Судья Шувалова И.В. Дело №33а-1973/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«05» сентября 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н., Лукоянова А.Н.,
с участием прокурора Рыловой Т.В.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД 44RS0001-01-2021-004404-73, №2а-289/2022) по апелляционной жалобе представителя Администрации города Костромы Луценко А.В. на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 июня 2022 года, которым административное исковое заявление прокурора города Костромы к Администрации города Костромы об обязании организовать работы по обеспечению устройства системы водоотведения – ливневой канализации, работы по устранению недостатков и дефектов автомобильной дороги удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав возражения прокурора Рыловой Т.В. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор города Костромы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Костромы об обязании обеспечить устройство системы водоотведения – ливневой канализации по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, от дома №22 до дома №34, привести в надлежащее состояние в соответствии с требованиями действующего законодательства проезжую часть и тротуары от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой в г. Костроме в срок до 31 декабря 2021 года.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Костромы проведена проверка деятельности Администрации города Костромы в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения на них безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что дорожное полотно от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой в г. Костроме имеет множественные повреждения в виде выбоин, ям, тротуары для движения пешеходов отсутствуют. Также в нарушение требований действующего законодательства Администрацией города Костромы надлежащим образом не проведены мероприятия по обустройству системы водоотведения – ливневой канализации в районе вышеуказанных домов по ул. Боровой в г. Костроме. Приведенные обстоятельства нарушают права граждан на получение услуг по водоотведению надлежащего качества, в весенний и осенний период времени при продолжительных дождях ненадлежащая работа системы ливневой канализации может привести к затоплению земельных участков и, как следствие, причинить ущерб имуществу граждан.
В ходе рассмотрения административного дела административный истец уточнил заявленные требования, просил возложить на Администрацию города Костромы обязанность по обеспечению устройства системы водоотведения – ливневой канализации по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, от дома №22 до дома №34, организации и выполнению работ по устранению недостатков и дефектов автомобильной дороги (улицы) по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, от дома №22 до дома №34, в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы, Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, Управление финансов Администрации города Костромы, УГИБДД по Костромской области.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 10 июня 2022 года административное исковое заявление прокурора города Костромы удовлетворено. На Администрацию города Костромы возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по обеспечению устройства системы водоотведения – ливневой канализации по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, от дома №22 до дома №34, устранению недостатков и дефектов автомобильной дороги по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, от дома №22 до дома №34.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Костромы Луценко А.В., полагая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований. Указывает, что Администрация города Костромы в пределах своей компетенции организовала осуществление дорожной деятельности и делегировала соответствующие полномочия входящему в ее структуру отраслевому исполнительному органу Комитету по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы. Решением Думы города Костромы от 25 октября 2018 года №174 «Об учреждении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы и об утверждении Положения о Комитете» (далее также – Решение) регламентировано, что в сфере осуществления дорожной деятельности Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы обеспечивает организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог), разрабатывает и представляет главе Администрации города Костромы проекты нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения (за исключением объектов, предназначенных для освещения автомобильных дорог) и правил расчета размера ассигнований бюджета г. Костромы на указанные цели. На основании постановления Администрации города Костромы от 18 декабря 2013 года №2896 путем изменения типа существующего МБУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» создано МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», находящееся в ведении Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, целями деятельности которого является осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения г. Костромы. Таким образом, работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также иные предшествующие им работы, в том числе по обеспечению устройства систем водоотведения, на территории г. Костромы Администрацией города Костромы организованы.
Как установлено в ходе рассмотрения административного дела, выполнение ремонта дорожного покрытия по ул. Боровой в г. Костроме на участке от дома №22 до дома №34 возможно после организации отведения поверхностного стока на территории указанной застройки путем строительства закрытой сети ливневой канализации. Согласно сведениям, представленным Управлением благоустройства и дорожной деятельности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, застройка от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой ранее предусматривала отведение поверхностного стока с территории застройки открытым способом по уклонам проездов со сбросом стоков в ранее существовавшую водоотводную канаву между домами №22 и №24 по ул. Боровой, в том числе стоки с участка проезда вдоль домов №16 - №22 по ул. Боровой также по уклону поступают в сторону дома №24 по ул. Боровой. При застройке участка в районе дома №22 по ул. Боровой канава была ликвидирована, вследствие чего возможно подтопление территории многоквартирных домов и внутриквартального проезда. При проработке вопроса для определения возможного направления организации стока открытым способом уточнены отметки рельефа. В настоящее время на участке проезда от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой в связи с существующей вертикальной планировкой отведение ливневых стоков по существующему рельефу вне границ многоквартирных домов не представляется возможным. Поднятие грунта на данном участке дороги приведет к тому, что уровень дороги будет выше отмостки дома №32 по ул. Боровой. В связи с изложенным отведение ливневых стоков в данный момент предусмотрено открытым способом по уклону асфальтового покрытия в сторону понижения рельефа к ливнеприемным решеткам, расположенным в районе дома №35 по ул. Боровой. Проведение ремонта дорожного покрытия до устройства ливневой канализации на данном участке приведет к усилению подтопления домов №24, №30, №32 по ул. Боровой. На весенне-летний период 2022 года запланировано выполнение грейдирования межквартального проезда между домами №30 - №34 по ул. Боровой в г. Костроме силами МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство». Работы по ремонту дорожного покрытия в асфальтобетонном исполнении на данном участке планируется провести после устройства системы ливневой канализации за счет средств дорожного фонда Костромской области. 23 мая 2022 года МКУ г. Костромы «Служба муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству» с индивидуальным предпринимателем ФИО6 заключен муниципальный контракт №113/ЕП-4 на выполнение инженерных изысканий и работ по разработке проектной документации «Ремонт дороги в части устройства недостающих элементов системы водоотведения ливневой канализации от дома №24 до дома №35 по ул. Боровая г. Костромы». В рамках данного контракта подрядчик выполнит инженерные изыскания и работы по разработке проектной документации на ремонт спорного участка дороги, в частности, обустройства на нем системы водоотведения, в течение 1 месяца со дня заключения контракта. По истечению данного срока муниципальное образование городской округ город Кострома приступит к осуществлению работ по строительству системы ливневой канализации на спорном участке ул. Боровой в г. Костроме. Таким образом, муниципальным образованием выполняется комплекс необходимых работ, направленных на благоустройство территории, речь о которой идет в административном исковом заявлении прокурора города Костромы, в добровольном порядке в пределах выделяемых на данные цели бюджетных средств. С учетом характера возложенных на Администрацию города Костромы работ, необходимости получения финансовых средств на осуществление данных работ, а также принимая во внимание фактор сезонности работ, установленный 6-месячный срок для исполнения решения суда является необоснованно заниженным. Понуждение к строительству сетей ливневой канализации, устранению дефектов дороги по ул. Боровой является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, что противоречит статьям 12 и 130 Конституции Российской Федерации, статьям 6 и 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. Перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, и иное означало бы нарушение принципа разделения властей на территории Российской Федерации и являлось бы неправомерным вмешательством в деятельность органа исполнительной власти, наделенного соответствующими полномочиями.
Лица, участвующие в деле, за исключением прокурора Рыловой Т.В., в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в июне-июле 2020 года прокуратурой города Костромы проведена, в том числе проверка соблюдения Администрацией города Костромы требований законодательства в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» проезд, начинающийся между домами, расположенными по адресу: г. Кострома, ул. Боровая, дом №10, дом №16 и ведущий до дома №34 по ул. Боровой в г. Костроме (библиотека), находится в неудовлетворительном состоянии, на полотне дороги имеются ямы, просадки и выбоины, превышающие установленные размеры. Ненадлежащее содержание Администрацией города Костромы указанной автомобильной дороги противоречит требованиям действующего законодательства, нарушает права граждан на беспрепятственный проезд к месту жительства, ограничивает подъезд спецслужб и спецтехники в случае возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.
28 июля 2020 года заместителем прокурора города Костромы ФИО7 главе администрации города Костромы ФИО8 внесено представление №7-4-2020 об устранении нарушений административного законодательства, законодательства о закупочной деятельности, законодательства в сфере водоотведения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, предложено принять исчерпывающие меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.
На указанное представление Администрацией города Костромы направлен ответ от 28 августа 2020 года №11исх-4404/20, согласно которому в текущем году в целях реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» выполняется комплексный ремонт автомобильной дороги общего пользования по ул. Боровой в г. Костроме. Работы осуществляются силами подрядной организации ООО «Дормострой» в соответствии с условиями муниципального контракта от 17 января 2020 года №Ф.2020.001. В рамках выполнения указанных работ произведено асфальтирование проезжей части дороги между домами №10 - №16 и далее до дома №22 по ул. Боровой в г. Костроме. Указанные объемы работ определены в соответствии с выделенным финансированием на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования по ул. Боровой в г. Костроме. В целях поддержания эксплуатационного состояния проезжей части дороги от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой в сентябре текущего года запланировано выполнить грейдирование указанного участка с добавлением асфальтобетонной крошки силами МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство». Мероприятия по асфальтированию проезжей части дороги от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой будут учтены при формировании плана дорожных работ учреждения на 2021 год и будут выполнены при условии достаточного финансирования на указанные цели.
12 февраля 2021 года в адрес заместителя прокурора города Костромы ФИО9 Администрацией города Костромы направлен ответ №15исх-500/21 на запрос в связи с проведением прокуратурой города Костромы проверки по доводам обращения жителей многоквартирных домов по ул. Боровой в г. Костроме по вопросу устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности. В ответе на запрос сообщено, что ремонт дорожного покрытия по ул. Боровой в г. Костроме на участке от дома №10 до дома №22 выполнен в 2020 году в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные дороги». На участке от дома №30 до дома №34 в связи с существующей вертикальной планировкой отведение ливневых стоков по существующему рельефу не представляется возможным. В связи с вышеизложенным проведение ремонта дорожного покрытия до устройства ливневой канализации на данном участке приведет к усилению подтопления домов №30, №32, №24 по ул. Боровой. Данная информация была доведена до жителей, представителей управляющей компании, обслуживающей жилые дома, на неоднократных встречах со специалистами Управления благоустройства и дорожной деятельности Комитета по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство», МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в присутствии депутата Думы города Костромы ФИО10 Вместе с тем для поддержания эксплуатационного состояния дорожного покрытия силами МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство» в сентябре-октябре 2020 года дважды проводились работы по грейдированию с подсыпкой инертными материалами участка межквартального проезда от дома №22 до дома №34 по ул. Боровой. Работы по ремонту дорожного покрытия в асфальтобетонном исполнении на данном участке планируется провести после устройства системы ливневой канализации, источник финансирования – средства дорожного фонда Костромской области и г. Костромы. На участке от дома №10 до дома №26 по четной стороне ул. Боровой тротуар находится в нормативном состоянии. Устройство тротуара у дома №34 не представляется возможным, так как земельный участок отмежеван и находится в распоряжении собственников жилья. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы совместно с Думой города Костромы в 2020 году прорабатывался вопрос устройства ливневой канализации в районе домов №24 - №32 по ул. Боровой в рамках реализации проектов развития, основанных на общественных инициативах в номинации «Местные инициативы». Условием участия в конкурсном отборе является самостоятельно разработанная жителями, желающими участвовать в программе, проектно-сметная документация на строительство. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы в адрес Думы города Костромы направлены технические условия на проектирование и строительство ливневой канализации в районе домов №24 - №32 по ул. Боровой. В настоящее время завершен прием заявок от жителей на участие в номинации «Местные инициативы» в 2021 году, однако, разработанная проектно-сметная документация в адрес Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы не была представлена. Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы разработан перечень первоочередных объектов для строительства ливневой канализации г. Костромы, между тем, учитывая ограниченное финансирование данных мероприятий, работы по проектированию и строительству сети ливневой канализации в районе домов №24 - №32 по ул. Боровой в г. Костроме запланированы на 2024 год за счет средств городского бюджета.
Неисполнение предписания повлекло обращение прокурора с настоящим административным иском в суд.
Удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 4 статьи 6, статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*, утвержденным и введенным в действие приказом Минстроя России от 09 февраля 2021 года №53/пр, исходил из того, что к ведению органов местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований к которым, в частности, относятся вопросы в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в муниципальных образованиях. Отсутствие бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам муниципального образования и безопасности условий такого движения нарушает права жителей данного муниципального образования на личную безопасность, а также на безопасность дорожного движения.
Данные выводы судом мотивированы, соответствуют требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам, и судебная коллегия с ними соглашается.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся организация в границах города Костромы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также - Федеральный закон №416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В свою очередь, статьей 3 Федерального закона №416-ФЗ предусмотрено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона №416-ФЗ установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Исходя из анализа содержания указанных выше правовых норм, организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование объектов водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации
В силу пункта 5 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа город Кострома, утвержденного решением Думы города Костромы от 26 мая 2005 года №41, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения города Костромы относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Костромы, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктами 6 и 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон №257-ФЗ) предусмотрено, что дорожная деятельность включает в себя, в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог, то есть комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно части 9 статьи 6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее также – Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (часть 1). Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (часть 2).
Частью 4 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Пунктом 5.3 ГОСТ Р 50597-2017 установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, проломов, которые не должны превышать по длине 15 см и более, глубине 5 см и более, площадью равной 0,06 кв.м и более.
Подпунктом «а» пункта 13.2 статьи 3 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года №827, установлено, что водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу части 5 статьи 6 Федерального закона №196-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что обязанность по решению указанных вопросов местного значения возложена именно на органы местного самоуправления, в данном случае – на Администрацию города Костромы.
Проанализировав представленные доказательства и придя к выводу о том, что ненадлежащее состояние проезжей части по ул. Боровой в г. Костроме и отсутствие на данном участке ливневой канализации создает угрозу безопасности дорожного движения, способствует дорожно-транспортным происшествиям, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, суд первой инстанции, правильно применив положения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере дорожной деятельности, водоснабжения и водоотведения, обоснованно удовлетворил требования прокурора, определив срок для выполнения работ.
Доказательств своевременного выполнения действий, предусмотренных вышеприведенными нормами права, административным ответчиком представлено не было, что подтверждает наличие правовых оснований к удовлетворению требований административного иска.
Несоответствие состояния дорожного покрытия по ул. Боровой в г. Костроме требованиям пунктов 5.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» подтверждается надлежащими доказательствами – актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 27 мая 2021 года и протоколом инструментального обследования автомобильной дороги (улицы) от 24 мая 2022 года, составленными государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Костроме в ходе осмотра спорной территории (л.д. 18, 158), а также соответствующими фотоматериалами (л.д. 19-22, 159-163).
Какие-либо доказательства надлежащего состояния дорожного покрытия названного участка автомобильной дороги, наличия на нем сети ливневой канализации Администрацией города Костромы не представлены как в суд первой инстанции, так и в суд апелляционной инстанции.
Исходя из вышеприведенных правовых норм, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Костромы и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация водоснабжения и водоотведения являются обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений, следовательно, делегирование полномочий по решению вопросов местного значения муниципальным учреждениям (в рассматриваемом случае – Комитету по строительству, транспорту и дорожной деятельности Администрации города Костромы, МКУ г. Костромы «Дорожное хозяйство») ответственность Администрации города Костромы за надлежащее исполнение возложенных на нее обязанностей не исключает и ее освобождение от соблюдения установленных действующим законодательством требований не влечет.
Отсутствие в бюджете городского округа достаточных денежных средств также не является безусловным основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него обязанностей.
Само по себе удовлетворение заявленных прокурором административных исковых требований не ущемляет самостоятельность органа местного самоуправления в решении вопросов местного значения, поскольку направлено на его понуждение к исполнению обязанности, возникшей у него в силу закона, а потому не может расцениваться как вмешательство в его компетенцию в области управления муниципальным имуществом.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для признания состоявшегося по делу решения незаконным, поскольку основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, не содержат указания на существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 10 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Костромы Луценко А.В. – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: