Решение по делу № 33-4061/2023 от 30.03.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий, судья первой инстанции Петренко Т.В.    УИД 91RS0018-01-2021-003878-60

Судья-докладчик апелляционной инстанции Белинчук Т.Г.        № 2-562/2022

№ 33- 4061/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего, судьи Белинчук Т.Г.,

судей Белоусовой В.В., Басараба Д.В.,

при секретаре Музыченко И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Косаревой Валентины Тимофеевны к Республике Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству топлива и энергетики Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз», третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования на предмет спора: Общество с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования», Общество с ограниченной ответственностью «Черноморнефтегаз Газификация», о возложении обязанности выкупить земельный участок, -

у с т а н о в и л:

16 ноября 2021 года Косарева В.Т. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Черноморнефтегаз» о возложении обязанности выкупить земельный участок.

Исковые требования мотивированы тем, что согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 11.03.2016 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения-сельскохозяйственное использование.

ГУП РК «Черноморнефтегаз» на принадлежащем истцу земельном участке осуществило строительство объекта газораспределительной станции таким образом, что весь земельный участок оказался занятым инженерными сооружениями (наземными и подземными) ГРС «Евпатория» и стал непригоден для сельскохозяйственного использования.

Принадлежащий истцу земельный участок был самовольно занят и на нём было начато и завершено строительство газораспределительной станции еще до окончания предусмотренной процедуры изъятия земельного участка либо до установления и государственной регистрации публичного сервитута в отношении спорного земельного участка и подписания соответствующих соглашений с истцом, как его правообладателем.

Поскольку установление публичного сервитута на принадлежащий истцу земельный участок приведёт к невозможности использования земельного участка в соответствии с установленным видом разрешенного использования, истец - собственник обслуживающего земельного участка на основании п.6 ст. 8 Закона Законом еспублики Крым от 15.09.2014 N 74-ЗРК "О размещении инженерных сооружений" требует выкупа данного земельного участка за установленную экспертным путём рыночную цену.

Учитывая организационно-правовую форму ГУП РК «Черноморнефтегаз», объём его полномочий относительно переданного ему на праве хозяйственного ведения имущества; правовой режим спорного земельного участка, как объекта недвижимого имущества, сделки с которым подлежат обязательной государственной регистрации; способность заявленных по делу ответчиков стать субъектом права собственности на спорный земельный участок, истец избрала способ защиты своего нарушенного права путём требования выкупа спорного земельного участка в собственность Республики ФИО4, от чьего имени соответствующий договор уполномочено подписать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

С учётом уточнений, истец просил обязать Республику Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в срок, не позднее 30 дней после вступления в законную силу судебного решения об удовлетворении исковых требований по настоящему гражданскому делу, выкупить у Косаревой Валентины Тимофеевны по договору купли-продажи земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения- сельскохозяйственное использование, за 3 316 072 рубля, а также взыскать с Республики Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в ее пользу понесенные судебные расходы по делу в размере 40 300 рублей, 300 рублей оплаченной при подаче иска государственной пошлины и 40 000 рублей за проведений судебной экспертизы.

Определением Сакского районного суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 13.04.2022 года, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено     Общество с ограниченной ответственностью «Центр комплексного проектирования».

Определением Сакского районного суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 04.10.2022 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Совет Министров Республики Крым и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Определением Сакского районного суда Республики Крым, занесенным в протокол судебного заседания от 08.11.2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство топлива и энергетики Республики Крым, а также произведена замена ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на ответчика Республику Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Решением Сакского районного суда Республики Крым от 201 декабря 2022 года исковые требования Косаревой В.Т. удовлетворены.

На Республику Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым возложена обязанность в срок, не позднее 30 дней после вступления в законную силу судебного решения об удовлетворении исковых требований по настоящему гражданскому делу, выкупить у Косаревой Валентины Тимофеевны по договору купли-продажи земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения-сельскохозяйственное использование, за 3 316 072,00 (три миллиона триста шестнадцать тысяч семьдесят два) рублей.

С Республики Крым в лице Министерства имущественных и
земельных отношений Республики Крым в пользу Косаревой Валентины
Тимофеевны взысканы понесенные судебные расходы по делу в размере 40 000 рублей за оплату судебной экспертизы и в размере 300 рублей за оплаченную государственную пошлину при подаче иска, а всего 40 300 рублей.

В апелляционной жалобе Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в полном объеме, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

В доводах жалобы указывает на то, что решение постановлено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Считает, что судом при рассмотрении дела неверно применены нормы действующего законодательства, не принят во внимание тот факт, что земельным законодательством конкретно установлено, к кому конкретно должно быть обращено требование о выкупе земельного участка в подобных случаях. Кроме того, не указаны нормы закона, на основании которых обязанность по осуществлению выкупа земельного участка должна быть возложена именно на Министерство. Обращает внимание на то, что ГУП РК «Черноморнефтегаз» не обладает полномочиями для осуществления выкупа земельного участка, полномочия собственника имущества ГУП РК «Черноморнефтегаз» осуществляют Совет Министров Республики Крым и Министерство топлива и энергетики.

Определением Председателя судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республик Крым от 13.11.2023 произведена замена судьи Подобедовой М.И. судьей Басарабом Д.В. в составе по рассмотрению гражданского дела № 33-4061/2023 по иску Косаревой В.Т. (л.д. 187-189 т.6).

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14.11.2023 осуществлен переход к рассмотрению указанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. Привлечено к участию в деле, в качестве соответчика Министерство топлива и энергетики Республики Крым, исключив его из числа третьих лиц.

Представитель истца Косаревой В.Т. - Гаврилюк М.А. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить, взыскав стоимость земельного участка определенную последней экспертизой, проведенной судом апелляционной инстанции.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель МИЗО РК Шараватова Ю.А. возражал против иска, указав, что выкупить земельный участок в полном объеме не представляется возможным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУП РК «Черноморнефтегаз» Евсеев М.В. полагал, что требования подлежат удовлетворению, в соответствии с суммой установленной экспертным заключением.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п.3 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска.

Согласно положений ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемый судебный акт указанным требованиям не соответствует.

Согласно ч. 1 ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.38 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - орган, уполномоченный на установление публичного сервитута), на основании ходатайства об установлении публичного сервитута.

Согласно ч. 2 ст. 39.42 ЗК РФ в случае, если подано ходатайство об установлении публичного сервитута в целях, указанных в подпунктах 1, 2, 4 и 5 статьи 39.37 настоящего Кодекса, органом, уполномоченным на установление публичного сервитута, обеспечивается выявление правообладателей земельных участков в порядке, предусмотренном пунктами 3-8 настоящей статьи.

Так, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ предусмотрено установление публичного сервитута в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Сакской РГА от 15.04.2004 г. №295-р на имя Косаревой В.Т. был выдан Государственный акт серии КМ №0662631 от 20.01.2005 г. на право собственности на земельный участок площадью 4,07 га с кадастровым номером 01 243 877 00 02 001 0279, расположенный на территории Уютненского сельского совета Сакского района АРК с целевым назначением - для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному на имя Косаревой В.Т. 11.03.2016 г. Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в ЕГРН внесены сведения о праве собственности истца на земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения-сельскохозяйственное использование, государственная регистрация права собственности от 11.03.2016 г.

На основании Распоряжения Правительства РФ от 06.05.2015 -р и Государственной программой «Газификация населенных пунктов Республики Крым», утв. Постановлением Совета министров Республики Крым от 05.12.2017 №    658 предусмотрено осуществлением мероприятий «Реконструкция ГРС Евпатория».

Участниками вышеуказанной программы являются Министерство экономического развития Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз», Государственное казенное учреждение Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым», муниципальные образования Республики Крым, иные юридические лица, осуществляющие строительство и эксплуатацию систем газоснабжения в соответствии с действующим законодательством.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20.11.2019 г. №1490-р утверждена документация по планировке территории в целях размещения линейного объекта «Реконструкция ГРС Евпатория».

16.06.2020    г. Службой государственного строительного надзора Республики Крым было выдано разрешение на строительство линейного объекта «Реконструкция ГРС Евпатория», в связи с чем, ГУП РК «Черноморнефтегаз» обратился в Совет министров Республики Крым и Министерство энергетики Российской Федерации с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных нужд. Распорядительные акты об изъятии земельного участка истца для государственных нужд Министерством энергетики РФ и Советом министров Республики Крым до настоящего времени не принимались.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.12.2019 г. №5059 для размещения линейного объекта «Реконструкция ГРС Евпатория» установлен публичный сервитут сроком на 49 лет, сведения о котором 08.04.2020 г. внесены в ЕГРН с присвоением идентификационного реестрового номера 90.00.2.349.

Обладателем публичного сервитута определено ГУП РК «Черноморнефтегаз». Вышеуказанным приказом публичный сервитут установлен на территории муниципальных образований юродской округ Евпатория Республики Крым и Сакский район Республики Крым общей площадью 820700 кв.м.

Согласно п. 5 Приказа ГУП РК «Черноморнефтегаз» необходимо обеспечить заключение соглашений о плате за публичный сервитут с правообладателями обслуживающих земельных участков.

После строительства линейного объекта письмами от 18.08.2021 и от 24.08.2021     ГУП РК «Черноморнефтегаз» предложил истцу заключить соглашение о плате за уже установленный публичный сервитут. Вместе с тем, процедура установления публичного сервитута в отношении земельного участка истца не осуществлялась.

Соглашение о плате за публичный сервитут между Косаревой В.И. и ГУП РК «Черноморнефтегаз» не подписано.

Важной особенностью размещения линейных объектов на основании публичного сервитута также является то, что оно может осуществляться и без согласия правообладателя земельного участка. Так, согласно п. 11 ст. 39.47 ЗК РФ, если в течение тридцати дней со дня получения правообладателем земельного участка проекта соглашения об осуществлении публичного сервитута такое соглашение не заключено, (за исключением случая оспаривания правообладателем земельного участка решения об установлении публичного сервитута в суде), то плата за публичный сервитут вносится обладателем публичного сервитута в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка. В указанном случае обладатель публичного сервитута вправе выполнять необходимые работы в соответствии с графиком и сроками, которые предусмотрены проектом указанного соглашения. В связи с этим заключение соглашения об осуществлении публичного сервитута имеет принципиальное значение, поскольку в нем устанавливаются возможные пределы осуществления публичного сервитута и другие важные условия (сроки выполнения работ на земельном участке, размер платы за публичный сервитут и порядок ее внесения, порядок возмещения убытков и т.п.).

Из пункта 1.4 Устава ГУП РК «Черноморнефтегаз» следует, что учредителем Предприятия является Республика Крым. Полномочия собственника имущества осуществляют Совет министров Республики Крым и Министерство топлива и энергетики Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым. ГУП РК «Черноморнефтегаз» находится в ведомственном подчинении Министерства топлива и энергетики Республики Крым. (л.д. 207-208 т.6).

В связи с вышеуказанным, судебная коллегия пришла к рассмотрению указанного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ и привлекла к участию в деле в качестве соответчика Министерства топлива и энергетики Республики Крым, исключив его из числа третьих лиц

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле

В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции по делу была назначена судебная экспертиза.

Заключение судебной экспертизы №61-22 от 25.07.2022 ООО «ГЕО ЭКСПЕРТ» приобщено к материалам дела и было предметом исследования суда первой инстанции (л.д. 40-134 т.4). Эксперт пришел к выводу, что земельный участок площадью 40748 кв.м. с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственное использование, не пригоден к использованию в соответствии с указанной категорией и возможными в составе такой категории видами разрешенного использования, установленными классификатором, утвержденным приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412, использование земельного участка в соответствии с означенной категорией и ВРИ на текущий момент невозможно. Кроме этого, судебный эксперт определил, что рыночная стоимость земельного участка площадью 40748 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – сельскохозяйственное использование на дату оценки 25.07.2022 года составляет 3 316 072 руб.

В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представителем ответчика ГУП РК « Черноморнефтегаз» в судебном заседании от 11.05.2023 года пояснял, что государственное оборудования расположено на 25% спорного земельного участка, вопрос об определении фактической площади занимаемого земельного участка перед экспертом не ставился и ГУП РК «Черноморнефтегаз» не согласно с оценочной стоимостью земельного участка.

С учётом изложенного, для установления юридически значимых обстоятельств по делу, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23.05.2023 года по делу назначено проведение повторной комплексной судебной строительно-технической, землеустроительной и оценочной экспертизы, производство которой поручено ООО «Межрегиональный центр судебной экспертизы». В указанном определении обозначено, что эксперты вправе включить в заключение обстоятельства, установленные ими в ходе проведения данной экспертизы, которые, по их мнению, имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, и по поводу которых не были поставлены вопросы. Разрешено руководителю экспертного учреждения привлекать специалистов для производства экспертизы.

Согласно заключению повторной комплексной судебной строительно-технической, землеустроительной и оценочной экспертизы ООО «Межрегиональный центр судебной экспертизы» № 4061-СМ от 04.08.2023 а также дополнением заключению от 07.09.2023 за подписями экспертов Савенко Г.В., Михуля А.Р. экспертами установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 90:11:220201:326 расположены три объекта (эксперт обозначил их номерами 1, 2 и 3), границы которых закреплены забором; все объекты расположены на насыпях их гравия (при определении занимаемой объектами площади эксперт Савенко Г.В. учел и часть земельного участка, занятую насыпью - от забора до окончания насыпи); дорога, посредством которой осуществляется доступ к объектам; площадки перед въездом на каждый объект. ( л.д. 19-124, 203 -206 т.6)

Общий размер части земельного участка с кадастровым номером 90:11:220201:326, на котором расположены объекты № 1, № 2 и № 3 (с насыпями), то есть наземные (площадные) объекты газотранспортной системы, дорога (с площадками у объектов № 2 и № 3), составляет 9 607 кв.м.

Также под поверхностью земельного участка расположен трубопровод, на что указывают информационные столбы.

Эксперт пришел к категоричному выводу о том, что размещение наземных (площадных) объектов газотранспортной системы, дороги (с площадками у объектов № 2 и № 3), трубопровода на площади 9 607 кв.м, исключает использование земельного участка с кадастровым номером 90:11:220201:326 полностью (в отношении указанной площади: установление публичного сервитута в отношении всего земельного участка с кадастровым номером (и не занятых наземными (площадными) объектами газотранспортной системы, дорогой) создает препятствия для использования его частей, в том числе не занятых непосредственно наземными (площадными) объектами газотранспортной системы магистрального газопровода, в соответствии с таким видом разрешенного использования, как сельскохозяйственное использование, в том смысле, что предусматривает обязательное получение разрешения для деятельности в рамках кодов 1.3, 1.5, 1.5.1, 1.7, 1.8-1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.18 и 1.20, а также предположительно 1.2 и 1.4 из существующих двадцати кодов согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков.

Эксперт указал, что имеются основания полагать, что деятельность согласно коду 1.1 также предполагает в определенных случаях обязательное получение разрешения, так как содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1 - 1.6. Отсутствуют какие-либо препятствия (отсутствует необходимость в получении разрешения в отношении части земельного участка, на которой отсутствуют наземные (площадные) газотранспортной системы магистрального газопровода) для использования земельного участка     в соответствии с кодом 1.19 «сенокошение».    

На основании проведенного исследования эксперт пришел к выводу, что выкупная стоимость земельного участка категории сельскохозяйственного назначения для собственника земельного участка, в том числе с учетом находящейся на нем собственности другого лица в виде наземных (площадных) и подземных объектов, газотранспортной системы магистрального газопровода будет равной рыночной стоимости земельного участка категории сельскохозяйственного назначения без учета собственности другого лица в виде наземных (площадные) и подземных объектов, газотранспортной системы магистрального газопровода, а именно:

3 708 068,00 рублей

Экспертом указано, что земельный участок площадью 40748 кем, с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения для выкупа у собственника должен рассматриваться как земельный участок условно свободный от созданных на нем наземных (площадные) и подземных объектов, газотранспортной системы магистрального газопровода, иначе собственник земельного участка понесет убытки в виде уменьшения выкупной стоимости по вине размещения на нем чужих объектов недвижимости. При выкупе только части земельного участка у собственника останутся разрозненные ничтожные земельные участки, которые невозможно использовать по их непосредственному виду разрешенного использования.

Поскольку судебной коллегией был поставлен вопрос о выкупной стоимость части земельного участка, то эксперт ответил и на данный вопрос указав, что стоимость части земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 607 кв.м., на дату оценки 31 июля 2023г. без учета находящихся на нем наземных (площадных) и подземных объектов, газотранспортной системы магистрального газопровода составит: 1 393 015,00 руб.

Выводы экспертов подробно мотивированы, экспертное заключение соответствует требованиям Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Эксперты, проводившие исследования, были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации в установленном законом порядке. Заключение основано на непосредственном обследовании спорного объекта недвижимого имущества.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия признает доказанными исковые требования о невозможности или существенной затруднительности использования принадлежащего истцу земельного участка по целевому назначению вследствие установления публичного сервитута в пользу ГУП РК «Черноморнефтегаз» на основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.12.2019 г. №5059.

Пунктом 1 части 1 статьи 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях: 1) строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для оказания услуг связи, организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения).

В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 39.43 Земельного кодекса Российской Федерации решение об установлении публичного сервитута должно содержать следующую информацию: 6) срок, в течение которого использование земельного участка (его части) и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием будет невозможно или существенно затруднено в связи с осуществлением сервитута (при наличии такого срока);

Согласно пунктом 1 статьи 39.45 Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается на срок, указанный в ходатайстве об установлении публичного сервитута, с учетом положений пункта 7 статьи 23 настоящего Кодекса и следующих ограничений: 1) от десяти до сорока девяти лет в случае установления публичного сервитута в целях, предусмотренных подпунктами 1, 3 - 4.1 статьи 39.37 настоящего Кодекса.

Статья 23 Земельного кодекса Российской Федерации гласит, что обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает его правообладателя прав владения, пользования и (или) распоряжения, однако ст. 39.48 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка, обремененного публичным сервитутом в течение срока, превышающего один год.

Согласно пункту 1 статьи 39.48 Земельного кодекса Российской Федерации, если осуществление публичного сервитута привело к невозможности или существенному затруднению использования земельного участка (его части) и (или) расположенного на таком земельном участке объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.43 названного Кодекса, правообладатель земельного участка и (или) правообладатель расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости вправе требовать выкупа соответственно земельного участка и иного объекта недвижимого имущества по рыночной стоимости и возмещения всех причиненных убытков.

Требования о выкупе объектов недвижимости, возмещении убытков, указанных в пункте 1 названной выше статьи, предъявляются к обладателю публичного сервитута, а при наличии нескольких публичных сервитутов - к обладателю того публичного сервитута, осуществление которого стало наиболее обременительным для использования земельного участка (пункт 2 той же статьи).

По смыслу приведенной нормы, основанием для предъявления требования о выкупе земельного участка является невозможность или существенное затруднение использования такого участка (его части) в соответствии с его разрешенным использованием в связи с осуществлением публичного сервитута. При этом требование о выкупе может быть заявлено именно к обладателю публичного сервитута.

Регулирование вопроса о выкупе обремененного публичным сервитутом земельного участка, принадлежащего частному лицу, в случае исчерпания публичным сервитутом всех форм использования такого участка, должно бы быть главной юридической гарантией защиты прав собственника земельного участка.

Как выше указано, законодательством предусмотрен порядок выкупа земельного участка, обремененного публичным сервитутом у правообладателя. Обязанность по осуществлению выкупа земельного участка в данном случае возложена на обладателя публичного сервитута.

На основании приказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 13.12.2019 г. №5059 правообладателем публичного сервитута является ГУП РК «Черноморнефгегаз».

Вместе с тем, ГУП РК «Черноморнефгегаз» в силу своей организационно-правовой формы, предприятие не обладает полномочиями, необходимыми для осуществления выкупа земельного участка.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава ГУП РК «Черноморнефгегаз» полномочия собственника    имущества    ГУП РК «Черноморнефгегаз» осуществляет Совет министров Республики Крым и Министерство топлива и энергетики Республики Крым в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым (л.д. 207-208 т.6).

ГУП РК «Черноморнефгегаз» находится в ведомственном подчинении Министерства топлива и энергетики Республики Крым.

Законом Республики Крым от 28.11.2019 № 19-ЗРК/2019 «О бюджете Республики Крым на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Министерство топлива и энергетики Республики Крым определено в качестве распорядителя бюджетных средств в рамках реализации программы «Государственная программа «Газификация населенных пунктов Республики Крым» (утвержденной Постановлением Совета министров Республики Крым от 05.12.2017 №    658).

Кроме того, пунктом 14.8.4 Положения о Министерстве топлива и энергетики Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 153, Министерство топлива и энергетики Республики Крым осуществляет, в том числе функции главного распорядителя средств бюджета Республики Крым.

В связи с вышеизложенным исковые требования Косаревой В.Т. подлежат частичному удовлетворению, путем возложения обязанности на Министерство топлива и энергетики Республики Крым за счет средств казны Республики Крым выкупить у Косаревой Валентины Тимофеевны по договору купли-продажи земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственное использование, за 3 708 068,00 рублей.

В остальной части иска следует отказать.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Министерства топлива и энергетики Республики Крым за счет средств казны Республики Крым в пользу Косаревой В.Т. подлежат взысканию судебные расходы в размере 40 000 руб. за проведение судебной экспертизы ООО «ГЕО ЭКСПЕРТ» № 61-22 от 25.07.2022 и 300 руб. оплаченной истцом государственной пошлины при подаче иска, а всего 40 300 руб.

Принимая во внимание, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права - п.4 ч.4 ст. 330 ГПК РФ, являющиеся безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного решения, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

о п р е д е л и л а :

Решение Сакского районного суда Республики Крым от 01 декабря 2022 года отменить. Принять по делу новое решение, которым исковые требования Косаревой Валентины Тимофеевны удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Министерство топлива и энергетики Республики Крым за счет средств казны Республики Крым выкупить у Косаревой Валентины Тимофеевны по договору купли-продажи земельный участок площадью 40700 кв.м с кадастровым номером 90:11:220201:326, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - сельскохозяйственное использование, за 3 708 068,00 рублей ( три миллиона семьсот восемь тысяч шестьдесят восемь рублей).

Взыскать с Министерства топлива и энергетики Республики Крым за счет средств казны Республики Крым в пользу Косаревой Валентины Тимофеевны судебные расходы в размере 40 300 (сорок тысяч триста) рублей.

В остальной части иска отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 12 декабря 2023 года.

Председательствующий судья     Белинчук Т.Г.

Судьи                                 Белоусова В.В.

                                     Басараб Д.В.

33-4061/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Косарева Валентина Тимофеевна
Ответчики
ГУП РК "Черноморнефтегаз"
Республика Крым в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым
Совет Министров Республики Крым
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Центр комплексного проектирования"
Министерство топлива и энергетики Республики Крым
Общество с ограниченной ответственностью "Черноморнефтегаз Газификация"
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
30.03.2023Передача дела судье
11.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
14.11.2023Производство по делу возобновлено
14.11.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
05.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2023Передано в экспедицию
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее