Дело № 2-146/2024
УИД 60RS0008-01-2024-000277-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
5 сентября 2024 года город Дно Псковской области
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Ю.Г.,
при секретаре Сибирцевой И.В.,
с участием:
истца – помощника прокурора Дновского района Псковской области Кадыровой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Дновского района Псковской области, в защиту прав, свобод и законных интересов Гавриловой В.П., к ООО «Экопром» и ООО «Экогрупп» о возложении обязанности по организации обеспечения своевременного и в полном объеме вывоза твердых коммунальных отходов с ***, а также возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора *** обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела.
В обоснование иска указано, что прокуратурой ***, на основании обращения Гавриловой В.П., проживающей по адресу: ***, проведена проверка деятельности ООО «Экопром», осуществляемой на территории *** при оказании услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, по результатам которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что Гавриловой В.П. договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором ООО «Экопром» в письменной форме не заключался, соответственно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенными на условиях типового договора путем совершения конклюдентных действий с января 2019 года. Согласно графику вывоза ТКО, размещенного на официальном сайте ООО «Экопром», вывоз ТКО с *** в *** не осуществляется. В ходе проведения проверки документы, подтверждающие своевременный вывоз ТКО, в период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., ООО «Экопром» не представлены. Из электронных форм маршрутного журнала не усматриваются сведения о погрузке-выгрузке ТКО с *** в ***. Имеющиеся сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС не содержат данных о движении и остановках специализированного автотранспорта в месте расположения указанной улицы, на которой проживает Гаврилова В.П. При этом проверкой установлено, что ближайшая к *** контейнерная площадка расположена по адресу: ***. Расстояние от места жительства Гавриловой В.П. до ближайшей указанной контейнерной площадки более 2 км, преодоление которого для пожилого человека в возрасте 74 лет, в том числе, по состоянию здоровья, является затруднительным. Также установлено, что в реестре мест (площадок) и схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО городского поселения «Дно» места размещения ТКО по *** отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии надлежащего исполнения услуг по вывозу ТКО у жителей ***, в том числе Гавриловой В.П., в период с февраля 2019 года по март 2024 года. При этом, на момент проверки установлено, что для потребителей, проживающих на ***, в частности Гавриловой В.П., не определены конкретные места накопления отходов на территории, прилегающей к данной улице, а также не представлены доказательства использования заявительницей конкретных контейнерных площадок для накопления ТКО, в частности ближайшей, которая находится на расстоянии более 2 км, однако плата за услугу ей начисляется. Поскольку место накопления ТКО по адресу: ***, за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., не организовано, пакеты или другие емкости для сбора ТКО отсутствовали, то региональный оператор не нес ответственности за нее и был не в праве выставлять за нее плату. То обстоятельство, что организация мест накопления ТКО и определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органа местного самоуправления, не освобождало ООО «Экопром» от оказания услуги по вывозу ТКО иным способом (бесконтейнерным). На основании выявленных нарушений в адрес директора ООО «Экопром» дд.мм.гг. внесено представление. В удовлетворении указанного представления директором ООО «Экопром» отказано.
дд.мм.гг. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «Экогрупп».
дд.мм.гг. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация городского поселения «Дно».
В судебном заседании прокурор исковые требования уточнила и, в связи с тем, что дд.мм.гг. ООО «Экопром» лишилось статуса регионального оператора по обращению с ТКО, и новым оператором стало ООО «Экогрупп», просила в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязать ответчика ООО «Экопром» произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами Гавриловой В.П. за период с февраля 2019 года по март 2024 года; ответчика ООО «Экогрупп» организовать обеспечение своевременного и в полном объеме вывоза ТКО с ***.
Представитель ответчика ООО «Экопром» в судебное заседание не явился, обратился в суд с заявлением о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии. Уточненные исковые требования не признал, представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что *** осуществила переход на новую систему обращения с ТКО с дд.мм.гг.. По результатам конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО на территории *** было определено ООО «Экопром», с которым заключены соответствующие соглашения. В соответствии с разделом 1(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. 1156 (далее - Правила № ***), Региональный оператор заключает договора на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8.4). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период, исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 8 (18)). Заявки на заключение договора с региональным оператором Гаврилова В.П. не подавала. В свою очередь региональным оператором, доступными для граждан способами (в газете «Псковская правда» и на официальном сайте в сети Интернет), был опубликован типовой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, который и является основанием для возникновения отношений между Региональным оператором и потребителями услуги по обращению с ТКО. Соответственно, взаимоотношения ООО «Экопром», как регионального оператора по обращению с ТКО, с Гавриловой В.П. по оказанию услуги по обращению с ТКО регулировались типовым договором (офертой), утвержденным постановлением Правительства РФ № ***. С вопросом неоказания (ненадлежащего оказания) услуг по вывозу ТКО Гаврилова В.П. в ООО «Экопром» не обращалась, плату за оказание услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года ни разу не производила. Согласно п. 24.25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального округа относится, в том числе, участие органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, а также утверждение правил благоустройства территории муниципального округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального округа. Как следует из п. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относятся создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО. Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. № ***, определяет, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО. После начала деятельности регионального оператора, дд.мм.гг. ООО «Экопром» направило ***ов области письмо о необходимости определить места (площадки) накопления ГКО и включить их в соответствующий реестр. Однако, несмотря на требования законодательства и нормативно - правовых актов, а также обращение ООО «Экопром», до настоящего времени на *** места накопления ТКО не определены, контейнерные площадки отсутствуют. Ближайшая контейнерная площадка находится по адресу: *** (имеется 1 контейнер, объемом 1,1 куб.м, график вывоза - ежедневный). Услуга по вывозу ТКО оказывалась согласно графику, весь объем ТКО вывезен. Данное утверждение подтверждается маршрутными журналами и сведениями спутниковой навигации ГЛОНАСС. Невыполнение органами местного самоуправления обязанности по определению мест накопления ТКО, созданию и обустройству контейнерной площадки на *** не свидетельствует о том, что соответствующая услуга не оказывалась региональным оператором, поскольку исполнение региональным оператором обязанности по обращению с ТКО связывается с созданным местом накопления ТКО, сведения о котором содержатся в территориальной схеме. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию отходов на площадках накопления либо удаленность места (площадки) накопления отходов не является основанием для освобождения от платы за услугу по обращению с ТКО. В связи со сложившейся ситуацией Гаврилова В.П. могла обратиться к Региональному оператору с заявлением о заключении индивидуального договора либо в Администрацию *** с заявлением об организации дополнительной контейнерной площадки в месте расположения, удобном для нее и других жителей. Доказательств неоказания услуги по обращению с ТКО Гавриловой В.П. истцом не представлено. В рамках проводимой прокуратурой *** проверки, в прокуратуру представлены данные из системы ГЛОНАСС, их неполнота обусловлена исключительно техническими возможностями подрядчика, осуществляющего сбор и предоставление данной информации (в т.ч. возможностями сервера). Прокуратуре были представлены сведения из системы ГЛОНАСС за тот период, который имеется в системе данных регионального оператора. Отсутствие длительности стоянки спецтранспорта по данным системы ГЛОНАСС не является доказательством неоказания услуг по обращению с ТКО указанному потребителю. Также, согласно п. 10 правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. № ***, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями в том числе, в пакеты или другие емкости, предназначенные региональным оператором, однако мешковой сбор ТКО непосредственно по *** региональным оператором не осуществлялся, в связи с тем, что данный вид сбора ТКО органом местного самоуправления определен не был, ровно как и не была создана контейнерная площадка, несмотря на обращение ООО «Экопром». Полагает, что истцом не представлено объективных доказательств вины по непредставлению услуги по обращению с ТКО по данному делу и оснований для удовлетворения исковых требований прокуратуры *** и произведения перерасчета Гавриловой В.П. не имеется. Просил в исковых требованиях в этой части отказать. Также, в связи с лишением ООО «Экопром» статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории ***, полагал необходимым исключить из исковых требований к филиалу ООО «Экопром» требование - организовать обеспечение своевременного и в полном объеме вывоза ТКО с ***.
Представитель соответчика ООО «Экогрупп» в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений (ходатайств) суду не представил.
Представитель третьего лица - Администрации городского поселения «Дно» в судебное заседание не явился, каких-либо заявлений (ходатайств) суду не представил.
Лицо, в защиту прав, свобод и законных интересов которого прокурор обратился в суд, - Гаврилова В.П. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Дело было рассмотрено в отсутствии представителей соответчиков и третьего лица, а также Гавриловой В.П.
Выслушав участников судебного заседания, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Псковская область осуществила переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с дд.мм.гг..
По результатам конкурсного отбора заключено соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) - ООО "Экопром", которое предоставляло коммунальную услугу по обращению с отходами по всей территории Псковской области, в соответствии с Территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.
Услуга по обращению с ТКО относится к категории коммунальных услуг, осуществляется на основании договора, в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. № ***, а также в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от дд.мм.гг. № ***.
На основании Соглашений № *** и № *** от дд.мм.гг., заключенных с Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства, ООО «Экопром» приступило к деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности № *** и № *** с дд.мм.гг..
Согласно пункту 8(4) Правил № ***, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора.
Поскольку заявок потребителей о заключении договора с региональным оператором не поступало, в соответствии с п. 8(18) указанных Правил, услуга по обращению с ТКО оказывалась региональным оператором в соответствии с условиями типового договора.
Со стороны ООО «Экопром» были приняты меры по размещению на официальном сайте и в печатных средствах массовой информации «Псковская правда» сведений о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с п. 4 договора региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами, в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Пунктами 9 и 10 Правил № 1156 предусмотрено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Суд установил, что с февраля 2019 года и на дату подачи иска в суд на *** места накопления ТКО не были определены, контейнерные площадки отсутствовали, в связи с чем, услуга по вывозу ТКО не оказывалась.
Как следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от дд.мм.гг. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальное образование состоит из городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района либо внутригородской территории города федерального значения.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в ст. ст. 14 - 16.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Также согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
Установлено, что в реестре мест (площадок) и схеме размещения мест (площадок) накопления ТКО городского поселения «Дно» на дату подачи иска в суд места размещения ТКО по *** отсутствуют.
Оказание услуги по вывозу твердых коммунальных отходов жителям *** не производится, что также усматривается из графика вывоза ТКО с территории ***, размещенного на официальном сайте ООО «Экопром» в сети Интернет.
Неоказание услуги в вышеуказанный период подтверждается письменными пояснениями представителя ответчика ООО «Экопром». Кроме того, из электронных форм маршрутного журнала не усматриваются сведения о погрузке-выгрузке ТКО с ***, а также имеющиеся сведения спутниковой навигации ГЛОНАСС не содержат данных о движении и остановках специализированного автотранспорта в месте расположения указанной улицы, на которой проживает Гаврилова В.П.
Представителем ответчика в своих возражениях на исковое заявление указано, что сбор мусора ООО «Экопром» на *** не производился, в связи с тем, что место (площадка) накопления ТКО по данному адресу не определена, но жители могут воспользоваться ближайшей площадкой, которая находится на ***.
Между тем, в ходе рассмотрения дела, судом установлено, что расстояние от ***, где проживает Гаврилова В.П., до ближайшего мусорного контейнера, находящегося по адресу: ***, составляет 2,2 км, преодоление данного расстояния затруднительно для лиц пожилого возраста, в том числе по состоянию здоровья. Согласно представленной медицинской документации у Гавриловой В.П. имеется заболевание нижних конечностей, что делает практически невозможным ее выход из дома и хождение даже на близкое расстояние.
При этом ответчиком ООО «Экопром» не представлено доказательств того, что у него не имелось возможности проезда к *** для сбора мусора иным способом (бесконтейнерным).
Также суд учитывает, что Постановлением Администрации городского поселения «Дно» № *** от дд.мм.гг. внесены изменения в приложение к Постановлению Администрации городского поселения «Дно» № *** от дд.мм.гг. «Об утверждении реестра и схемы размещения мест (площадок для накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения «Дно», дополнены строкой 116 (***), из которой следует, что по адресу: *** определено место (площадка) накопления ТКО и установлен 1 контейнер.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком ООО «Экопром», имеющим возможность проезда автомашин к ***, в спорный период не оказывалась жителям *** услуга по вывозу твердых коммунальных отходов, в связи с чем, исковые требования в части обязания произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Гавриловой В.П. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с тем, что с дд.мм.гг. ООО «Экопром» лишен статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории ***, и новым оператором является ООО «Экогрупп» (ИНН 6025052918 ОГРН 1206000004880), суд полагает необходимым возложить обязанность по организации обеспечения своевременного и в полном объеме вывоза твердых коммунальных отходов с *** на ООО «Экогрупп».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования заместителя прокурора ***, в защиту прав, свобод и законных интересов Гавриловой В.П., к ООО «Экопром» и ООО «Экогрупп» о возложении обязанности по организации обеспечения своевременного и в полном объеме вывоза твердых коммунальных отходов с ***, а также возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, удовлетворить.
Обязать ООО «Экогрупп», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, организовать обеспечение своевременного и в полном объеме вывоза твердых коммунальных отходов с ***.
Обязать ООО «Экопром», в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО Гавриловой В. П. за период с дд.мм.гг. по дд.мм.гг..
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Дновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Ю.Г. Яковлева