№ 16-1983/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 апреля 2020 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу защитника ФИО3, действующей в интересах генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Киреева С.Г., на вступившие в законную силу постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 18 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Киреева С.Г.,
установил:
постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 года генеральный директор ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Киреев С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 18 июля 2019 года постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 18 июля 2019 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ФИО3, действующая в интересах генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Киреева С.Г. ставит вопрос об их отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает на отсутствие в действиях генерального директора ПАО «Новороссийский морской торговый порт» Киреева С.Г. события правонарушения. Кроме того, Киреев С.Г. при рассмотрении антимонопольного дела, а также при обжаловании решения УФАС в судебном порядке к участию в деле привлечен не был.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена ответственность занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 КоАП РФ.
Пунктом 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон) введен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.
Согласно статьи 5 Закона доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта, как не соответствующих пункту 9 части 1 статьи 10 Закона, в частности, в виде создания препятствий доступу на товарный рынок, антимонопольному органу необходимо установить не только наличие у субъекта доминирующего положения на товарном рынке, но и наличие действий (бездействия) по ограничению доступа; доказательства (обоснование) того, что принимаемые доминирующим субъектом действия (бездействия) фактически ограничивают доступ на товарный рынок другому хозяйствующему субъекту.
Из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона, следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации (часть 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ).
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило заявление АО «Роснефтефлот» от 28 декабря 2017 года, направленное в ФАС России на действия ПАО «НМТП» по вопросу Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на ограничение и устранение конкуренции.
В ходе рассмотрения заявлений АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал Краснодарским УФАС России установлено следующее.
АО «Роснефтефлот» с 2016 года оказывает буксирные услуги в морском порту Новороссийск.
Используемые суда АО «Роснефтефлот» для оказания буксирных услуг в порту Новороссийск соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается актами проверок буксиров АО «Роснефтефлот».
18 декабря 2017 года ПАО «НМТП» утвердило «Руководство по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП». До 18 декабря 2017 года подобного документа в ПАО «НМТП» не было.
Письмо ПАО «НМТП» от 25 декабря 2017 года № о введении в действие Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» направлено в адрес заинтересованных лиц с указанием на обязанность соблюдения требований Руководства, а также на то, что оказание услуг по перевалке грузов в порту Новороссийск в 2018 году будет осуществляться ПАО «НМТП» в строгом соответствии с требованиями Руководства.
Согласно пункта 1.6 Руководства деятельность транспортно-экспедиторских, агентских, сюрвейерских, шипчандлерских компаний и иных организаций, связанных с обслуживанием судов на терминалах НМТП, осуществляется на основании заключенных договоров с операторами терминалов, грузоотправителями и/или судовладельцами, при строгом соблюдении настоящего Руководства, нормативных документов, приказов, распоряжений, действующих в районе эксплуатационной ответственности терминалов НМТП.
Приказом Краснодарского УФАС России от 2 марта 2018 года № 60 возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «НМТП» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно приказу ФАС России от 8 сентября 2017 года № 1189/17 «Об утверждении перечней субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России» ПАО «НМТП» включено в перечень субъектов естественных монополий в транспортных терминалах и морских портах.
В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», Управлением подготовлен Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке оказания буксирных услуг в морском порту Новороссийск в 2017 году, согласно которому доля группы лиц в составе ПАО «НМТП» и АО «Флот «НМТП» составила более пятидесяти процентов, в связи с чем ПАО «НМТП» (группа лиц) занимает доминирующее положение на вышеуказанном рынке.
ПАО «НМТП» является владельцем и оператором морского терминала в порту Новороссийск, при этом ПАО «НМТП» оказывает услуги по обслуживанию морских судов, в том числе с привлечением хозяйствующего субъекта, входящего с ним в одну группу лиц - АО «Флот «НМТП», которое, в частности, оказывает услуги по буксирному обеспечению швартовых операций.
Переписка между ПАО «НМТП» и ФГБУ «АМП Черного моря» (капитаном порта Новороссийск) по исполнению информационного письма исх. № от 27 декабря 2017 года «О неприменении «Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП» в морском порту Новороссийск» не осуществлялась.
Положения Руководства позволяют ПАО «НМТП» определять транспортно-экспедиторские, агентские, сюрвейерские и иные компании, связанные с обслуживанием судов на терминалах ПАО «НМТП», буксирные компании и лоцманские службы, которые будут выполнять заявки на заход/выход судна на причалы, оператором которых является ПАО «НМТП».
Также положения Руководства в совокупности с условиями договора между ПАО «НМТП» и агентирующими компаниями, устанавливают, что именно терминал предоставляет буксирное обеспечение швартовных операций заходящих судов.
В силу обозначенных обстоятельств, агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица, осуществляющие деятельность в порту, под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств вынуждены отказываться от услуг заявителей (АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал) и заключать договоры на невыгодных для них условиях с ПАО «НМТП.
Из сведений ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал, в 2018 году сумма доходов от услуг буксиров в порту Новороссийск за январь-февраль составила 0 тыс. рублей. Это обусловлено тем, что 01 января 2018 года основная стивидорная компания в порту Новороссийск - ПАО «НМТП» применяет комплексную ставку, включающую в себя услуги по погрузке и выгрузке грузов, швартовку и работу буксиров, что исключает возможность работы буксиров ФГУП «Росморпорт», так как вышеуказанные услуги отдельно не расценены.
Должностным лицом ПАО «НМТП», утвердившим Руководство, являлся Временный Генеральный директор ПАО «НМТП» Киреев ФИО4.
Таким образом, действия ПАО «НМТП», выразившиеся в принятии (утверждении) Руководства по обработке судов в терминалах ПАО «НМТП» и установлении в нём условий, направленных на ограничение и устранение конкуренции, совершены генеральным директором ПАО «НМТП» Киреевым ФИО5.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а судьями, на основании анализа представленных доказательств, сделан правильный вывод о наличии в действиях генерального директора ПАО «НМТП» Киреева С.Г. состава административного правонарушения.
Факт совершения генеральным директором ПАО «НМТП» Киреевым С.Г. правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 12 апреля 2019 года, решением комиссии Краснодарского УФАС России от 7 мая 2019 года, копией Руководства по обработке судов на терминалах ПАО «НМТП», заключением по расследованию аварии от 17 февраля 2017 года, регламентом обслуживания танкеров у причалов терминала перевалки нефтепродуктов от 30 июня 2017 года, которые оценены судьями на предмет относимости, допустимости и достаточности с соблюдением требований статьи 26.11 КоАП РФ.
Квалификация действий генерального директора ПАО «НМТП» Киреева С.Г. является правильной.
Довод жалобы о том, что Киреев С.Г. при рассмотрении антимонопольного дела, а также при обжаловании решения УФАС в судебном порядке к участию в деле привлечен не был, подлежит отклонению, поскольку протокол об административном правонарушении в отношении Киреева С.Г. составлен с участием его защитников, которые также участвовали на всех стадиях производства по делу, что свидетельствует о соблюдении процессуальных прав лица, привлеченного к административной ответственности.
Иные доводы жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, поскольку обстоятельства по делу установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, установленный статьей 26.11 КоАП РФ порядок оценки доказательств судьями соблюден. Доказательств, подтверждающих довод о нарушениях, допущенных при проведении обследования, не имеется.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства нашел подтверждение факт совершения генеральным директором ПАО «НМТП» Киреевым С.Г. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, полагаю, что постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 апреля 2019 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска от 18 июля 2019 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 7 октября 2019 года подлежат оставлению без изменения.
На основании статей 30.16 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 26 ░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░ 2019 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 7 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░