышеуказанного ходатайства, механизм реализации подпрограммы предусматривает, что Минстрой России осуществляет общее руководство подпрограммой, контроль за её реализацией и утверждает методику проверки исполнения мероприятий подпрограммы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании п.п. «б» п. 3 постановления № Минстрой России дает разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных правилами.
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о том, что принятое по настоящему гражданскому делу решение может повлиять на права или обязанности Минстроя России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свищева Юрия Евгеньевича к администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, удовлетворить.
Обязать администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района включить периоды прохождения службы Свищева Юрия Евгеньевича в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего в количестве <данные изъяты>, в общий трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера для подсчета размера социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, путем подачи жалобы через канцелярию Дудинского районного суда <адрес>.
Судья А.В. Васильев
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.