Дело № 2а-114/2022 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Торопец 22 апреля 2022 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРЅ Р.Р’.,
РїСЂРё секретаре Гонтаревой Р.Р’.,
с участием помощника прокурора Фадеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Торопецкого района Тверской области обратился с административным иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав.
Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения Советом депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Установлено, что Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области принят решением Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 17.03.2006 № 17 не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решениями Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 18.05.2007 № 12; 26.04.2008 № 22; от 30.09.2008 № 47; от 21.05.2009 № 50; от 30.11.2010 № 131; от 25.04.2012 № 205; от 18.01.2013 № 226; от 04.08.2015 № 103 в Устав внесены изменения.
В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Частью 4 статьи 7 указанного закона определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.7.1 Федерального закона от 25.12.20008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту Федеральный закон от 25.12.20008 № 273-ФЗ), несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Частью 6 ст. 44 указанного закона определено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
В силу п. 3.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.20008 № 273-ФЗ лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную п.п. 4-11 ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятые уставы муниципального образования, изменения к нему направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-30 «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
Данные изменения антикоррупционного законодательства своего отражения не нашли, данные нормы отсутствуют.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Федеральными законами от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п.20 ст.8 Устава к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пункт 20 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ.
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Часть 1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ и дополнению пунктом следующего содержания: «осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
В соответствии с п. 13 ч.1 ст.8 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Пункт 13 ч.1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ.
Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 «Вопросы местного значения городского и сельского поселения» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
Пункт 4.1 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:
осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";
в пункте 19 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";
- в пункте 27 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования".
До настоящего времени, указанные изменения в Устав не внесены.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования определяются: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, не приведение Устава в соответствие с федеральным законодательством влечет нарушение права неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
Прокурор просит признать бездействие Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области незаконным, обязать Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области привести Устав города Торопца Торопецкого района Тверской области, принятый решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17.03.2006 № 17 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения), зарегистрировать Устав в установленном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Торопецкого района Фадеева Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Рсследовав письменные доказательства, СЃСѓРґ считает административные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° обоснованными Рё подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают в том числе, полномочиями принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п.1 ч.1 ст.17); Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч.1 ст.46). Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев (ч.9 ст.44). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст.44).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Согласно ч.1 и 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ “О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятые уставы муниципального образования, изменения к нему направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области принят решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17 марта 2006 года № 17 ГРН ru695341012006001.
Решениями Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 18.05.2007 № 12; 26.04.2008 № 22; от 30.09.2008 № 47; от 21.05.2009 № 50; от 30.11.2010 № 131; от 25.04.2012 № 205; от 18.01.2013 № 226; от 04.08.2015 № 103 в Устав внесены изменения.
Вместе с тем, в Устав не внесены изменения, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-30 «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
Федеральными законами от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «18) участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п.20 ст.8 Устава к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 «Вопросы местного значения городского и сельского поселения» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
Пункт 4.1 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:
- осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";
- в пункте 19 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";
- в пункте 27 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования".
Как следует из материалов дела, в нарушение требований федерального законодательства, Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области без уважительных причин не совершил в установленный срок внесение изменений в Устав с целью его приведения в соответствие с изменениями требований федерального законодательства. Рне зарегистрировал Устав в установленном порядке.
На основании изложенного, суд признает обоснованными доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие в связи с несвоевременным принятием изменений в Устав муниципального образования, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с подп.19 п.1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области, удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области относительно внесения изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, незаконным.
Обязать Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области привести Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, принятый решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17 марта 2006 года № 17 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения) и зарегистрировать Устав муниципального образования города Торопец Торопецкого района Тверской области в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 6 мая 2022 года.
Председательствующий Р.Р’. РљСЂРѕРЅ
Дело № 2а-114/2022 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
г. Торопец 22 апреля 2022 года
Торопецкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего СЃСѓРґСЊРё РљСЂРѕРЅ Р.Р’.,
РїСЂРё секретаре Гонтаревой Р.Р’.,
с участием помощника прокурора Фадеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Торопецкого района Тверской области обратился с административным иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав.
Свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой района проведена проверка соблюдения Советом депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области требований Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».
Установлено, что Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области принят решением Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 17.03.2006 № 17 не в полной мере соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решениями Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 18.05.2007 № 12; 26.04.2008 № 22; от 30.09.2008 № 47; от 21.05.2009 № 50; от 30.11.2010 № 131; от 25.04.2012 № 205; от 18.01.2013 № 226; от 04.08.2015 № 103 в Устав внесены изменения.
В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Частью 4 статьи 7 указанного закона определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.7.1 Федерального закона от 25.12.20008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее по тексту Федеральный закон от 25.12.20008 № 273-ФЗ), несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Частью 6 ст. 44 указанного закона определено, что Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
В силу п. 3.1 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.20008 № 273-ФЗ лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную п.п. 4-11 ч. 3 настоящей статьи.
В соответствии с п.4.2 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет указанные сведения в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.1 и 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятые уставы муниципального образования, изменения к нему направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-30 «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
Данные изменения антикоррупционного законодательства своего отражения не нашли, данные нормы отсутствуют.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Федеральными законами от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п.20 ст.8 Устава к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пункт 20 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ.
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Часть 1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ и дополнению пунктом следующего содержания: «осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
В соответствии с п. 13 ч.1 ст.8 Устава органы местного самоуправления поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Пункт 13 ч.1 ст.8 Устава подлежит приведению в соответствие с п.1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ.
Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 «Вопросы местного значения городского и сельского поселения» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
Пункт 4.1 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:
осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";
в пункте 19 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";
- в пункте 27 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования".
До настоящего времени, указанные изменения в Устав не внесены.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования определяются: наименование муниципального образования; перечень вопросов местного значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; срок полномочий представительного органа муниципального образования, избираемого на муниципальных выборах, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления и утверждения отчета об исполнении местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, не приведение Устава в соответствие с федеральным законодательством влечет нарушение права неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
Прокурор просит признать бездействие Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области незаконным, обязать Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области привести Устав города Торопца Торопецкого района Тверской области, принятый решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17.03.2006 № 17 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения), зарегистрировать Устав в установленном порядке.
В судебном заседании помощник прокурора Торопецкого района Фадеева Н.В. поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Рсследовав письменные доказательства, СЃСѓРґ считает административные исковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° обоснованными Рё подлежащими удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входит, в том числе, устав муниципального образования.
Положениями Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают в том числе, полномочиями принятия устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п.1 ч.1 ст.17); Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования (ч.1 ст.46). Приведение устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации осуществляется в установленный этими законодательными актами срок. В случае, если федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации указанный срок не установлен, срок приведения устава муниципального образования в соответствие с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации определяется с учетом даты вступления в силу соответствующего федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, необходимости официального опубликования (обнародования) и обсуждения на публичных слушаниях проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, учета предложений граждан по нему, периодичности заседаний представительного органа муниципального образования, сроков государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) такого муниципального правового акта и, как правило, не должен превышать шесть месяцев (ч.9 ст.44). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом (ч.6 ст.44).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для государственной регистрации уставов муниципальных образований.
Согласно ч.1 и 4 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ “О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятые уставы муниципального образования, изменения к нему направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия.
В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области принят решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17 марта 2006 года № 17 ГРН ru695341012006001.
Решениями Совета депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области от 18.05.2007 № 12; 26.04.2008 № 22; от 30.09.2008 № 47; от 21.05.2009 № 50; от 30.11.2010 № 131; от 25.04.2012 № 205; от 18.01.2013 № 226; от 04.08.2015 № 103 в Устав внесены изменения.
Вместе с тем, в Устав не внесены изменения, в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации № 148-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 5 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена абзацем следующего содержания: «депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц».
Статьей 1 Закона Тверской области от 23.07.2020 «О внесении изменений в закон Тверской области «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» внесены изменения в закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-30 «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», а именно часть 1 статьи 9 изложена в следующей редакции: «на время участия в заседаниях представительного органа муниципального образования, комитетов (комиссий), согласительных комиссий (рабочих групп), депутатских объединений (фракций), в депутатских слушаниях депутат, осуществляющий полномочия на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на основании официального уведомления представительного органа муниципального образования. Депутату для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с настоящей частью и не может составлять в совокупности менее двух и более пяти рабочих дней в месяц».
Федеральными законами от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 03.07.2018 № 189-ФЗ, от 29.07.2018 № 244-ФЗ, от 27.12.2018 № 498-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ изложен в следующей редакции: «18) участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов».
В соответствии с п.20 ст.8 Устава к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1 Федерального закона от 29.07.2018 № 244-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 17 следующего содержания: «17) осуществление мероприятий по защите прав потребителей, предусмотренных Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Пунктом 1 ст.24 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона № 131-ФЗ слова «мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих» заменены словами «деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими».
Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в статью 14 «Вопросы местного значения городского и сельского поселения» Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
Пункт 4.1 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции:
- осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения;
- в пункте 5 слова "за сохранностью автомобильных дорог местного значения" заменить словами "на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве";
- в пункте 19 слова "осуществление контроля за их соблюдением" заменить словами "осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг";
- в пункте 27 слова "использования и охраны" заменить словами "охраны и использования".
Как следует из материалов дела, в нарушение требований федерального законодательства, Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области без уважительных причин не совершил в установленный срок внесение изменений в Устав с целью его приведения в соответствие с изменениями требований федерального законодательства. Рне зарегистрировал Устав в установленном порядке.
На основании изложенного, суд признает обоснованными доводы административного истца о том, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие в связи с несвоевременным принятием изменений в Устав муниципального образования, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, интересов муниципального образования.
При таких обстоятельствах, суд полагает административные исковые требования прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности внести изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, зарегистрировать Устав, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с подп.19 п.1 статьи 33336 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление прокурора Торопецкого района Тверской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к Совету депутатов города Торопец Торопецкого района Тверской области, удовлетворить.
Признать бездействие Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области относительно внесения изменения в Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, незаконным.
Обязать Совет депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области привести Устав муниципального образования город Торопец Торопецкого района Тверской области, принятый решением Совета депутатов города Торопца Торопецкого района Тверской области от 17 марта 2006 года № 17 в соответствие с Федеральными законами от 24.04.2020 № 148-ФЗ; 31.12.2017 № 503-ФЗ; 03.07.2018 № 189-ФЗ; от 29.07.2018 № 244-ФЗ; от 27.12.2018 № 498-ФЗ (внести изменения) и зарегистрировать Устав муниципального образования города Торопец Торопецкого района Тверской области в установленном порядке.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Торопецкий районный суд Тверской области в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 6 мая 2022 года.
Председательствующий Р.Р’. РљСЂРѕРЅ