Дело № 2-537/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 августа 2019 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Пироговой М.В.
при секретаре Бурковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать деятельность и осуществить мероприятия по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с мест несанкционированных свалок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать деятельность и осуществить мероприятия по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с мест несанкционированных свалок, указав, что 19.06.2019 года в ходе проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере отходов производства и потребления на городском кладбище г. Усмань, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Липецкая область, Усманский район, п. Левый Берег, ул. Солнечная, з/у 19, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относящихся к 0, IV, V классам опасности. Земельный участок с кадастровым номером № находится в ведении администрации городского поселения г. Усмань Усманского муниципального района Липецкой области.
В этой связи, истец просит суд обязать Администрацию городского поселения города Усмань Усманского муниципального района Липецкой области организовать деятельность и осуществить мероприятия по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с городского кладбища г. Усмань, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Липецкая область, Усманский район, п. Левый Берег, ул. Солнечная, з/у 19.
Определением суда от 17.07.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на стороне ответчика, было привлечено ЗАО работников «НП «Благоустройство».
В судебном заседании помощник прокурора Усманского района Калинин В.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Администрации городского поселения г. Усмань Усманского муниципального района Липецкой области Скрябина И.Л. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что ими была организована деятельность по сбору ТКО путем заключения муниципального контракта с ЗАО работников «НП «Благоустройство». В настоящее время несанкционированная свалка с территории городского кладбища частично убрана.
Представитель третьего лица ЗАО работников «НП «Благоустройство», извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. Суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ч. 1 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Аналогичные требования содержатся в ст. 22 Федерального закона от 30.03.1997 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ"О погребении и похоронном деле" деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Статьей 21 указанного выше Закона предусмотрены санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88"Санитарные правила содержания территорий населенных мест").
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88"Санитарные правила содержания территорий населенных мест").
Согласно ст. 14 ч. 1 п. 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфереприродопользования от 22.05.2017 N 242 отходы продукции из полиэтилена незагрязненные (код отхода 4 34 110 00 00 0), отходы упаковки и упаковочных материалов из бумаги и картона загрязненные (код отхода 4 05 910 00 00 0), отходы бумаги и картона в смеси(код отхода 4 05 811 91 60 4), прочие отходы от уборки территории городских и сельских поселений (код отхода 7 31 290 00 00 0), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (код отхода 7 31 300 01 20 5), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (код отхода 7 31 300 02 20 5), Прочие твердые коммунальные отходы (код отхода 7 31 900 00 00 0), отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев (код отхода 7 31 200 03 72 5) относятся к 0, IV, V классам опасности соответственно.
Как установлено в судебном заседании, 19.06.2019 года прокуратурой Усманского района в ходе проверки исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования в сфере отходов производства и потребления на городском кладбище г. Усмань, расположенном на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: Липецкая область, Усманский район, п. Левый Берег, ул. Солнечная, з/у 19, выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, относящихся к 0, IV, V классам опасности. Земельный участок городского кладбища находится в ведении администрации городского поселения г. Усмань Усманского муниципального района Липецкой области. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Согласно материалам дела, 09.01.2019 г. между Администрацией городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области и ЗАО работников «НП «Благоустройство» был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по организации и содержанию мест общего захоронения (кладбищ) на территории города Усмань.
Из ответа ЗАО работников «НП «Благоустройство», представленного представителем ответчика, следует, что работы по сбору и вывозу мусора с территории городского кладбища выполнены в полном объеме (вывезено 594 м3 мусора).
Однако, как установлено в судебном заседании, несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов с территории городского кладбища по адресу: Липецкая область, Усманский район, п. Левый Берег, ул. Солнечная, з/у 19, не убрана (имеются отдельные кучи твердых коммунальных отходов), что подтверждается объяснениями представителей сторон, выезжавших не место несанкционированной свалки.
Довод представителя ответчика о том, что ответчиком заключен муниципальный контракт на выполнение работ по организации и содержанию мест общего захоронения (кладбищ) на территории города Усмань с ЗАО работников «НП «Благоустройство», не может быть принят во внимание, поскольку фактически организация деятельности и мероприятий по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с городского кладбища осуществляются ненадлежащим образом, о чем свидетельствует наличие несанкционированной свалки.
Именно на органы местного самоуправления возложена ответственность по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
При таких обстоятельствах иск прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать деятельность и осуществить мероприятия по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с мест несанкционированных свалок подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56,194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить:
Обязать Администрацию городского поселения город Усмань Усманского муниципального района Липецкой области в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу организовать деятельность и осуществить мероприятия по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов с места несанкционированной свалки на территории городского кладбища города Усмань, расположенного на земельном участке по адресу: Липецкая область, Усманский район, п. Левый Берег, ул. Солнечная, з/у 19.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда путем подачи жалобы через Усманский районный суд Липецкой области.
Председательствующий: М.В. Пирогова